Куда пропали либералы в России
В книге канадского политолога Гийома Совэ изучается история советских либералов — а точнее, либеральной интеллигенции — на переломе эпох и причины их политического поражения

В своей книге Гийом Совэ, политолог и преподаватель Карлтонского университета в Оттаве, задается вопросом, который преследует многих активных участников политических событий времен перестройки и первых лет современной России: почему «впечатляющий взлет советской либеральной интеллигенции в общественной жизни России сменился ее стремительным падением после перестройки»? Удивительно, что ответить на этот вопрос взялся ученый не из России, а из Канады. Хотя, конечно, это не единственная политико-социологическая проблема современной России, которая требует обсуждения, — ведь несколько ранее в России и в целом на просторах бывшего СССР фактически потерпела поражение и левая идея.
Но политическая и экономическая жизнь любого современного государства основана на конкуренции двух великих идей и учений: учения о свободе — либерализма и учения о справедливости в двух ее ипостасях — социализма и коммунизма. И обращение к традиционным ценностям не заменит это соревнование. Ведь эти ценности в современном обществе сами являются ареной, на которой эти учения конкурируют. Именно соревнование этих идей во многом способствовало формированию социального и политического облика современного мира. Возникает вопрос: какие новые идеи в России могут столь же эффективно заменить это соревнование? Или потребуется оживить прежние идеи? И возможно ли это?
Эти вопросы возникают после прочтения книги Совэ, но обсуждает он не их, а причины этого явления. По мнению Совэ, дело в том, что «либеральная интеллигенция была в значительной степени дискредитирована связью со все более авторитарным режимом Ельцина и экономическими реформами, которые ввергли большую часть населения в нищету». При этом, по мнению Совэ, «резкое падение либеральной интеллигенции в начале 1990‑х годов, столь же стремительное, как и ее подъем во время перестройки, совершенно непропорциональны неизбежному консервативному откату, который следует за любой революцией». Хотя, как представляется, Совэ недооценивает размах колебаний этого маятника. Достаточно вспомнить историю, например, Великой французской революции. Да и нашей тоже.
Заметим, что, по нашему мнению, либеральная интеллигенция также проявила какую-то абсолютную организационную немощь. Именно в силу этого, даже создав такую массовую и, казалось бы, мощную организацию, как «Демократическая Россия», она оказалась неспособной реализовать ее потенциал. Это напомнило историю Временного правительства и его первого председателя князя Львова. Как писал Гарольд Уильямс, британский лингвист, журналист и разведчик, проживавший в то время в России, «к сожалению, обнаружилось, что таланты Львова не включают способность к решительному государственному управлению» (Кэтрин Мерридейл. Ленин в поезде. Москва: Издательство АСТ : CORPUS, 2021). Похоже, это оказалось родовой чертой российских либералов.
Но дело не только в этом. Заметим, что в так называемом авторитаризме режима Ельцина, даже если считать, что он был, явно не хватало размаха и даже замаха. И он если и беспокоил кого-то, то, скорее, все ту же либеральную интеллигенцию, и то далеко не всю, что признает и сам Совэ. А вот последствия плохо продуманных и невежественных экономических реформ действительно затронули практически все слои населения. Ту же либеральную интеллигенцию, значительная часть которой впала в нищету, хотя она всячески искала оправдание самим методам проведения реформ и оказалась неспособна критически оценить результаты своего возвышения и своих реформ.
Хотя, как пишет Совэ, были и другие причины: «C одной стороны, либеральная интеллигенция не предлагала никаких идеалов или политического проекта, кроме неприятия коммунизма. Похоже, что борьба против существующей системы была мотивирована лишь своего рода моральным протестом, расплывчатым и невнятным. Под видом обращения к западным либеральным идеям произошел лишь отказ от советской идеологии или даже от идеологии вообще. Оглядываясь назад, многие либеральные интеллектуалы охотно демонстрируют скептическую позицию по отношению к перестройке, чтобы дистанцироваться от ее идеалов, которые сегодня в России в значительной степени вышли из моды».