Иван Крамской. Неоконченный портрет.

GALA БиографияИстория

Искусство / Иван Крамской

Незаконченный портрет

«Часто изображения одного только характера бывает достаточно, чтобы имя художника осталось в истории искусства», – писал Иван Крамской. Выдающийся портретист, 180-летие со дня рождения которого отмечается в этом году, оставил нам десятки таких «характерных» портретов своих выдающихся современников.

Текст: Армен Апресян

Иван Крамской родился 27 мая (8 июня по новому стилю) 1837 года близ уездного городка Острогожска Воронежской губернии, в слободе Новая Сотня. Отец будущего художника, Николай Крамской, служил писарем в городской думе и был человеком довольно суровым, по крайней мере, именно так вспоминал о нем Крамской в своей автобиографии, и это, пожалуй, все, что о нем известно. Мальчик учился в Острогожском уездном училище, причем отличался изрядным прилежанием: окончил он его в 13 лет «первым учеником», да еще и с «разными отличиями, похвальными листами по всем предметам, с отметками «5» по всем предметам». Но умер его отец, и положение семьи стало совсем тяжелым – о том, чтобы продолжить образование в воронежской гимназии, не было речи. Крамской остался в Острогожске и стал, по его словам, «упражняться в каллиграфии» в городской думе.

Тягу к изобразительному искусству, как он сам признавался, Крамской испытывал с детства: «Семи лет я лепил из глины казаков, а потом по выходе из училища рисовал все, что мне попадалось, но в училище не отличался по этой части, скучно было». В письме знаменитому журналисту и издателю Алексею Суворину Крамской вспоминал один забавный эпизод, приключившийся во время учебы: «Во втором классе нам наложили много оригиналов на выбор, и я, помню, выбрал литографию Святого семейства; фигуры были с ногами. Я начал, да так и не кончил, и помню, что учитель обозвал за это меня лентяем, зарывающим талант свой в землю; что это значило – для меня тогда было загадкой неразрешимой, но я был рад, что учитель не настаивал на рисовании».

«Мать художника Крамского за вязанием». Портрет работы Карла Лемоха. Настасья Ивановна Крамская долго противилась желанию сына заниматься живописью, однако со временем уступила и сама отвезла его в Воронеж, к лучшему тамошнему иконописцу.

Тем не менее рисовать «для себя» Крамской очень любил и отдавал этому увлечению практически все свободное время – сложно представить, сколько его юношеских рисунков кануло в Лету. Он довольно рано понял, что хотел бы заниматься искусством профессионально, и бесконечно просил матушку, чтобы она отдала его в ученики к какому-нибудь художнику. В начале 1850-х годов он наконец-то стал подмастерьем воронежского иконописца, но испытал жестокое разочарование: его «учеба» заключалась в том, что он был вынужден растирать краски да выполнять мелкие поручения по дому. Неудивительно, что учеба его долго не продлилась, – вскоре Крамской возвратился в родительский дом.

Многие биографии прославленных художников являются ярким свидетельством того, сколь много в жизни значит счастливый случай, и история Ивана Крамского – не исключение. Этот случай явился в лице харьковского фотографа Якова Данилевского, который проездом оказался в Острогожске. Ему понадобился ретушер, кто-то из знакомых порекомендовал Крамского – и не прошло и нескольких дней, как у фотографа появился весьма вдохновленный сотрудник. «С этим фотографом и объехал в течение трех лет половину России в качестве ретушера и акварелиста», – вспоминал художник. Впоследствии он не раз говорил, что это была превосходная школа, сослужившая ему добрую службу. Дело в том, что сидеть перед объективом неподвижно не меньше 10 минут не у всех получалось, и многие заказчики узнавали себя на фото лишь благодаря трудам ретушера. Работая у Данилевского, Крамской развил отличную зрительную память и набил руку, но в остальном жизнь его была не слишком веселой: фотограф платил ему сущие копейки – всего два с половиной рубля в месяц, так что за три года капитала сколотить не получилось.

Мог ли представить шестнадцатилетний ретушер, что его первый графический автопортрет окажется в собрании одного из крупнейших художественных музеев страны – Русского музея. 1853 год.

