История княжны Ольги Романовой и лейтенанта Павла Воронова

Караван историйИстория

Моряк и принцесса

Девятого августа 1913 года императорская яхта «Штандарт» вышла из Севастопольской бухты и взяла курс на Ялту. Августейшая семья стояла на палубе и с нетерпением ждала, когда в зелени парков покажется любимое итальянское палаццо — белоснежный Ливадийский дворец...

Нина Белова

Фото: В. Астапкович/РИА Новости

Крымская земля встретила Романовых полдневным зноем. Когда миновали виноградники и по главной подъездной дороге въехали в ворота, на которых висела табличка «Имение Его Императорского Величества», глазам предстал Ливадийский дворец. Построенный два года назад, он будто парил на фоне синего неба и сливающегося с ним моря. Арочные окна, изящные аркады, украшенные тонкой резьбой, мраморные колонны делали его легким и воздушным. Стены из прохладного инкерманского камня отсвечивали крахмальной белизной.

Парадные залы и жилые комнаты наполнились звонкими голосами великих княжон — Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии — и их младшего брата Алексея. Особенно счастлива была старшая дочь императора Ольга. Еще в Севастополе, поднимаясь по трапу, она увидела его, свое С. — солнце, счастье, сокровище. Он протянул ей руку и помог взойти на борт «Штандарта». Яхта бросила якорь на ялтинском рейде, а значит, видеться теперь они будут часто...

Летней столицей империи Крым стал еще при Александре II. После того как лейб-медик Боткин признал схожесть благотворного здешнего климата со средиземноморским, царская семья приобрела в 1861 году имение под Ялтой под названием «Ливадия». Вслед за Романовыми в Крым стала стекаться русская аристократия — отдыхать в непосредственной близости от монаршей фамилии считалось престижным.

Фешенебельные летние резиденции тянулись вдоль всего южного побережья, превращая его в настоящую русскую Ривьеру. А скромная провинциальная Ялта сделалась модным курортом, русской Ниццей. При этом те, кому приходили в голову эти сравнения, отмечали превосходство киммерийских пейзажей и климата перед французскими.

Император и члены его семьи в сопровождении офицеров у борта царской яхты. Фото: ГАРФ

В Ливадии Романовы вели тихую размеренную жизнь. Здесь не следовали чересчур жесткому придворному этикету и отдыхали от назойливой предупредительности царедворцев. Николай часто ездил по улицам Ялты или вдоль набережной в открытом авто. Иногда сопровождал императрицу в поездках за покупками, что в Петербурге даже представить было немыслимо.

Николай часто ездил по Ялте в открытых карете или авто. Фото: AKG-Images/East News

Юные княжны ходили с фрейлинами по магазинам, не упуская случая заглянуть к «Флориану» — пирожные во французской кондитерской продавались изумительные. Им нравилось, смешавшись с нарядной толпой, делать покупки как все остальные. Когда барышень не узнавали, они приходили в восторг.

Утро начиналось с чашки кофе на балконе. Пока Николай работал в своем кабинете с документами и принимал ежедневный отчет министра двора Владимира Фредерикса, дети занимались с преподавателями. Затем следовал завтрак в кругу семьи. Дни были наполнены прогулками, катанием по парку на велосипедах, плаванием на байдарках, походами в горы, теннисом и модным «бэдминтоном».

Несказанное удовольствие доставляли морские ванны: государь и его дочери прекрасно плавали. Купания были доступны и челяди. «Все наши люди, казаки, солдаты плещутся направо и налево от нас в известные часы, — писал Николай матери, Марии Федоровне, — и такая возня происходит на берегу, весело смотреть!» После позднего обеда читали вслух, пели под гитару, играли на бильярде, увлекались синематографом.

Ялтинский архитектор Николай Краснов, придав Ливадийскому дворцу вид палаццо времен итальянского Возрождения, сделал все, чтобы внутренняя планировка соответствовала запросам нового времени. Особняк имел электрическое освещение, центральное отопление с вентиляцией, горячую и холодную воду (а для ванн — морскую), лифт и телефон. Личные покои хозяев располагались на втором этаже. Их обустроили в стиле модерн со свойственным ему изысканным подбором материалов и обивочных тканей.

Императорская семья въехала в новый дворец еще в 1911-м.

— Я в восторге от своего верхнего кабинета, — говорил Николай.

— А нам с Марией понравилась электрическая подъемная машина на солярий, — вторила отцу младшая дочь Анастасия. — Будем на ней кататься в плохую погоду.

Лифт и в самом деле был замечательный. Кабину, устланную ковром, изготовили из красного дерева, украсили зеркалами и поставили диван. Радовали Анастасию и телефонные аппараты из полированного ореха. «Повисеть на телефоне» она особенно любила.

Зодчий был обласкан царской семьей. Даже обычно замкнутая императрица очень к нему благоволила и не только назначила учителем рисования для своих детей, но и часто приглашала к утреннему чаю. Сегодня к ней в гости пожаловали сестра мужа Ксения Александровна и княгиня Зинаида Николаевна Юсупова. Краснов терялся в присутствии столь важных дам, заикался и краснел. Казалось, ему легче выстроить еще один дворец, чем вести светские беседы и расшаркиваться на паркетах.

