Могло быть иначе?
Осенью 2021‑го Татьяна Филева, дочь основателей S7 Group, стала генеральным директором компании. GQ взял у нее первое большое интервью после нового назначения — не столько о бизнесе, сколько о выборе, благодарности и чувстве свободы.
Брючный оверсайз-костюм цвета пыльного аквамарина, белая блузка, запонки на манжетах, кеды — со стороны могло бы показаться, что GQ встретил героиню светской хроники где-нибудь в Столешниковом переулке, но нет. Совпадение лишь в том, что дело происходит и правда в двух шагах от Столешникова, в головном московском офисе S7 на Петровке. Татьяна Филева в октябре 2021‑го была назначена генеральным директором S7 Group и стоит у штурвала самого крупного частного авиаперевозчика в России, входящего в тройку лидеров в стране. Впрочем, для нее эта история началась не вчера.
GQ Вы застали в S7 роскошные времена — по нынешним меркам.
ТАТЬЯНА ФИЛЕВА Мой папа (Владислав Филев, вместе с женой Натальей Филевой — основатель S7 Group. — Прим. GQ) ушел от операционного управления в 2016 году. Тогда я стала первым заместителем генерального по операциям, по производству. По сути — операционным директором. И знаете, да, были классные годы: 2017, 2018, 2019‑й. Мы активно развивались. В 2019‑м стали крупнейшей компанией по объемам перевозок, минуя Москву и Санкт-Петербург, с долей 40 %. Прошел классный Новый год с 2019‑го на 2020‑й, и тут в феврале закрывается Китай. Потом Корея. Каждый день мы видели, как закрывается новая страна, — узнавали это вместе с нашими пассажирами из прессы. Я человек не паникующий, но в конце марта мне стало немного страшно — когда объявили, что в апреле все уходят на каникулы, и начали закрываться регионы России. Тогда я позвонила папе и спросила, что бы он посоветовал. Он говорит: «Знаешь, даже в такой тяжелой ситуации попробуй получить удовольствие и драйв. Время трудное, но пройдет десять лет, и вспоминать ты будешь именно это». Я отвечаю: «Хорошо. Можешь прийти помочь мне поддержать менеджмент?» Он приходит, говорит то же самое, добавляет, что хорошая компания познается в кризис, и уезжает из Москвы. Я тогда даже немного разозлилась. Но потом я поняла, что совет был правильный. Что мы делали? То же, что и все. Сокращали расходы. От других нас отличало то, что мы достаточно быстро умеем принимать решения, с ключевыми людьми мы собирались вот здесь и обсуждали, что делать, face to face. Мы принимали быстрые решения, и благодаря этому у нас была гибкость, которой не было у многих.
А кажется, что авиакомпания — это неповоротливая бюрократическая структура.
Если авиакомпания будет неповоротливой бюрократической структурой, то она недолго проживет на рынке.
Сегодня гражданская авиация живет или, скорее, выживает?
Авиация — это сезонный бизнес. Зимой мы выживаем, а летом мы живем. Если посмотреть пассажиропоток на внутренних рейсах — он выше 2019 года. Но по факту мы находимся в условиях, когда у нас выросли расходы и при этом снизился тариф, потому что спрос поднять можно только за счет низкой стоимости авиабилетов. Плюс дорогие зарубежные перелеты нельзя компенсировать достаточно дешевыми внутри страны. Также, вероятно, скоро введут QR‑коды на транспорте, это тоже повлияет на спрос. Мы еще в пандемии, в кризисе.