История княжны Ольги Романовой и лейтенанта Павла Воронова

Караван историйИстория

Моряк и принцесса

Девятого августа 1913 года императорская яхта «Штандарт» вышла из Севастопольской бухты и взяла курс на Ялту. Августейшая семья стояла на палубе и с нетерпением ждала, когда в зелени парков покажется любимое итальянское палаццо — белоснежный Ливадийский дворец...

Нина Белова

Фото: В. Астапкович/РИА Новости

Крымская земля встретила Романовых полдневным зноем. Когда миновали виноградники и по главной подъездной дороге въехали в ворота, на которых висела табличка «Имение Его Императорского Величества», глазам предстал Ливадийский дворец. Построенный два года назад, он будто парил на фоне синего неба и сливающегося с ним моря. Арочные окна, изящные аркады, украшенные тонкой резьбой, мраморные колонны делали его легким и воздушным. Стены из прохладного инкерманского камня отсвечивали крахмальной белизной.

Парадные залы и жилые комнаты наполнились звонкими голосами великих княжон — Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии — и их младшего брата Алексея. Особенно счастлива была старшая дочь императора Ольга. Еще в Севастополе, поднимаясь по трапу, она увидела его, свое С. — солнце, счастье, сокровище. Он протянул ей руку и помог взойти на борт «Штандарта». Яхта бросила якорь на ялтинском рейде, а значит, видеться теперь они будут часто...

Летней столицей империи Крым стал еще при Александре II. После того как лейб-медик Боткин признал схожесть благотворного здешнего климата со средиземноморским, царская семья приобрела в 1861 году имение под Ялтой под названием «Ливадия». Вслед за Романовыми в Крым стала стекаться русская аристократия — отдыхать в непосредственной близости от монаршей фамилии считалось престижным.

Фешенебельные летние резиденции тянулись вдоль всего южного побережья, превращая его в настоящую русскую Ривьеру. А скромная провинциальная Ялта сделалась модным курортом, русской Ниццей. При этом те, кому приходили в голову эти сравнения, отмечали превосходство киммерийских пейзажей и климата перед французскими.

Император и члены его семьи в сопровождении офицеров у борта царской яхты. Фото: ГАРФ

В Ливадии Романовы вели тихую размеренную жизнь. Здесь не следовали чересчур жесткому придворному этикету и отдыхали от назойливой предупредительности царедворцев. Николай часто ездил по улицам Ялты или вдоль набережной в открытом авто. Иногда сопровождал императрицу в поездках за покупками, что в Петербурге даже представить было немыслимо.

Николай часто ездил по Ялте в открытых карете или авто. Фото: AKG-Images/East News

Юные княжны ходили с фрейлинами по магазинам, не упуская случая заглянуть к «Флориану» — пирожные во французской кондитерской продавались изумительные. Им нравилось, смешавшись с нарядной толпой, делать покупки как все остальные. Когда барышень не узнавали, они приходили в восторг.

Утро начиналось с чашки кофе на балконе. Пока Николай работал в своем кабинете с документами и принимал ежедневный отчет министра двора Владимира Фредерикса, дети занимались с преподавателями. Затем следовал завтрак в кругу семьи. Дни были наполнены прогулками, катанием по парку на велосипедах, плаванием на байдарках, походами в горы, теннисом и модным «бэдминтоном».

Несказанное удовольствие доставляли морские ванны: государь и его дочери прекрасно плавали. Купания были доступны и челяди. «Все наши люди, казаки, солдаты плещутся направо и налево от нас в известные часы, — писал Николай матери, Марии Федоровне, — и такая возня происходит на берегу, весело смотреть!» После позднего обеда читали вслух, пели под гитару, играли на бильярде, увлекались синематографом.

Ялтинский архитектор Николай Краснов, придав Ливадийскому дворцу вид палаццо времен итальянского Возрождения, сделал все, чтобы внутренняя планировка соответствовала запросам нового времени. Особняк имел электрическое освещение, центральное отопление с вентиляцией, горячую и холодную воду (а для ванн — морскую), лифт и телефон. Личные покои хозяев располагались на втором этаже. Их обустроили в стиле модерн со свойственным ему изысканным подбором материалов и обивочных тканей.

Императорская семья въехала в новый дворец еще в 1911-м.

— Я в восторге от своего верхнего кабинета, — говорил Николай.

— А нам с Марией понравилась электрическая подъемная машина на солярий, — вторила отцу младшая дочь Анастасия. — Будем на ней кататься в плохую погоду.

Лифт и в самом деле был замечательный. Кабину, устланную ковром, изготовили из красного дерева, украсили зеркалами и поставили диван. Радовали Анастасию и телефонные аппараты из полированного ореха. «Повисеть на телефоне» она особенно любила.

Зодчий был обласкан царской семьей. Даже обычно замкнутая императрица очень к нему благоволила и не только назначила учителем рисования для своих детей, но и часто приглашала к утреннему чаю. Сегодня к ней в гости пожаловали сестра мужа Ксения Александровна и княгиня Зинаида Николаевна Юсупова. Краснов терялся в присутствии столь важных дам, заикался и краснел. Казалось, ему легче выстроить еще один дворец, чем вести светские беседы и расшаркиваться на паркетах.

