Нелли Блай была среди тех, кто стоял у истоков современной журналистики

GEOИстория

История

Лучший репортер Америки

В XIX веке быть женщиной-репортером уже само по себе означало подвиг. А Нелли Блай ради своих читателей готова была еще и заточить себя в сумасшедший дом, лечиться электричеством и обогнуть Землю. Ее репортажи «Вокруг света за 72 дня» стали едва ли не первыми путевыми заметками в реальном времени

Текст: Екатерина Сехина

Ноябрьским вечером 1889 года в маленькой гостиной особняка на улице Шарля Дюбуа во французском Амьене собрались четверо. Молодой мужчина что-то пишет в блокнот. Рядом с ним женщина с улыбкой гладит белую ангорскую кошку. У камина стоит седобородый писатель, чей портрет известен всем любителям приключенческих романов. Знаменитый писатель дружелюбно смотрит на миниатюрную девушку в темном платье, которая разглядывает фотографии на стене.

Обложка настольной игры «Вокруг света с Нелли Блай» создана в 1890 году компанией «Маклафлин Бразерс». Игра была настолько популярной, что ее одновременно выпускали несколько издательств

«Почему вы не решились ехать через Бомбей, как мой герой Филеас Фогг?» — спрашивает Жюль Верн.

«Потому что мне больше хотелось сэкономить время, чем спасти молодую вдову», — с улыбкой отвечает девушка. Ее зовут Нелли Блай, и меньше чем через 60 дней она завершит свою кругосветку в Нью-Йорке.

«Кто знает, — качает головой Жюль Верн, — может, вам еще предстоит спасти какого-нибудь вдовца».

Фотопортрет юной Элизабет Кокран, будущей Нелли Блай (начало 1880-х)

Элизабет Кокран, будущая Нелли Блай, родилась в 1867 году в городе Кокранс-Миллз, штат Пенсильвания. Когда девочке было шесть, отец умер, и Кокраны потеряли все сбережения. В 14 лет Элизабет поступила в колледж в Индиане, собираясь стать учительницей, но денег на обучение не хватило, и ей пришлось вернуться домой.

Вскоре вся семья переехала в Питтсбург. 1885 году в тамошней газете «Питтсбург Диспэтч» выходит статья «На что годятся девушки?». Ее автор уничижительно высказывается о роли прекрасного пола в обществе, утверждая, что женщины по уровню развития стоят гораздо ниже мужчин. Их удел — рожать детей и заниматься домом. Элизабет настолько возмущена, что отправляет в редакцию гневное письмо на имя главного редактора, подписав его псевдонимом «Одинокая сиротка». На следующий день в газете появляется объявление о том, что «неизвестного джентльмена, автора письма» готовы взять на работу в качестве репортера — в редакции даже мысли не допускают, что письмо могла написать женщина. Элизабет, не растерявшись, отправляется в редакцию и требует дать ей обещанную должность.

Главный редактор мистер Мадден придумывает юной журналистке псевдоним Нелли Блай, позаимствовав его из модной в те времена песенки. Девушке предлагают вести рубрики «Садоводство», «Дети» и «Мода». Элизабет в ответ заявляет, что готова… поехать в Мексику и присылать оттуда репортажи о жизни рабочих и бедноты. И редактор дает свое согласие.

Полгода Нелли Блай путешествует по Мексике, разоблачает в своих заметках коррупцию и взяточничество, отправляет в редакцию душераздирающие репортажи из трущоб и притонов. Но когда она публикует статью, обличающую тираническое правление президента Мексики Порфирио Диаса, Элизабет выдворяют из страны. А редактору питтсбургской газеты намекают, что надо бы поумерить пыл дерзкой журналистки. Нелли Блай переводят в женский отдел.

Этого Элизабет стерпеть не смогла. Без гроша в кармане Нелли Блай отправляется покорять Нью-Йорк, где у нее нет ни связей, ни друзей. Она пишет письмо владельцу газеты «Нью-Йорк Уорлд» Джозефу Пулитцеру, но ответа не получает. Четыре месяца девушка безуспешно пытается найти другую работу, а потом наконец заявляется к Пулитцеру без приглашения. Как она вспоминала потом, самым сложным было миновать швейцара.