— Какое счастье, Николай Петрович, что вы предусмотрели множество террас, галерей и лоджий, — пришла на выручку Александра Федоровна. — Мы сидим и наслаждаемся морским бризом и ароматами садовых цветов.

— Как и положено в архитектурной фантазии на тему Италии, государыня. Южный дворец должен быть весь открыт морю и солнцу, — отрапортовал Краснов.

— Как успехи девочек? — поинтересовалась государыня.

Ответить архитектор не успел. Из будуара императрицы вдруг раздалось глубокое низкое контральто знаменитой цыганки Вари Паниной. Это проказница Анастасия на всю мощь завела граммофон, а Мария села за рояль и быстрыми пальчиками пробежала по клавишам. Какофония звуков нарушила тишину ленивого дачного утра.

— Оля, — позвала мать старшую, — пожалуйста, утихомирь баловниц.

Краснов же был очень доволен: шалости девочек освободили его от тяжкой повинности продолжать светскую беседу.

— Простите, сударыни, у меня урок, — поспешил он откланяться.

Не найдя сестер в комнатах, Ольга вышла в парк и углубилась в аллеи.

— Оленька, Оля, — вдруг откуда-то сверху позвала Анастасия.

Она сидела на ветке старого дуба и болтала полными ножками в белых чулках. Соломенная шляпка съехала на затылок, русые с рыжеватым оттенком локоны растрепались.

— Зачем ты забралась туда?

— Боюсь, мама будет ругать. Вот и решила переждать тут, пока все не успокоится.

— Но Николай Петрович ждет тебя и Марию на урок. Немедленно отправляйся в классную комнату.

Проказница скатилась с дерева и помчалась в сторону дворца. Маленькая «Настаська» была неистощима на выдумки, шалости и проказы. Могла часами без устали носиться по парку, играя в прятки, любила лапту и фанты. Она умела подмечать забавные черты людей и талантливо их имитировать, за что получила от отца прозвище «наш домашний клоун». Столь же легким и веселым нравом обладала Мария, красавица с ярким румянцем, которую за покладистый нрав и немного мешковатую услужливость нарекли «наш добрый толстый Туту».

Ольга прошла по извилистой дорожке парка к месту, откуда открывался прекрасный вид на Ялту, и всмотрелась в даль, где на рейде стоял «Штандарт». Княжна знала: там, на яхте, сегодня дежурит ее тайное счастье...

Он появился на императорской яхте в 1911 году. Ему двадцать с небольшим, прекрасно воспитан, хорош собой, к тому же герой.

Павлу Воронову было двадцать с небольшим. Прекрасно воспитан, хорош собой, к тому же герой. На императорской яхте появился в 1911-м… Фото: ГАРФ

— Ваше Величество, разрешите представить мичмана Павла Воронова, прибывшего к нам с крейсера «Адмирал Макаров», — отрекомендовал незнакомца старший офицер «Штандарта» Николай Саблин. — Будучи гардемарином, Павел Алексеевич принял участие в спасении пострадавших при землетрясении в Мессине в 1908 году.

Воронов с достоинством поклонился.

— То есть вы были не только свидетелем, но и непосредственным участником трагических событий в Италии? — поинтересовался император.

— Да, Ваше Величество.

— Надеюсь, не откажетесь посетить нас и рассказать об этом?

— Почту за честь, государь.

В этот момент на палубу выбежал семилетний Алексей. Отец время от времени окликал расшалившегося ребенка, чтобы угомонить, но тот делал вид, что не слышит.

— Молодой человек, — с легкой укоризной обратился мичман к цесаревичу. — Мы находимся на военном корабле, а вы балуетесь.

Наследник оторопел и вопросительно взглянул на родителя — он не привык к замечаниям. Император пожал плечами и повернувшись к Воронову, незаметно для сына поднял вверх большой палец.

В ноябре того же года Ольге Николаевне исполнилось шестнадцать. По этому случаю в только что отстроенном Ливадийском дворце Николай II давал большой бал. Съехалось много гостей: великие князья с семьями, знакомые, проживающие в Ялте и окрестностях, офицеры «Штандарта» и местного гарнизона. Белый мраморный зал — парадная столовая дворца, рассчитанный на сто человек, был ярко освещен. В вестибюле играл оркестр военных трубачей.

...в ноябре того же года великой княжне Ольге Николаевне исполнилось шестнадцать. По этому и другим торжественным случаям в Ливадийском дворце Николай II устраивал балы и приемы, на которые приглашал и офицеров со «Штандарта. Фото: Fine Art Images/Legion-Media

Ольга в длинном розовом платье, с высоко забранными светло-русыми волосами принимала поздравления. Личико именинницы горело таким радостным смущением, такой юностью и жаждой жизни, что от него невозможно было отвести глаз. К княжне подводили блестящих офицеров, она танцевала со всеми и по окончании благодарила чуть заметным кивком головы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Суд приговорил полковника Захарченко к 13 годам лишения свободы Суд приговорил полковника Захарченко к 13 годам лишения свободы

Пресненский суд Москвы приговорил к 13 годам колонии Дмитрия Захарченко

Forbes
Письма мокрого человека Письма мокрого человека

Одна из самых наглых операций Второй мировой

Maxim
Обыгрывая бога Обыгрывая бога

Синтетические биологи и их игры в создание искусственных геномов

Популярная механика
Получить опыт групповой терапии Получить опыт групповой терапии

Другие люди служат для нас источником опасности и утешения

Psychologies
Range Rover Velar Range Rover Velar

Четвертую модель в линейке Range Rover ее создатели называют самым дорожным автомобилем за всю историю Land Rover.

