История рождения и крушения легенды под названием «Конкорд»

GQHi-Tech

До встречи в клубе 2,02 MAX

Хотя Илон Маск и строит скоростные подземелья для Hyperloop, авиационные инженеры не готовы жать на тормоза. В этом году концерн Boom из Денвера заявил, что к 2026 году выпустит самолеты, опережающие скорость звука. Сообщение было принято.

Текст: Charlie Burton

«Конкорд» в аэропорту Филтон (пригород Бристоля). Там, а также в Тулузе производилась окончательная сборка сверхзвуковых франко-британских самолетов.

Через две минуты после вылета из международного аэропорта Шарль де Голль 25 июня 2000 года левый двигатель самолета «Конкорд», следовавшего в Нью-Йорк, стал полыхать. Через пару мгновений воздушное судно врезалось в гостиницу на севере Парижа, в результате чего погибли все 100 пассажиров и девять членов экипажа, а также четыре человека, находившихся в отеле Hôtelissimo Les Relais Bleus. Это была первая авиакатастрофа за всю 31‑летнюю историю «Конкордов». Жестяной кусок обшивки двигателя другого самолета, валявшийся на взлетной полосе, пробил шину сверхзвукового лайнера компании Air France, после чего фрагмент покрышки повредил бак под номером пять, откуда началась утечка топлива; попав на раскаленные сопла двигателя, керосин воспламенился, и левый двигатель издох; правый стал «задыхаться» от горячих газов и также отключился. Этот инцидент стал началом конца коммерческих сверхзвуковых авиаперевозок. В октябре 2003 года все «Конкорды» были выведены из эксплуатации, являя редкий пример технологического регресса. С тех пор ни один пассажирский самолет так и не смог преодолеть звуковой барьер.

Когда‑то на «Конкорд» делали ставки. Больше напоминающий космический корабль, а не самолет, он мог взлетать на высоту до 16,5 километра (к примеру, предельная высота полета для Boeing 737–800 — 12,5 километра) — так высоко, что пассажиры наблюдали, как изгибается в иллюминаторе земной шар, и лететь со скоростью 2,02 Maxа (около 2154 км/ч), в два раза превышающей скорость звука. Это так быстро, что за время, пока стюардессы наполняли бокал шампанским, «Конкорд» преодолевал 16 километров. Дорога из Лондона до Нью-Йорка на таких самолетах занимала каких‑то три часа.

Футуристическая стойка регистрации пассажиров «Конкордов» в лондонском аэропорту Хитроу. Январь, 1976.

А началось все в 1956 году, когда сэр Морьен Морган из Royal Aircraft Establishment (Королевское авиастроительное учреждение) принялся за работу над сверхзвуковыми транспортными средствами — и все для того, чтобы перегнать Америку в области аэрокосмических инноваций. Аналогичные разработки велись и во Франции, но оба европейских проекта были под угрозой срыва: денег не хватало на разработки, а сил — на препирательства с министерствами относительно шумового загрязнения (так именуется раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека). И тогда страны решили подписать договор: глостерское конструкторское бюро British Aerospace в сотрудничестве с инженерами французской компании Aérospatiale будут работать вместе. К 1963 году под руководством Моргана и француза Робера Верно был готов первый прототип самолета, и «Конкорд» (с французского — «согласие») стал захватывать мечты авиационных дельцов.

Заказы на первые самолеты поступали от компаний со всего мира: от Pan American World Airways до Air India. Но вскоре большинство заказчиков отозвали свои запросы: из‑за шумных и прожорливых двигателей Rolls-Royce и Snecma Olympus самолет не вписывался в воздушные законы стран и потреблял в 2,5 раза больше топлива, чем дозвуковые самолеты. Наконец, в 1976 году, когда «Конкорды» были введены в коммерческую эксплуатацию, 14 лайнеров разделили между собой British Airways и Air France: девять были выкуплены, а еще пять проданы национальным авиакомпаниям правительствами Франции и Британии за символические франк или фунт за штуку. «Конкорды» со всех сторон оказались убыточными: на борту сотня мест, но даже пассажиры первого класса коленями упирались во впереди стоящие кресла; билет на рейс через Атлантику обходился в $5 тысяч, а для

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Платформы говорят Платформы говорят

Cтриминговые сервисы множатся и производят огромное количество контента

GQ
Долгое ожидание и роботы-курьеры: каким рынок доставки еды будет в будущем Долгое ожидание и роботы-курьеры: каким рынок доставки еды будет в будущем

Кто и как нам будет доставлять еду в ближайшие годы?