— Какое счастье, Николай Петрович, что вы предусмотрели множество террас, галерей и лоджий, — пришла на выручку Александра Федоровна. — Мы сидим и наслаждаемся морским бризом и ароматами садовых цветов.

— Как и положено в архитектурной фантазии на тему Италии, государыня. Южный дворец должен быть весь открыт морю и солнцу, — отрапортовал Краснов.

— Как успехи девочек? — поинтересовалась государыня.

Ответить архитектор не успел. Из будуара императрицы вдруг раздалось глубокое низкое контральто знаменитой цыганки Вари Паниной. Это проказница Анастасия на всю мощь завела граммофон, а Мария села за рояль и быстрыми пальчиками пробежала по клавишам. Какофония звуков нарушила тишину ленивого дачного утра.

— Оля, — позвала мать старшую, — пожалуйста, утихомирь баловниц.

Краснов же был очень доволен: шалости девочек освободили его от тяжкой повинности продолжать светскую беседу.

— Простите, сударыни, у меня урок, — поспешил он откланяться.

Не найдя сестер в комнатах, Ольга вышла в парк и углубилась в аллеи.

— Оленька, Оля, — вдруг откуда-то сверху позвала Анастасия.

Она сидела на ветке старого дуба и болтала полными ножками в белых чулках. Соломенная шляпка съехала на затылок, русые с рыжеватым оттенком локоны растрепались.

— Зачем ты забралась туда?

— Боюсь, мама будет ругать. Вот и решила переждать тут, пока все не успокоится.

— Но Николай Петрович ждет тебя и Марию на урок. Немедленно отправляйся в классную комнату.

Проказница скатилась с дерева и помчалась в сторону дворца. Маленькая «Настаська» была неистощима на выдумки, шалости и проказы. Могла часами без устали носиться по парку, играя в прятки, любила лапту и фанты. Она умела подмечать забавные черты людей и талантливо их имитировать, за что получила от отца прозвище «наш домашний клоун». Столь же легким и веселым нравом обладала Мария, красавица с ярким румянцем, которую за покладистый нрав и немного мешковатую услужливость нарекли «наш добрый толстый Туту».

Ольга прошла по извилистой дорожке парка к месту, откуда открывался прекрасный вид на Ялту, и всмотрелась в даль, где на рейде стоял «Штандарт». Княжна знала: там, на яхте, сегодня дежурит ее тайное счастье...

Он появился на императорской яхте в 1911 году. Ему двадцать с небольшим, прекрасно воспитан, хорош собой, к тому же герой.

Павлу Воронову было двадцать с небольшим. Прекрасно воспитан, хорош собой, к тому же герой. На императорской яхте появился в 1911-м… Фото: ГАРФ

— Ваше Величество, разрешите представить мичмана Павла Воронова, прибывшего к нам с крейсера «Адмирал Макаров», — отрекомендовал незнакомца старший офицер «Штандарта» Николай Саблин. — Будучи гардемарином, Павел Алексеевич принял участие в спасении пострадавших при землетрясении в Мессине в 1908 году.

Воронов с достоинством поклонился.

— То есть вы были не только свидетелем, но и непосредственным участником трагических событий в Италии? — поинтересовался император.

— Да, Ваше Величество.

— Надеюсь, не откажетесь посетить нас и рассказать об этом?

— Почту за честь, государь.

В этот момент на палубу выбежал семилетний Алексей. Отец время от времени окликал расшалившегося ребенка, чтобы угомонить, но тот делал вид, что не слышит.

— Молодой человек, — с легкой укоризной обратился мичман к цесаревичу. — Мы находимся на военном корабле, а вы балуетесь.

Наследник оторопел и вопросительно взглянул на родителя — он не привык к замечаниям. Император пожал плечами и повернувшись к Воронову, незаметно для сына поднял вверх большой палец.

В ноябре того же года Ольге Николаевне исполнилось шестнадцать. По этому случаю в только что отстроенном Ливадийском дворце Николай II давал большой бал. Съехалось много гостей: великие князья с семьями, знакомые, проживающие в Ялте и окрестностях, офицеры «Штандарта» и местного гарнизона. Белый мраморный зал — парадная столовая дворца, рассчитанный на сто человек, был ярко освещен. В вестибюле играл оркестр военных трубачей.

...в ноябре того же года великой княжне Ольге Николаевне исполнилось шестнадцать. По этому и другим торжественным случаям в Ливадийском дворце Николай II устраивал балы и приемы, на которые приглашал и офицеров со «Штандарта. Фото: Fine Art Images/Legion-Media

Ольга в длинном розовом платье, с высоко забранными светло-русыми волосами принимала поздравления. Личико именинницы горело таким радостным смущением, такой юностью и жаждой жизни, что от него невозможно было отвести глаз. К княжне подводили блестящих офицеров, она танцевала со всеми и по окончании благодарила чуть заметным кивком головы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Суд приговорил полковника Захарченко к 13 годам лишения свободы Суд приговорил полковника Захарченко к 13 годам лишения свободы

Пресненский суд Москвы приговорил к 13 годам колонии Дмитрия Захарченко

Forbes
Один вечер в аду Один вечер в аду

Алексей Яблоков прогуливается по аду.

