До встречи в клубе 2,02 MAX
Хотя Илон Маск и строит скоростные подземелья для Hyperloop, авиационные инженеры не готовы жать на тормоза. В этом году концерн Boom из Денвера заявил, что к 2026 году выпустит самолеты, опережающие скорость звука. Сообщение было принято.
Через две минуты после вылета из международного аэропорта Шарль де Голль 25 июня 2000 года левый двигатель самолета «Конкорд», следовавшего в Нью-Йорк, стал полыхать. Через пару мгновений воздушное судно врезалось в гостиницу на севере Парижа, в результате чего погибли все 100 пассажиров и девять членов экипажа, а также четыре человека, находившихся в отеле Hôtelissimo Les Relais Bleus. Это была первая авиакатастрофа за всю 31‑летнюю историю «Конкордов». Жестяной кусок обшивки двигателя другого самолета, валявшийся на взлетной полосе, пробил шину сверхзвукового лайнера компании Air France, после чего фрагмент покрышки повредил бак под номером пять, откуда началась утечка топлива; попав на раскаленные сопла двигателя, керосин воспламенился, и левый двигатель издох; правый стал «задыхаться» от горячих газов и также отключился. Этот инцидент стал началом конца коммерческих сверхзвуковых авиаперевозок. В октябре 2003 года все «Конкорды» были выведены из эксплуатации, являя редкий пример технологического регресса. С тех пор ни один пассажирский самолет так и не смог преодолеть звуковой барьер.
Когда‑то на «Конкорд» делали ставки. Больше напоминающий космический корабль, а не самолет, он мог взлетать на высоту до 16,5 километра (к примеру, предельная высота полета для Boeing 737–800 — 12,5 километра) — так высоко, что пассажиры наблюдали, как изгибается в иллюминаторе земной шар, и лететь со скоростью 2,02 Maxа (около 2154 км/ч), в два раза превышающей скорость звука. Это так быстро, что за время, пока стюардессы наполняли бокал шампанским, «Конкорд» преодолевал 16 километров. Дорога из Лондона до Нью-Йорка на таких самолетах занимала каких‑то три часа.
А началось все в 1956 году, когда сэр Морьен Морган из Royal Aircraft Establishment (Королевское авиастроительное учреждение) принялся за работу над сверхзвуковыми транспортными средствами — и все для того, чтобы перегнать Америку в области аэрокосмических инноваций. Аналогичные разработки велись и во Франции, но оба европейских проекта были под угрозой срыва: денег не хватало на разработки, а сил — на препирательства с министерствами относительно шумового загрязнения (так именуется раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека). И тогда страны решили подписать договор: глостерское конструкторское бюро British Aerospace в сотрудничестве с инженерами французской компании Aérospatiale будут работать вместе. К 1963 году под руководством Моргана и француза Робера Верно был готов первый прототип самолета, и «Конкорд» (с французского — «согласие») стал захватывать мечты авиационных дельцов.
Заказы на первые самолеты поступали от компаний со всего мира: от Pan American World Airways до Air India. Но вскоре большинство заказчиков отозвали свои запросы: из‑за шумных и прожорливых двигателей Rolls-Royce и Snecma Olympus самолет не вписывался в воздушные законы стран и потреблял в 2,5 раза больше топлива, чем дозвуковые самолеты. Наконец, в 1976 году, когда «Конкорды» были введены в коммерческую эксплуатацию, 14 лайнеров разделили между собой British Airways и Air France: девять были выкуплены, а еще пять проданы национальным авиакомпаниям правительствами Франции и Британии за символические франк или фунт за штуку. «Конкорды» со всех сторон оказались убыточными: на борту сотня мест, но даже пассажиры первого класса коленями упирались во впереди стоящие кресла; билет на рейс через Атлантику обходился в $5 тысяч, а для