Игра на повышение
У Софьи Шидловской сразу два события в декабре – премьера «Чайки» в МХТ им. А. П. Чехова и выход сериала «Первый номер» о перезапуске журнала. Актриса рассказала Екатерине Сахаровой, какие новые смыслы она открыла в тексте Чехова и что ее удивило в индустрии глянца.
GRAZIA: Совсем недавно в МХТ состоялась премьера «Чайки» в постановке Константина Хабенского, где ты исполнила роль Нины Заречной. Это самая важная пьеса для театра, расскажи, как ты относишься к этому произведению Чехова.
СОФЬЯ ШИДЛОВСКАЯ: Я помню до мельчайших подробностей тот день, когда Константин Юрьевич вызвал меня в кабинет и сказал, что я буду играть Нину Заречную. Я вышла в щенячьем восторге и одновременно, наверное, не совсем до конца осознавая происходящее. Ведь настолько велика роль этой пьесы в мировой драматургии и уж тем более в жизни Московского художественного театра. С началом репетиций я стала думать о том, какой груз ответственности на меня свалился на второй год работы в театре. Я ведь буду читать знаменитый монолог про людей, львов, орлов и куропаток. А как это делать? Как и на третьем курсе ГИТИСа, когда мы репетировали отрывок из «Дяди Вани», я в очередной раз столкнулась со сложностью чеховского языка. Все-таки он достаточно далек от нас. Но благодаря работе с Константином Юрьевичем и тому способу существования, который он предложил, я начала слышать этот самый текст, перестала бояться его произносить. Мне кажется, что все персонажи звучат актуально, и надеюсь, что зрители будут соотносить себя с ними. Я до сих пор открываю для себя новые скрытые смыслы, которые раньше не находила, – столько в этой драматургии слоев, которые очень интересно разгадывать.
GRAZIA: Константин Хабенский сказал, что хотел сделать спектакль о женщинах, что он подразумевал под этим?
C. Ш.: Речь о том, что слабая на вид женщина может как вознести мужчину на пьедестал, так и растоптать его, уничтожить. В нашей постановке мы размышляем на тему непростых отношений мужчины и женщины.
GRAZIA: Что в характере Нины тебя раздражает, а что, наоборот, импонирует?
C. Ш.: Она мечтательница, которая очень хотела стать известной актрисой. Но как только она влюбляется в писателя Тригорина, самоотверженно отдает себя во власть этого человека и все остальное перестает быть для нее значимым, она как будто забывает о том, к чему еще вчера стремилась всем сердцем. Любовь выходит на первое место. С одной стороны, меня восхищает такое стопроцентное включение: мне кажется, таких людей, как Нина Заречная, в нашем мире очень мало, поскольку многие, в силу эгоистичной человеческой природы, думают только о себе – и это нормально. А с другой – то, что она готова отдать все, лишь бы быть с Тригориным, раздражает. Ищешь человека, с которым пойдешь на край света, а в итоге такая жертвенность никому не нужна, и этому человеку прежде всего. Никогда нельзя забывать о себе и своей жизни.
GRAZIA: Современные психологи ее бы вряд ли одобрили...
C. Ш.: Да, но мне нравится в ней и то, что ей все равно, что подумают о ней другие люди или какое она на них произведет впечатление. Она бесстрашная, руководствуется только своими чувствами.
GRAZIA: Какой твой любимый монолог Нины?
C. Ш.: «Я все хожу пешком, все хожу и думаю, думаю и чувствую, как с каждым днем растут мои душевные силы… Я теперь знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле – все равно, играем мы на сцене или пишем – главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни». Она старается найти себя в вере, потому что в ее жизни уже давно нет ничего хорошего.