Quattroruote
Ночь в опере Ночь в опере

Недавно мы поняли, что в своем эстетическом развитии доросли до оперы

Maxim
Всегда есть выход Всегда есть выход

Игорь Свинаренко о том, как не превратить свидание на одну ночь в отношения.

GQ
Кроить по-русски Кроить по-русски

Кто сказал, что нет пророков в отечестве? Мы нашли их в Саратове в лице портных Андрея и Александра Гришиных.

The Rake
Прошедшее совершенное Прошедшее совершенное

Интервью с Юэном Макгрегором.

GQ
Сплошное беспокойство Сплошное беспокойство

Как победить тревожность.

Добрые советы
«Хорошая борьба»: летопись эпохи Трампа «Хорошая борьба»: летопись эпохи Трампа

Первая попытка в сериальной форме рассказать об Америке Трампа

Правила жизни
Юлия Барановская: игрушки должны быть раскиданы по всей квартире! Юлия Барановская: игрушки должны быть раскиданы по всей квартире!

Юлия Барановская: игрушки должны быть раскиданы по всей квартире!

Лиза
Рыночные отношения: как устроены приложения для знакомств и как мы в них себя ведем Рыночные отношения: как устроены приложения для знакомств и как мы в них себя ведем

Что нужно знать про мобильные dating-приложения, чтобы получать от них пользу

Forbes
По чу­жим следам По чу­жим следам

Дом в Вирджинии работы архитектора Уильяма Лоренса Боттомли, который отреставрировал архитектор Мэдисон Спенсер.

AD
Правиль­ный треугольник Правиль­ный треугольник

Ар­хи­тек­тур­ное бюро Skylab Architecture спро­ек­ти­ро­вало на склоне холма в Колорадо дом необычной формы, которая подчеркивает треугольную форму участка.

AD
AudI Q5 AudI Q5

Кроссовер из Ингольштадта сохранил компоновку и габариты, но все остальное – свежее.

Quattroruote
Миллиардер Вадим Мошкович: «Потенциал роста в сельском хозяйстве бесконечен» Миллиардер Вадим Мошкович: «Потенциал роста в сельском хозяйстве бесконечен»

Forbes поговорил с самым богатым бизнесменом, сделавшим состояние на производстве продуктов питания.

Forbes
Актив­ные гражданки Актив­ные гражданки

Резкий всплеск феминизма в кругу актрис и топ-моделей.

Tatler
«Тебе нужна вера, чтобы ты мог творить» «Тебе нужна вера, чтобы ты мог творить»

Пропавший на 10 лет Мел Гибсон не потерял веру в себя

Playboy
Дэнни Бойл: «Мы вложили в «Т2 Трейнспоттинг» очень много личного» Дэнни Бойл: «Мы вложили в «Т2 Трейнспоттинг» очень много личного»

Режиссер рассказал о продолжении «На игле» в интервью Правила жизни

Правила жизни
Объединяющая страсть Объединяющая страсть

Южная Корея готовится к проведению зимней Олимпиады. Сочи отдыхает.

Русский репортер
Немно­го солнца Немно­го солнца

Рассветно-закатные оттенки в московской квартире по проекту “Арт‑бюро 1/1”.

AD
Плановая агрономика Плановая агрономика

Как Белгородская область из незаметных аграрных регионов прорвалась в тройку крупнейших производителей продовольствия в России

Forbes
Освободиться от чувства вины Освободиться от чувства вины

Искать в себе недостатки, переживать из-за своей ущербности – удел многих из нас

Psychologies
Одессит на тайной службе ее величества Одессит на тайной службе ее величества

Британский разведчик Сидней Рейли проворачивал миллионные авантюры

Maxim
«Группы смерти»: как культура может блокировать суицидальную тематику «Группы смерти»: как культура может блокировать суицидальную тематику

Для этого появления носителей идеалов нужно открытое социальное пространство

Forbes
Mercedes GLK Mercedes GLK

Автомобиль во многом оправдал наши ожидания. Но не во всем.

АвтоМир
Hyundai Solaris Hyundai Solaris

Симпатичный дизайн, приемлемая цена и достойные характеристики.

АвтоМир
Волонтерство: как помогать без надрыва и с радостью Волонтерство: как помогать без надрыва и с радостью

Осознанно и регулярно помогать людям – значит дарить им свое время и ресурсы

Psychologies
Алексей Петренко. Мистика и судьба Алексей Петренко. Мистика и судьба

Алексей Петренко. Мистика и судьба.

Лиза
Открыть в приложении