GQ
Дело табак Дело табак

Судебные дела XVII века привлекают внимание схожестью с нынешними реалиями

Дилетант
Миры Линча Миры Линча

В мае 2017 года мы увидим продолжение легендарного «Твин Пикса»

The Rake
Третий сон Бананана Третий сон Бананана

Жизнь после кино: легендарной «Ассе» 30 лет.

Русский репортер
Последний шанс Наполеона Последний шанс Наполеона

Возвращение Наполеона к власти получило название «Сто дней»

Дилетант
Король и шут Король и шут

Чарли Ханнэм о роли короля Артура.

GQ
Две башни Две башни

Как делили недвижимость Виктор Рашников и братья Шалва и Александр Чигиринские

Forbes
Косплей для науки Косплей для науки

Студентка МГУ разработала костюм-нейроинтерфейс для медицины и виртуальных игр

РБК
Suzuki Swift Suzuki Swift

Компакт нового поколения уже выезжает на европейские дороги.

АвтоМир
Дима Зицер: «Травля в школе начинается со слов «все должны» Дима Зицер: «Травля в школе начинается со слов «все должны»

Травля, или буллинг, отнюдь не редкое явление в детской среде. В ответе за него взрослые – родители и учителя, утверждает педагог Дима Зицер и объясняет, что делать, если буллинг в школе все-таки происходит.

Psychologies
Наталия Гулькина: «Меня бережет ангел-хранитель» Наталия Гулькина: «Меня бережет ангел-хранитель»

Интервью с певицей Наталией Гулькиной

Лиза
Гид по «Американским богам»: все, что нужно знать о героях Гид по «Американским богам»: все, что нужно знать о героях

В борьбе старых и новых богов очень много игроков – объясняем, что к чему

Правила жизни
15 мыслей Ридли Скотта 15 мыслей Ридли Скотта

Чужие здесь не ходят.

GQ
Ирина Хонда: Мы с Витей опытные гонщики Ирина Хонда: Мы с Витей опытные гонщики

Ирина Хонда — о том, как стала пятой женой Проскурина

Караван историй
На поле он!.. и на столе На поле он!.. и на столе

Запутанная история пирожного или торта «Наполеон»

Дилетант
Протест на обочине Протест на обочине

Стачка против «Платона»: других людей у нас для вас нет

Русский репортер
Дорога на Уолл-Стрит: как маркетолог из Москвы построила карьеру в Нью-Йорке Дорога на Уолл-Стрит: как маркетолог из Москвы построила карьеру в Нью-Йорке

Путь от консультанта с туристической визой до владелицы собственного бизнеса

Forbes
Песнь льда и шайбы Песнь льда и шайбы

Путеводитель по двигающемуся к нам Чемпионату мира по хоккею 2017.

Maxim
Наука против старости Наука против старости

Десять способов остаться молодым и здоровым

Русский репортер
Роберт Бинет. Превращая Орфея в Эвридику Роберт Бинет. Превращая Орфея в Эвридику

Очерк о хореографе Роберте Бинете

СНОБ
Kia Rio Kia Rio

Седан или хэтчбек питерской сборки не только хорош собой. Будучи бестселлером он демонстрирует надежность и стойкость к непростым условиям эксплуатации в России.

АвтоМир
Платформа «Отель» Платформа «Отель»

Андрей Якунин инвестирует в гостиницы сотни миллионов евро

Forbes
В тени славы Ватерлоо В тени славы Ватерлоо

Все другие достижения Веллингтона оказались в тени битвы при Ватерлоо

Дилетант
Honda Accord Honda Accord

Accord – игрок давнишний и честный

АвтоМир
«Зрение осталось у меня внутри»: история слепого фотографа «Зрение осталось у меня внутри»: история слепого фотографа

Мы часто стыдимся того, что может вырвать нас из рядов здоровых людей: плохого зрения, лысины, шрама на видном месте. Но ограничения могут побудить нас исследовать свои возможности и открыть в себе необычные дарования. История слепого фотохудожника Александра Журавлева – об этом.

Psychologies
Audi A5 Sportback Audi A5 Sportback

Рецепт прежний: смешать купеобразный силуэт с практичностью пятидверки

Quattroruote
BMW 3 серии BMW 3 серии

«Трешка» шестого поколения (F30) числится среди «баварцев» наиболее надежной

АвтоМир
Nissan Juke Nissan Juke

Кроссовер по надежности оказался твердым хорошистом.

АвтоМир
Инвестиции будущего: что купить, чтобы не проиграть через 10 лет? Инвестиции будущего: что купить, чтобы не проиграть через 10 лет?

От ракушек и мешочков с солью к новой цифровой экономике

Forbes
Открыть в приложении