Forbes
Его время Его время

Николас Холт: о стремительном настоящем времени и непредсказуемом прошлом

GQ
Заманчивые острова Заманчивые острова

Сахалинская область становится все популярнее у туристов и бизнесменов

Отдых в России
Евгений Миронов Евгений Миронов

15 мыслей Евгения Миронова

GQ
C-25: как создавалась первая советская система ПРО C-25: как создавалась первая советская система ПРО

С-25 – одна из первых в мире систем объектовой противовоздушной обороны

Популярная механика
Неореализм Неореализм

Киану Ривз, человек в Голливуде, который нравится абсолютно всем

Esquire
Бригада по-английски: как повторить стиль из сериала «Острые козырьки» Бригада по-английски: как повторить стиль из сериала «Острые козырьки»

Где ты найти все, что необходимо для гангстерского антуража

Playboy
Александр Сокуров Александр Сокуров

Правила жизни Александра Сокурова

Esquire
Гаргульи Гарибальди Гаргульи Гарибальди

Готический замок в селе Хрящевка притягивает тысячи туристов

Отдых в России
Анна Ахматова Анна Ахматова

Поэтесса, умерла 5 марта 1966 года в возрасте 76 лет

Esquire
В поисках прекрасного В поисках прекрасного

Сколько исторических украшений хранится в архиве ювелирного дома Bvlgari?

Grazia
Каково это – упасть с яхты на полном ходу Каково это – упасть с яхты на полном ходу

Море меня зацепило и не отпускает – лучше любой психоделии

Esquire
Юлия Хлынина: «Театр и кино — два мира, близких мне в равной степени» Юлия Хлынина: «Театр и кино — два мира, близких мне в равной степени»

Юлия Хлынина рассказала про новый проект «КрисТина», мужа и новогодних итогах

Cosmopolitan
Фонд физтехов Фонд физтехов

Петр Лукьянов управляет деньгами российских бизнесменов — выпускников МФТИ

Forbes
Сердца каннибалов: чем удивила ближайшая к Земле пара гигантских черных дыр Сердца каннибалов: чем удивила ближайшая к Земле пара гигантских черных дыр

Ученые нашли следы крупнейшей катастрофы, произошедшей миллиарды лет назад

Forbes
Испанские хищные динозавры оказались быстрыми бегунами Испанские хищные динозавры оказались быстрыми бегунами

Ископаемые следы теропод показали, что эти динозавры быстро бегали

N+1
Сергей Саркисян: Дети рецессии. Почему россияне боятся инвестировать Сергей Саркисян: Дети рецессии. Почему россияне боятся инвестировать

Число участников финансового рынка в России за последние два года выросло

СНОБ
Как у вас может случайно развиться аллергия на красное мясо? Как у вас может случайно развиться аллергия на красное мясо?

Как может внезапно появиться аллергия?

Популярная механика
Ольга Арлаускас: «Все люди заслуживают внимания, одобрения и принятия» Ольга Арлаускас: «Все люди заслуживают внимания, одобрения и принятия»

Героиня номера – Ольга Арлаускас, известная работами на социальную тематику

Grazia
Модельный комплекс железа позволил изучить механизм процесса Габера — Боша Модельный комплекс железа позволил изучить механизм процесса Габера — Боша

Первый нитридный комплекс, выделяющий аммиак с высоким выходом

N+1
История новогодних блюд: как оливье стал первым среди равных и почему шубу носят не только женщины, но и селёдка История новогодних блюд: как оливье стал первым среди равных и почему шубу носят не только женщины, но и селёдка

Откуда же пришли наши любимые оливье и селёдка под шубой?

Популярная механика
Реальная история людей с синей кровью и голубой кожей Реальная история людей с синей кровью и голубой кожей

История семьи, которая много лет скрывала свои особенности

Популярная механика
Страсть, родословная и бизнес: каким получился «Дом Gucci» Ридли Скотта Страсть, родословная и бизнес: каким получился «Дом Gucci» Ридли Скотта

Как фильм «Дом Gucci» раскрывает проблемы классовых привилегий, бизнеса, гендера

РБК
Вечная история о насилии и отчуждении: «Заводному апельсину» — 50 лет. Вспоминаем великий фильм Стэнли Кубрика Вечная история о насилии и отчуждении: «Заводному апельсину» — 50 лет. Вспоминаем великий фильм Стэнли Кубрика

Как Кубрику удалось снять один из лучших фильмов об изоляции и бунте?

Esquire
Девятая планета: существует ли она на самом деле? Девятая планета: существует ли она на самом деле?

Зачем и как люди ищут девятую планету Солнечной системы?

Популярная механика
Серебряный дом: как девелоперы реагируют на демографические тренды Серебряный дом: как девелоперы реагируют на демографические тренды

Глобальный тренд в сторону «серебряной экономики» становится заметен и в России

Forbes
Нет повести актуальнее Нет повести актуальнее

«Вестсайдская история»: Стивен Спилберг и его Шекспир, Бернстайн и Нью-Йорк

Weekend
Сумасшедший Назимов Сумасшедший Назимов

Три произведения, которым удалось вернуть правильные имена лишь спустя много лет

Дилетант
«Слезная» подводка: расставляем акценты в зимнем макияже по примеру звезд «Слезная» подводка: расставляем акценты в зимнем макияже по примеру звезд

Звезды демонстрируют новую мейкап-фишку: "слезная" подводка

Cosmopolitan
Открыть в приложении