Девятое искусство
Во Франции комиксы считаются национальным достоянием — они внесены в реестр признанных искусств под номером девять, их изучают в школе, по ним защищают диссертации. Почему комиксы — это серьезно, рассказывает переводчик Михаил Хачатуров.
Любят ли во Франции комиксы? Вероятно, вы будете озадачены, услышав в ответ категоричное «нет». Дело в том, что словом «комиксы» (les comics) во франкоязычном мире называют исключительно американскую массовую продукцию про супергероев. Так что если вы захотите поговорить с французами про комиксы, называйте их «банд дессине» (la bande dessinée), или просто BD («бэ-дэ»), что в буквальном переводе означает «рисованные полосы». И тогда вы узнаете, что во Франции их не просто любят, а очень любят. И даже считают, что совершенно справедливо, своим национальным достоянием. Напротив, «ле комИкс» (да-да, вот так, с ударением на «и») французы не жалуют, что регулярно подтверждается рейтингами продаж: из года в год их доля на рынке составляет всего 5–10%, тогда как у BD — 65–70%. Как говорится, почувствуйте разницу! Заметим, что сам по себе термин «ле комИкс» не несет никакого уничижительного оттенка. Это всего лишь вопрос формата. Американские авторские комиксы, к примеру, относятся уже к la bande dessinée.
Кажется, что термин la bande dessinée существовал всегда, по крайней мере с момента появления самих комиксов в середине XIX века. Однако это не так! Он появился в конце сороковых, уже после Второй мировой войны, но оказался настолько удачным, что в рекордные сроки вытеснил все остальные.