Список Forbes / 200 богатейших бизнесменов
«Никуда мы не уйдем от нашего проклятия, везде труба»
Что заставило миллиардера Зиявудина Магомедова поверить в коммерческие перспективы еще не доказанной технологии Hyperloop.
В этом году Зиявудин Магомедов вернулся в глобальный рейтинг Forbes: его состояние в марте 2017 года оценивалось в $1,4 млрд — даже больше, чем во время президентства Дмитрия Медведева. Тогда Зиявудин Магомедов вместе со старшим братом Магомедом получил немало выгодных госзаказов: строительство трубопровода ВСТО-2, стадиона в Казани к чемпионату мира по футболу, реконструкция Большого театра. Однако после возвращения в президентское кресло Владимира Путина дела у бизнесменов из ближнего круга Медведева пошли хуже. Так, основатель АФК «Система» Владимир Евтушенков лишился «Башнефти», которую ему удалось приватизировать при путинском преемнике, и даже провел два месяца под домашним арестом. Предприниматель Ахмед Билалов был отстранен от руководящих постов в Олимпийском комитете России и «Курортах Северного Кавказа» и скрылся за границей. А группа «Сумма» его двоюродного брата Зиявудина Магомедова уже второй год не попадает в рейтинг Forbes «Короли госзаказа».
Теперь Магомедов первым делом показывает нам с экрана айфона фотографию с совета директоров Hyperloop Tech — группа улыбающихся мужчин в касках расположилась внутри огромной трубы на фоне пустынного ландшафта где-то под Лас-Вегасом. Магомедов (на фото во втором ряду как самый рослый) вошел в совет директоров Hyperloop Tech в конце прошлого года на правах акционера инновационной компании. Но снимок до завершения испытаний инновационной технологии публиковать нельзя.
Forbes: Почему российских миллиардеров так мало в Кремниевой долине? Кроме вас да Юрия Мильнера и назвать некого.
Зиявудин Магомедов: Мы там только потому, что Пало-Альто — это интеллектуальная и технологическая Мекка. Но мне кажется, что мы должны быть не только и не столько там, сколько в России. Наша молодежь уезжает туда учиться. И наша главная задача — сделать так, чтобы она возвращалась. Россияне все равно наряду с англосаксами в собирательном смысле — наиболее продвинутые инноваторы. В первую очередь в России нужно возрождать образование, и тогда она будет интеллектуально конкурировать с другими странами. Многие уезжают туда учиться, а потом остаются, потому что есть возможность заработать деньги. С точки зрения финансовой, юридической процедуры там все отстроено, все просто. Взял юристов, написал соглашение акционеров по общему английскому праву — и все, твои права защищены. Молодежь начинает свой бизнес со второго курса. Сейчас с учетом интеллектуальной акселерации и абсорбирования гигантской информации нет смысла учиться четыре года. За два года можно научиться всему. А дальше — иди и работай. (Интервью состоялось до антикоррупционных митингов в крупных городах 26 марта, на которые вышло много студентов и старшеклассников; на дополнительный вопрос о влиянии оппозиционных настроений на желание эмигрировать Магомедов не ответил. — Forbes.)
F.: Как проходят испытания Hyperloop?
З. М.: Закрытые испытания начнутся в ближайшем будущем. Полигон расположен в 30 км от Лас-Вегаса. По этой трубе будет лететь тележка на магнитной подушке по принципу пассивной левитации — это когда магниты в электрическом смысле не активны. Публичные испытания должны быть в конце мая — начале июня.
Сейчас обсуждения дошли до технологического решения, позволяющего использовать композит, который в производстве дешевле стали с точки зрения капекса [капитальных затрат] в 4–5 раз. Разница, правда, в том, что в случае со стальными трубами доказано: эта технология работает. Здесь на доказательство уйдет пара-тройка лет. В случае успешно проведенных испытаний документарная работа займет полтора-два года.
Технологическое решение, которое позволит преодолевать расстояния со скоростью 1000–1200 км в час, в принципе можно довести до 2000 км/ч. При этом надо понимать, что есть разные подходы к перевозке двух концептуальных грузов — контейнеров и пассажиров. С точки зрения пассажиров это потребует, наверное, большего внимания к таким вопросам, как влияние на человеческий организм, радиус поворота, давление. Диаметр трубы, который вы видели, 3,3 м, пассажирский вариант. Изначально предполагалось, что контейнерный формат — порядка 7 м. Но мы смотрим, какое решение позволит унифицировать оба варианта и остаться на диаметре 3,3 м.
F.: Для вас этот проект — все-таки бизнес или просто красивая технология?
З. М.: Естественно, я к этому отношусь достаточно прагматично и утилитарно, никакого футуризма здесь нет. Для меня это бизнес-решение, которое фундаментально изменит ландшафт транспортной логистики впервые с 1830-х годов, когда появились железные дороги. Дело не только в том, что я вкладываю в технологии. Я это делаю в первую очередь для того, чтобы технология Hyperloop была реализована здесь, в России. В моем понимании принципиально важно, чтобы сборка проходила в России. Так же принципиально и то, что несколько лет назад я поднял тему отношения России к проекту «Новый Шелковый путь». Этот проект предполагает не только строительство инфраструктуры, но и культурную экспансию Китая. Надо понимать, что они пытаются занять место, которое все время занимал Советский Союз. Самый удобный путь следования грузов из Азии в Европу и наоборот — через Казахстан и Россию. Сегодня преодоление расстояния из любой точки — Гуанчжоу, Шанхая, Йокогамы — до Роттердама, Гамбурга и т. д. по морю занимает от 35 до 45 суток. Реализация проекта позволит сократить это время в разы. По сути, доставка [из Азии в Европу] будет занимать одну ночь. Какой группе товаров нужна