Джозеф Пулитцер в это время как раз создает прославившую его впоследствии «новую журналистику». Он учит своих репортеров работать для массового читателя. Один из его новаторских методов добывания информации — «крестовые походы», тайные журналистские расследования. Молоденькая девушка — подходящая кандидатура для его очередного проекта. Поэтому Пулитцер выдает ей из собственного кармана аванс — 28 долларов — и дает задание: проникнуть в женскую психбольницу на острове Блэкуэлл и описать, что она там увидит. Когда Нелли Блай интересуется у Пулитцера, как ее потом будут вызволять из сумасшедшего дома, владелец газеты честно отвечает: «Не знаю».

«Психлечебница на острове Блэкуэлл в1868 году» (раскрашенная гравюра). «Отправьте сюда вменяемую и здоровую женщину, и два месяца в больнице сделают ее психическим и физическим инвалидом» (Нелли Блай, «10 дней в сумасшедшем доме»)

К заданию Нелли Блай подходит со всей ответственностью. Всю ночь репетирует перед зеркалом безумный взгляд, а на следующий день снимает на сутки комнату в работном доме. Если она сумеет убедить в своем безумии живущих там девушек, то, возможно, ей удастся провернуть этот трюк и с врачами. Это самый «сумасшедший» этап ее приключений. И даже когда она совсем перестанет притворяться, окружающие все равно будут считать ее умалишенной.

В работном доме затею Нелли Блай ждет успех. Достаточно просто сказать соседкам, что всех боишься, и просидеть всю ночь, уставившись в стену, чтобы перепуганные девушки вызвали полицию. И «Нелли Браун» (так представилась журналистка, заселяясь в работный дом) отвозят в суд. Блай никогда прежде не видела сумасшедших, поэтому опасается, что врачи, которых пригласят ее освидетельствовать, сразу распознают обман. Но, как выясняется, гораздо сложнее не «расколоться» перед добрыми людьми и репортерами. Судья Даффи проникается к девушке, потерявшей память, таким расположением, что распоряжается дать о ней сообщения в газетах — вдруг ее будут разыскивать родственники. Встречи с «Нелли Браун» тут же начинают добиваться журналисты разных изданий — они-то знают девушку в лицо. Но Нелли Блай удается избежать расспросов, ведь больная мисс Браун боится людей. В итоге суд выносит решение: доставить несчастную на остров Блэкуэлл и проявить о ней должную заботу.

На остров ее переправляют в компании еще нескольких женщин. Одна из них не знает английского — она на немецком просит отпустить ее к детям. Полиция задержала ее и решила отправить в Блэкуэлл. Где по-немецки тоже никто не понимает.

В сумасшедшем доме Нелли по очереди осматривают четверо врачей. Доктор Ингрэм уверен, что она абсолютно здорова, но остальные подписывают диагноз о полной невменяемости пациентки и невозможности ее выздоровления.

Нелли, конечно, предполагала, что на острове будет непросто, но все равно она не готова к тому, с чем ей пришлось столкнуться. В палатах холодно, а нормальной одежды больным не выдают. Кормят объедками со стола врачей, за которые еще нужно побороться. Всем без исключения прописывают ванны с холодной водой, которую не меняют, пока она не превратится в помои. Женщины с сыпью и язвами вытираются тем же полотенцем, что и здоровые пациентки. Больных «тихого» отделения, куда попала Нелли, большую часть времени заставляют неподвижно сидеть на неудобных скамьях. Разговоры, чтение, игры запрещены. Медсестры издеваются над душевнобольными, провоцируя на срывы, а когда те нарушают режим — избивают их, душат и, окуная с головой в ванну, подолгу держат под водой. Все это происходит за спиной у врачей, но с их молчаливого согласия: жалобы больных игнорируются.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Грузия без русских: как запрет полетов повлияет на экономику и политику Грузия без русских: как запрет полетов повлияет на экономику и политику

Исчезновение российских туристов из Грузии не нанесет ущерба ее экономике

Forbes
Куда летел наш паровоз Куда летел наш паровоз

Роль Льва Троцкого в победе красных в Гражданской войне замалчивалась

Дилетант
Во все легкие Во все легкие

Жители хорватского полуострова Истрия нашли путь к счастью

Вокруг света
Мальчики и «мажор» Мальчики и «мажор»

Создатели самого популярного русского сериалa об успехе.

