История рождения и крушения легенды под названием «Конкорд»

GQHi-Tech

До встречи в клубе 2,02 MAX

Хотя Илон Маск и строит скоростные подземелья для Hyperloop, авиационные инженеры не готовы жать на тормоза. В этом году концерн Boom из Денвера заявил, что к 2026 году выпустит самолеты, опережающие скорость звука. Сообщение было принято.

Текст: Charlie Burton

«Конкорд» в аэропорту Филтон (пригород Бристоля). Там, а также в Тулузе производилась окончательная сборка сверхзвуковых франко-британских самолетов.

Через две минуты после вылета из международного аэропорта Шарль де Голль 25 июня 2000 года левый двигатель самолета «Конкорд», следовавшего в Нью-Йорк, стал полыхать. Через пару мгновений воздушное судно врезалось в гостиницу на севере Парижа, в результате чего погибли все 100 пассажиров и девять членов экипажа, а также четыре человека, находившихся в отеле Hôtelissimo Les Relais Bleus. Это была первая авиакатастрофа за всю 31‑летнюю историю «Конкордов». Жестяной кусок обшивки двигателя другого самолета, валявшийся на взлетной полосе, пробил шину сверхзвукового лайнера компании Air France, после чего фрагмент покрышки повредил бак под номером пять, откуда началась утечка топлива; попав на раскаленные сопла двигателя, керосин воспламенился, и левый двигатель издох; правый стал «задыхаться» от горячих газов и также отключился. Этот инцидент стал началом конца коммерческих сверхзвуковых авиаперевозок. В октябре 2003 года все «Конкорды» были выведены из эксплуатации, являя редкий пример технологического регресса. С тех пор ни один пассажирский самолет так и не смог преодолеть звуковой барьер.

Когда‑то на «Конкорд» делали ставки. Больше напоминающий космический корабль, а не самолет, он мог взлетать на высоту до 16,5 километра (к примеру, предельная высота полета для Boeing 737–800 — 12,5 километра) — так высоко, что пассажиры наблюдали, как изгибается в иллюминаторе земной шар, и лететь со скоростью 2,02 Maxа (около 2154 км/ч), в два раза превышающей скорость звука. Это так быстро, что за время, пока стюардессы наполняли бокал шампанским, «Конкорд» преодолевал 16 километров. Дорога из Лондона до Нью-Йорка на таких самолетах занимала каких‑то три часа.

Футуристическая стойка регистрации пассажиров «Конкордов» в лондонском аэропорту Хитроу. Январь, 1976.

А началось все в 1956 году, когда сэр Морьен Морган из Royal Aircraft Establishment (Королевское авиастроительное учреждение) принялся за работу над сверхзвуковыми транспортными средствами — и все для того, чтобы перегнать Америку в области аэрокосмических инноваций. Аналогичные разработки велись и во Франции, но оба европейских проекта были под угрозой срыва: денег не хватало на разработки, а сил — на препирательства с министерствами относительно шумового загрязнения (так именуется раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека). И тогда страны решили подписать договор: глостерское конструкторское бюро British Aerospace в сотрудничестве с инженерами французской компании Aérospatiale будут работать вместе. К 1963 году под руководством Моргана и француза Робера Верно был готов первый прототип самолета, и «Конкорд» (с французского — «согласие») стал захватывать мечты авиационных дельцов.

Заказы на первые самолеты поступали от компаний со всего мира: от Pan American World Airways до Air India. Но вскоре большинство заказчиков отозвали свои запросы: из‑за шумных и прожорливых двигателей Rolls-Royce и Snecma Olympus самолет не вписывался в воздушные законы стран и потреблял в 2,5 раза больше топлива, чем дозвуковые самолеты. Наконец, в 1976 году, когда «Конкорды» были введены в коммерческую эксплуатацию, 14 лайнеров разделили между собой British Airways и Air France: девять были выкуплены, а еще пять проданы национальным авиакомпаниям правительствами Франции и Британии за символические франк или фунт за штуку. «Конкорды» со всех сторон оказались убыточными: на борту сотня мест, но даже пассажиры первого класса коленями упирались во впереди стоящие кресла; билет на рейс через Атлантику обходился в $5 тысяч, а для

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Могло быть иначе? Могло быть иначе?

Татьяна Филева — математик, пилот и руководитель авиакомпании

GQ
Убытки, наркотики и драки: в клубе Haçienda зародился британский эйсид-хаус, но он приносил владельцам одни проблемы Убытки, наркотики и драки: в клубе Haçienda зародился британский эйсид-хаус, но он приносил владельцам одни проблемы

Haçienda — пример того, как предпринимателям не стоит управлять клубом

VC.RU
После ограбления сжечь После ограбления сжечь

Как удалось провернуть самое крупное ограбление в истории США?

