Как разбогател Павел Фукс, девелопер из расследования об утечке из финразведки США, и почему потерял бизнес
Известный столичный девелопер из «нулевых» Павел Фукс — один из многих бизнесменов, который оказался связан с данными крупнейшей утечки из финансовой разведки США. Американских банкиров привлек перевод от брата Фукса бывшему влиятельному столичному чиновнику Иосифу Орджоникидзе. Forbes рассказывает, как Фукс построил одного из самых заметных игроков на рынке столичной недвижимости и почему потерял бизнес в России
Летом 2015 года сотрудники нью-йоркского подразделения банка Barclays обратили внимание на транзакцию, которая показалась им странной: кипрская компания BEM Global Corp. перевела $1 млн на счет бывшего вице-мэра Москвы Иосифа Орджоникидзе в качестве вознаграждения за некие консультации. Собственником BEM Global Corp. был Роман Фукс, брат известного девелопера украинского происхождения Павла Фукса. Последний во второй половине 2000-х начинал строить в «Москва-Сити» сразу два небоскреба — «Евразию» и «Империю». Именно Орджоникидзе был одним из инициаторов и идеологов строительства делового центра. Он ушел в отставку в 2007 году, но продолжил курировать «Москва-Сити» как советник мэра Юрия Лужкова вплоть смены московского правительства в 2010 году.
Сотрудники Barclays оценили транзакцию как подозрительную и отправили отчет о ней в FinCEN (Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями) — подразделение американского Минфина, которое занимается анализом финансовых операций, противодействием финансированию терроризма и отмыванию денег. Информация о выплатах Орджоникидзе вместе с данными о тысячах других подозрительных транзакциях оказалась в распоряжении издания BuzzFeed и Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ) в результате крупнейшей утечки из FinCEN. Журналисты опубликовали их 20 сентября.
В конце 2000-х Павел Фукс считался одним из самых влиятельных московских девелоперов. Портфель его компании MosCityGroup составлял около 7 млн кв.м. Но из-за проблем с долгами Фукс к середине 2010-х был вынужден продать российские активы и вернуться на Украину. Сегодня претензии к Фуксу есть у российских и казахстанских силовиков. В России его обвиняют в хищении денег дольщиков при строительстве двух жилых комплексов, в Казахстане подозревают в хищении у БТА-Банка — вместе с экс-владельцем банка Мухтаром Аблязовым Фукс начинал строить башню «Евразия».
Forbes вспоминает, как Фукс создал свою бизнес-империю, почему потерял ее и чем занимается сейчас?
Спекулянт и посредник
Свои первые деньги выпускник Харьковского национального университета строительства и архитектуры Павел Фукс сколотил в начале 1990-х на спекуляциях. Больше десяти лет назад в беседе с корреспондентом Forbes он вспоминал, что одной из первых его коммерческих операций была продажа сигарет Winston. Вместе с партнерами Фукс купил партию сигарет за $200 000, и пока поставка дошла до Харькова, из-за инфляции ее стоимость выросла почти втрое. В 1992 году 20-летний Фукс устроился советником гендиректора компании «Торговый дом «Интрада». Эта компания поставляла на Украину оргтехнику и компьютеры. Должность была формальная, объяснял Фукс в интервью украинскому изданию «Экономическая правда» в 2019 году. Подробности тех лет и имена партнеров он не смог вспомнить, сославшись на то, что в то время активно занимался боксом.
В 1994 году Фукс перебрался в Москву и основал собственную компанию «Союз инвест», которая, как он вспоминал в интервью «Экономической правде», помимо техники торговала спиртом и водкой. Со временем масштаб бизнеса вырос — Фукс начал участвовать в цепочках взаимозачетов между бывшими советскими промышленными предприятиями. Например, он участвовал в бартерных сделках между структурами «Газпрома» и белорусского «Белтрансгаза». Корреспонденту Forbes Фукс рассказывал, что белорусская компания нередко платила «Газпрому» продукцией, например, тканями или мебелью. Если «Газпром» отказывался принимать такую оплату, «неликвид» нужно было перепродать, и на вырученные деньги купить то, что интересовало газовую монополию.
Еще одним контрагентом Фукса был российский производитель ядерного топлива концерн «ТВЭЛ», предприятия которого не всегда могли расплатиться с поставщиками. Фукс поставлял им нефтепродукты или уголь в кредит. Однажды предприятия «ТВЭЛ» не смогли вовремя заплатить Фуксу, и он приехал договариваться в головной офис холдинга. Там сослались на крупный долг, который «ТВЭЛ» не возвращает оператор украинских АЭС «Энергоатом». «Я пришел в главный офис, а они говорят: «Нам не платят хохлы», — вспоминал Фукс. — Я говорю: «Это мои земляки». В итоге я у них купил $60 или $62 млн долгов «Энергоатома» перед «ТВЭЛ». После этого Фукс на несколько месяцев переехал в Киев и смог добиться того, чтобы с ним расплатились крупнейшие должники «Энергоатома». Для этого пришлось встретиться с Юлией Тимошенко, которая в декабре 1999 года заняла пост вице-премьера Украины и стала курировать топливно-энергетический комплекс.
Фукс вспоминал, что потребовал у Тимошенко передать ему долги крупнейших промышленных предприятий Украины и даже прибегнул к шантажу. Как раз в это время Запорожская АЭС должна была менять отработавшее ядерное топливо на свежее — для этих целей «ТВЭЛ» направила в Украину спецвагон с тепловыделяющими элементами. Фукс якобы добился, чтобы вагон остановили на границе. «В итоге я получил возможность собрать деньги с промышленных потребителей электроэнергии», — утверждал Фукс. Тогда же он познакомился с бизнесменом Игорем Коломойским, чьи предприятия потребовали у Фукса скидку в 10%. Фукс уступил, а между бизнесменами завязалась дружба.