GQ
«Никуда мы не уйдем от нашего проклятия, везде труба» «Никуда мы не уйдем от нашего проклятия, везде труба»

Что заставило Зиявудина Магомедова поверить в перспективы технологии Hyperloop

Forbes
Письма мокрого человека Письма мокрого человека

Одна из самых наглых операций Второй мировой

Maxim
Обогатительный процесс Обогатительный процесс

Как Алексей Мордашов стал олигархом

Forbes
Король и шут Король и шут

Чарли Ханнэм о роли короля Артура.

GQ
Audi A5 Sportback Audi A5 Sportback

Рецепт прежний: смешать купеобразный силуэт с практичностью пятидверки

Quattroruote
Протест на обочине Протест на обочине

Стачка против «Платона»: других людей у нас для вас нет

Русский репортер
Coverstory: Вера Брежнева Coverstory: Вера Брежнева

Интервью с Верой Брежневой

SNC
MсLaren 570S MсLaren 570S

Гимн легкости, который превращает каждый поворот в удовольствие

Quattroruote
В подземелье живых камней В подземелье живых камней

Недра гор Венесуэлы задают вопрос: возможно ли развитие жизни по иному пути?

GEO
Моряк и принцесса Моряк и принцесса

История княжны Ольги Романовой и лейтенанта Павла Воронова

Караван историй
Тонущий архипелаг Тонущий архипелаг

Соломоновы острова уходят под воду все быстрее. Процесс не остановить

GEO
На поле он!.. и на столе На поле он!.. и на столе

Запутанная история пирожного или торта «Наполеон»

Дилетант
Ольга Чехова: Тайная миссия Ольга Чехова: Тайная миссия

Любимая актриса Гитлера и агент советской разведки — актриса Ольга Чехова

Караван историй
Незаконченный портрет Незаконченный портрет

Иван Крамской. Неоконченный портрет.

GALA Биография
«Зрение осталось у меня внутри»: история слепого фотографа «Зрение осталось у меня внутри»: история слепого фотографа

Мы часто стыдимся того, что может вырвать нас из рядов здоровых людей: плохого зрения, лысины, шрама на видном месте. Но ограничения могут побудить нас исследовать свои возможности и открыть в себе необычные дарования. История слепого фотохудожника Александра Журавлева – об этом.

Psychologies
Косплей для науки Косплей для науки

Студентка МГУ разработала костюм-нейроинтерфейс для медицины и виртуальных игр

РБК
Как найти ранним утром время для себя Как найти ранним утром время для себя

Добро пожаловать в клуб «идейных жаворонков».

Psychologies
Второй Рим Второй Рим

В экономике России можно найти немало сходства с хозяйством Древнего Рима

Forbes
Хорошо сидим Хорошо сидим

Когда семиместный автомобиль становится необходимостью

Quattroruote
Кто сыграет королеву? Кто сыграет королеву?

Очерк Сергея Николаевича о новой роли Инны Чуриковой.

СНОБ
Toyota Prius Toyota Prius

Он все так же способен проезжать по 20 км на одном литре бензина

Quattroruote
Актриса — Алла Демидова Актриса — Алла Демидова

Интервью с актрисой Аллой Демидовой в ожидании премьеры ее моноспектакля

Numéro
Замучили колики? Спешим на помощь малышу! Замучили колики? Спешим на помощь малышу!

Почему возникают колики, являются ли они заболеванием и как помочь малышу?

9 месяцев
Необходимый блокчейн: кому нужна технология распределенного реестра Необходимый блокчейн: кому нужна технология распределенного реестра

Технология блокчейн станет основным драйвером для трансформации экономики

Forbes
Весенние сны крейсера «Аврора» Весенние сны крейсера «Аврора»

Как крейсер «Аврора» оказался в центре социально-политических катаклизмов

Дилетант
Из Сиби­ри с любовью Из Сиби­ри с любовью

Шестнадцатилетняя Крис Грикай­те из Омска открывает шоу Prada.

Vogue
Открыть в приложении