Кошмар на улице вузов
Вслед за падением цен на нефть обесценивается еще один ресурс, в который вкладывались миллиарды. В ближайшие годы мир столкнется с глобальным кризисом высшего образования. Нас ждет эпидемия закрытий университетов, отказ от дипломов и отрицательные конкурсы на поступление, когда мест в аудиториях будет больше, чем желающих их занять.
В январе 2019 года сервис по поиску работы Superjob убрал из вакансий графу «образование», пояснив, что «отсутствие образования определенного типа — больше не препятствие для поиска работы».
Двадцатый век приучил нас к формуле «школа — университет — работа — пенсия». Треть жизни люди учились и лишь потом заменяли выбывающее старшее поколение на рабочих местах. В 1990‑е почти 100 % выпускников российских школ поступали в вузы. Аналогичный спрос на дипломы был во всем мире, благодаря чему в США за последние 40 лет стоимость обучения выросла на 260 %, а кредиты на его оплату оценивались в $30 миллиардов. Казалось, так будет всегда, однако новое поколение не спешит тратить на диплом ни время, ни деньги.
Согласно недавнему исследованию Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, две трети молодых россиян не считают высшее образование обязательным условием успешной карьеры. Спорить с ними сложно — любые аргументы разбиваются о своеобразную гору Рашмор, на которой высечены лица титанов бизнеса. Марк Цукерберг и Билл Гейтс покинули Гарвард спустя два года после поступления — один ушел, второй был отчислен. Позже оба, уже став миллиардерами, получили дипломы. Так что строить карьеру корочки им не помогали.
«Я бросил Рид-колледж (частный университет в городе Портленд, США. — Прим. GQ) после шести месяцев обучения, — рассказывал Стив Джобс, которого биологическая мать отдала на усыновление с непременным условием, что мальчик получит высшее образование. — Я не знал, что хочу делать в своей жизни, и не понимал, как колледж поможет мне это осознать. В итоге я просто тратил деньги родителей, которые они копили всю жизнь. Поэтому я предпочел уйти с надеждой на лучшее. Поначалу было страшно, но теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что это было лучшим решением в моей жизни». Бросив классическое образование, будущий глава Apple и Pixar сфокусировался на получении только тех знаний, которые были ему интересны. Такой путь сегодня выбирают все больше молодых людей, особенно тех, кто делает ставку на карьеру в IT‑индустрии.
«Запускайте свой стартап, пока вы молоды. В технологиях двадцатилетние на вершине, — скажет в 2007 году 22‑летний Цукерберг и добавит: — Молодые просто умнее». Как бы спорно ни звучала вторая часть этой фразы, в ней ключ к пониманию нового подхода к построению карьеры. Раньше выпускники хотели найти работу, сегодня мечтают изобрести ее. Для этого им уже не нужно соответствовать чужим шаблонам, но необходимо мыслить нестандартно. Увы, большинство вузов этому не учит и потому теряет студентов.
Так, Илон Маск, хотя и получил в Пенсильванском университете степень бакалавра, поступив далее в Стэнфорд, провел там лишь два дня, а потом переключил все свои силы на интернет-стартап и, похоже, не прогадал. Вместо диплома в руках он получил ракету в небе. «Университет нужен только для развлечений», — категорично заявляет Маск, принимающий на работу в Tesla людей даже без среднего образования.
Теперь сами работодатели все чаще берут на себя функции вузов, обучая новые кадры на месте, как это было принято в мире до индустриализации, когда молодой человек начинал взрослую жизнь с работы подмастерьем. Смещается и сам фокус в ценностях учеников: они хотят обучаться в компаниях, с которыми связывают свои надежды на успешную карьеру, и условному МГУ или Гарварду предпочитают какую-нибудь Академию «Яндекса» или Университет Apple.
Эта заинтересованность выгодна и бизнесу. Mail.ru Group владеет контрольной долей GeekUniversity, выпускникам которого гарантируют трудоустройство, а «Яндекс», уже запустивший более трех десятков образовательных проектов для людей разного возраста, собирается в ближайшие два года инвестировать в них еще пять миллиардов рублей.
Традиционные вузы пытаются реагировать. «Сегодня появляются новые бизнес-модели в образовании, — рассказывает основатель и генеральный директор Mobi-Soft Дмитрий Простов. — Например, системы revenue share, когда студент оплачивает учебу после трудоустройства, выделяя процент из зарплаты в течение нескольких лет». Но и это вряд ли вернет золотой медали и красному диплому их привлекательность.