GQ
Шея-предательница: 10 звезд, реальный возраст которых выдают «кольца Венеры» Шея-предательница: 10 звезд, реальный возраст которых выдают «кольца Венеры»

Глубокие морщины на шее выдают реальный возраст знаменитостей

Cosmopolitan
Наши высочества Наши высочества

Интервью с высокими и талантливыми актрисами сериала «Дылды»

Maxim
Гонки на газонокосилках: самый безумный вид спорта Гонки на газонокосилках: самый безумный вид спорта

Кто и как придумал гонки на газонокосилках?

Популярная механика
Без маски Без маски

Совсем другой Уилл Смит

GQ
87 м² 87 м²

Интерьер с жизнерадостными оттенками Бали по проекту бюро Salmon Lair

AD
15 мыслей Алексея Мишина 15 мыслей Алексея Мишина

Профессор фигурного катания рассказал о новом ледниковом периоде

GQ
Может ли человек создать злонамеренный искусственный интеллект? Может ли человек создать злонамеренный искусственный интеллект?

Что если кто-то решит создать искусственный интеллект для разрушения?

Популярная механика
Оборотистый «капитал» Оборотистый «капитал»

Capital Group заняла первое место в рейтинге девелоперов элитного жилья Forbes

Forbes
«Муж назвал это бредом. Мне было больно»: Ольга Бузова пожаловалась на Тарасова «Муж назвал это бредом. Мне было больно»: Ольга Бузова пожаловалась на Тарасова

Ольга Бузова эмоционально высказалась о своем союзе с Тарасовым

Cosmopolitan
Ким Кардашьян Ким Кардашьян

Правила жизни инфлюенсера Ким Кардашьян

Esquire
Схватки в такси, прыжок в сугроб и Схватки в такси, прыжок в сугроб и

В Новый год каждый старается порадовать близких людей чем-то особенным

Playboy
Фонд физтехов Фонд физтехов

Петр Лукьянов управляет деньгами российских бизнесменов — выпускников МФТИ

Forbes
Страсти по обжарке: как кофейня из Петербурга пережила пандемию и помогла пенсионерам Страсти по обжарке: как кофейня из Петербурга пережила пандемию и помогла пенсионерам

Основательница Pitcher вошла в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards

Forbes
10 признаков высокого интеллекта в обычной жизни 10 признаков высокого интеллекта в обычной жизни

Умного видно, даже если он не рассуждает о теории вероятности

Maxim
5 причин, по которым ты набираешь вес во время месячных 5 причин, по которым ты набираешь вес во время месячных

На сколько нормально поправиться во время месячных?

Cosmopolitan
Самые красивые автомобили: американский Stutz Самые красивые автомобили: американский Stutz

Американская марка Stutz пережила два рождения

Популярная механика
Археологи впервые обнаружили курган андроновской культуры к югу от Абакана Археологи впервые обнаружили курган андроновской культуры к югу от Абакана

Ученые раскопали девять могил бронзового века андроновской культуры

N+1
Развод без девичьей фамилии: как Петр I избавлялся от своих жен Развод без девичьей фамилии: как Петр I избавлялся от своих жен

О крутом нраве Петра I ходили легенды, и все жены государя познали его гнев

Cosmopolitan
Могучие камнеметы: грозная осадная техника Могучие камнеметы: грозная осадная техника

Как военная инженерия древних греков и римлян помогла завоевать весь мир

Популярная механика
Если завтра в поход. Пора ли нам начинать бояться большой войны Если завтра в поход. Пора ли нам начинать бояться большой войны

Станет ли взаимный страх тормозом для лидеров стран?

СНОБ
3 фактора, которые делают нас везучими: удача в даосской традиции 3 фактора, которые делают нас везучими: удача в даосской традиции

Какие факторы влияют на удачу и как их можно прокачать?

Psychologies
Машинное отделение: что хорошего современные бьюти-аппараты могут сделать с кожей и лицом Машинное отделение: что хорошего современные бьюти-аппараты могут сделать с кожей и лицом

С чего начать погружение в мир бьюти-аппаратов?

Esquire
Худрук Александринского театра Валерий Фокин — Forbes: «Сегодня время цинизма» Худрук Александринского театра Валерий Фокин — Forbes: «Сегодня время цинизма»

Валерий Фокин — о пользе онлайна для живого театра

Forbes
Почему японки не полнеют: 10 секретов стройности, которые стоит запомнить Почему японки не полнеют: 10 секретов стройности, которые стоит запомнить

Почему японки не полнеют, что для этого едят и какой образ жизни они ведут

VOICE
Трагедия в Хатыни: кто и почему уничтожил белорусскую деревню Трагедия в Хатыни: кто и почему уничтожил белорусскую деревню

Есть события, которые нельзя забывать. Одно из них — трагедия в Хатыни.

Cosmopolitan
Легенды Алтая Легенды Алтая

Республика Алтай: древние курганы, бурные реки и горы с заснеженными вершинами

Отдых в России
Почему «беспощадный художник» Серов отказался писать портреты царской семьи Почему «беспощадный художник» Серов отказался писать портреты царской семьи

Серова называли беспощадным художником, и появилось это прозвище не зря

Cosmopolitan
Открыть в приложении