А капитал был нужен: Крамской мечтал о Петербурге, об Академии художеств, которую считал храмом искусства и надеялся там найти учителей, единомышленников, друзей… В 1857 году он расстался с Данилевским и отправился в столицу, где без особенных сложностей поступил в Академию. Чтобы как-то сводить концы с концами, он снова нанялся ретушером – сначала к фотографу Александровскому, спустя некоторое время – к Андрею Ивановичу Деньеру. «Фотограф Их Императорских Величеств», член Императорского Русского технического общества (с 1878 года. – Прим. ред.), Деньер был куда более щедрым работодателем: Крамской смог снять небольшую квартирку, которая вскоре превратилась в настоящий клуб, где собирались молодые художники, работали, спорили, обсуждали пути развития искусства, поругивали профессоров Академии за их сухость и слишком формальные наставления.

Эти беседы во многом привели к знаменитому «Бунту четырнадцати», ставшему настоящим переворотом в истории русского изобразительного искусства. Причиной «бунта » стали правила академического конкурса на большую золотую медаль, дававшую право на шестилетнюю стажировку в Италии. Преподаватели считали, что все претенденты должны писать картины на один сюжет, а 14 академистов, обладателей малых золотых медалей, осмелились требовать право выбора сюжета. «Так как к предстоящему столетию Академии Совет заботится о богатстве будущей выставки, то, чтобы сделать ее еще более разнообразной и достойной юбилейного торжества, мы со своей стороны решились заявить наше задушевное желание об дозволении нам делать свободный выбор своих сюжетов тем из нас, кто, помимо заданной темы, пожелает этого; так как самим Советом признаваемо было в нужных случаях дать свободу личным наклонностям художника», – говорилось в письме, подписанном А. Морозовым, Ф. Журавлевым, А. Корзухиным, Н. Шустовым, М. Песковым, И. Крамским, Н. Петровым, К. Маковским, А. Григорьевым, П. Заболотским, А. Литовченко, Б. Венигом, К. Лемохом и Н. Дмитриевым-Оренбургским.

Иван Крамской в мастерской. 1865 год.

Просьба была отклонена, член Совета Академии, профессор Николай Степанович Пименов заявил бунтарям: «Нигде в Европе этого нет, во всех академиях конкурсы существуют, другого способа для экзаменов Европа не выработала. Да, наконец, и неудобно: как вы станете экзаменовать разнородные вещи. Нет, этого нельзя!» Ответ Пименова оскорбил конкурсантов. Понимая, что ставят под угрозу собственное будущее, они подготовили прошения, суть которых позже изложил в воспоминаниях («Письма. Статьи». – Прим. ред.) Иван Крамской: «По домашним, или там иным причинам, я, такой-то, не могу продолжать курс в Академии и прошу Совет выдать мне диплом, соответствующий тем медалям, которыми я награжден (подпись)».

После того как была объявлена тема конкурсной работы («Пир в Валгалле»), Крамской выступил с пламенной речью, в которой заявил: «Мы, не смея думать об изменении академических постановлений, просим покорнейше Совет освободить нас от участия в конкурсе и выдать нам дипломы на звание художников». После этих слов четырнадцать заранее подготовленных прошений были вручены членам Совета*. Конкурс был сорван, воспитанники покинули Академию и создали Артель художников, первую независимую творческую организацию в России.

«Собрание Артели художников». Рисунок Ивана Крамского. «Крамской был душой всего дела, – писал А. Бенуа. – Этот умный, толковый и пылкий человек стоял по образованию (с трудом доставшемуся ему собственными усилиями) несравненно выше всей группы и поэтому приобрел в ней значение вожака». 1860-е годы.

Спустя около десяти лет после этих событий в письме Илье Репину Крамской так опишет свои ощущение от тех событий: «И вдруг, толчок... проснулся... 63 год, 9 ноября, когда 14 человек отказались от программы. Единственный хороший день в моей жизни, честно и хорошо прожитый. Это единственный день, о котором я вспоминаю с чистой и искренней радостью».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алан Милн. Винни-Пух и прочие неприятности Алан Милн. Винни-Пух и прочие неприятности

Кристофер Робин часто задавался вопросом: что привело его отца к катастрофе?

Караван историй
Ford Focus Ford Focus

В начале 2018 года представят и следующее поколение Focus

Quattroruote
Моряк и принцесса Моряк и принцесса

История княжны Ольги Романовой и лейтенанта Павла Воронова

Караван историй
Дела семейные: как чиновники избавляются от бизнеса и недвижимости за рубежом Дела семейные: как чиновники избавляются от бизнеса и недвижимости за рубежом

Чтобы сохранить деньги, чиновники разводятся с супругами и продают бизнес

Forbes
По чу­жим следам По чу­жим следам

Дом в Вирджинии работы архитектора Уильяма Лоренса Боттомли, который отреставрировал архитектор Мэдисон Спенсер.

