В одной черной-черной стране
Каждый год в результате аварий на трубопроводах в России разливаются сотни тысяч тонн сырой нефти. Разбираемся, как и почему черное золото захватывает территории.
Республика Коми, вблизи трассы Усинск–Харьяга. «А вы верите в Бога? — спрашивает рыбак Евгений Безуглый. — Помолитесь за нас, чтобы мы справились с нефтью, пока все к чертям не замерзло». Он стоит у спуска к реке Колва. На берегу повсюду почерневшие лодки в жирных масляных разводах. Река течет, и ее поверхность окрашена серыми нефтяными кляксами. «Если земля и река замерзнут, — продолжает мужчина, — в паводок нефть пройдет еще дальше в тундру». Он задумывается. «В наших реках не осталось рыбы, которую можно есть. Она вся отравлена нефтью». По информации Гринпис, после серии прорывов на трубопроводах компании «Коминефть» в воду и почву вылилось 200 тысяч тонн сырой нефти.
Краснодарский край, акватория вблизи порта «Кавказ». «Я в этих местах живу больше 40 лет, — говорит Петр Гудов, виноградарь. — На моей памяти это был самый сильный шторм. Вся Тамань без света сидела, повалило деревья, посрывало крыши. В некоторых местах волны перехлестывали дамбу». На рейдовой якорной стоянке № 450 в Керченском проливе 11 ноября потерпел крушение танкер «Волгонефть‑139». Заякоренная носовая часть судна осталась на месте, корму отнесло к острову Тузла и выбросило на мель. По данным «Новой газеты», в результате инцидента в море вылилось около трех тысяч тонн мазута. Общий ущерб от шторма Южная транспортная прокуратура оценила в 30 млрд рублей.
Норильск, на подъезде к ТЭЦ‑3. «В какой-то момент машина остановилась, — вспоминает водитель Андрей Афиногенов. — Трудно сказать, что именно произошло. Когда я открыл дверь машины, уровень жидкости, заполняющей все пространство вокруг, продолжал подниматься. Чувствовался запах дизельного топлива. Я вылез через крышу. К этому времени из-под капота пошел дым. Потом появились языки пламени». Из топливного бака, принадлежащего «Норильско-Таймырской энергетической компании», 29 мая произошла утечка 21 тысячи тонн (приблизительно 350 железнодорожных цистерн) дизеля. Малая часть жидкости осела в грунте, а большая потекла в речку Далдыкан, оттуда в Амбарную, а далее направилась к реке Пясина, впадающей в Карское море. Росприроднадзор оценил ущерб от утечки в 148 млрд рублей. Компания «Норникель» оспаривает размер штрафа.
Разливы — привычное дело для российской промышленности. В 1997 году из-за разрыва нефтепровода Самара–Тихорецк в землю вылилось 1,5 тысячи тонн сырья. В 2003 году на участке трубопровода «Дружба» в Пензенской области произошел взрыв задвижки, из-за которого в природу попало 10 тысяч тонн сырой нефти. В этом году в Находке 1,6 тысячи тонн мазута покрыли площадь около гектара (причина инцидента — авария на топливном складе). А разгерметизация трубы на другом предприятии в Норильске — «Норильсктрансгаз» — привела к тому, что 44,5 тонны авиакеросина осели в тундре.
Ископаемые, бывшие гарантом российского экономического чуда, снова и снова просачиваются из недр земли на поверхность. Только в 2018 году, по данным издания «Нефть и Капитал», в результате разливов (официально зафиксировано 3053 случая. — Прим. GQ) была загрязнена площадь в 214,5 гектара. Это больше, чем княжество Монако. Черное золото наводняет российские территории. И люди продолжают страдать в местах, где когда-то были организованы исправительно-трудовые лагеря.
В отличие от катаклизмов, которые предсказываются, но не предотвращаются, разливы нефти можно контролировать. Как показывает российская практика, в корне экологических катастроф лежат общие первопричины. Хоть бедствия и случаются на разных территориях и даже в разных тысячелетиях.