AD
Сегодня бу­дут танцы Сегодня бу­дут танцы

Восходящая звезда европейской хореографии Андрей Кайдановский - о номинации на «Золотую маску», знаменитом отце и тенденциях в танце.

Vogue
Аниме | В зелёном лабиринте киберпространства Аниме | В зелёном лабиринте киберпространства

Мультимедийная франшиза «Призрак в доспехах», основанная на одноимённой манге Масамунэ Сиро, — своеобразный культурный феномен, который распространил своё влияние далеко за пределы родной Японии. «Призрак в доспехах» стал источником множества заимствований — как в кино и анимации, так и в других проявлениях фантастического жанра, даже в реальной жизни.

Мир Фантастики
«Группы смерти»: как культура может блокировать суицидальную тематику «Группы смерти»: как культура может блокировать суицидальную тематику

Для этого появления носителей идеалов нужно открытое социальное пространство

Forbes
Легенда — Дэвид Линч Легенда — Дэвид Линч

Из чего состоит вселенная самого загадочного режиссера в мире.

Numéro
На подводных крыльях На подводных крыльях

Судами на подводных крыльях страна гордилась так же, как космическими ракетами

Популярная механика
Систе­ма взглядов Систе­ма взглядов

Знакомимся с Кьярой Ферра­ньи, ее стилем и империей, которую она построила

Glamour
Дальше будет Дальше будет

Долгий путь к успеху актрисы и режиссера Элиза­бет Бэнкс

Glamour
100 советов сыну 100 советов сыну

Сотня советов, чтобы твой сын не наступал на твои грабли, а искал собственные

Maxim
Получить опыт групповой терапии Получить опыт групповой терапии

Другие люди служат для нас источником опасности и утешения

Psychologies
Сдавайся! Сдавайся!

Как помочь ребенку пережить экзамены.

Добрые советы
Девочки vs мальчики. Воспитывать одинаково или по-разному? Девочки vs мальчики. Воспитывать одинаково или по-разному?

Советует психолог Александр Кузнецов.

Домашний Очаг
Может ли йога дать нам мир и покой? Может ли йога дать нам мир и покой?

Что стоит за удивительной популярностью йоги

Psychologies
«Хорошая борьба»: летопись эпохи Трампа «Хорошая борьба»: летопись эпохи Трампа

Первая попытка в сериальной форме рассказать об Америке Трампа

Правила жизни
Быт или не быт? Быт или не быт?

Действительно ли рутина и повседневность разрушают отношения?

Cosmopolitan
Я могу дать сдачи Я могу дать сдачи

Наталья Ионова, сценический псевдоним Глюк'оZa, о дворовом детстве, летающих тарелках и найденной женственности.

Домашний Очаг
Том второй Том второй

Повстречавшись в Лос-Анджелесе с Томом Фордом, корреспондент The Rake расспросила его о новом фильме, моде, порно-шике и о том, в чем Форд расхаживает по дому, когда никто не видит.

The Rake
Gagarin полетел Gagarin полетел

Как Николай Давыдов стал инвестором и превратил свою жизнь в сериал

РБК
Живая природа Живая природа

Не все микробы одинаково вредны

Cosmopolitan
Летающий мотоцикл Летающий мотоцикл

Можно ли прямо сейчас сесть на мотоцикл и полететь?

Популярная механика
Имя — Орели Дюпон Имя — Орели Дюпон

Директор балетной труппы Парижской оперы - о том, каково работать в одном из лучших театров мира.

Numéro
Мария Порошина: Мария Порошина:

Большое интервью с Марией Порошиной

Караван историй
Skoda Octavia: дискурс о ракурсе Skoda Octavia: дискурс о ракурсе

Четырехглазая рестайлинговая Skoda Octavia многих смутила своим видом.

АвтоМир
Солнце в банке Солнце в банке

Кукуруза — чуть ли не единственная культура, которая при консервировании сохраняет все полезные свойства. Согласитесь, ценное качество! Но как выбрать ту, которую по праву можно назвать “царицей полей”?

Добрые советы
«Тебе нужна вера, чтобы ты мог творить» «Тебе нужна вера, чтобы ты мог творить»

Пропавший на 10 лет Мел Гибсон не потерял веру в себя

Playboy
Василий Крачковский. Моя... Василий Крачковский. Моя...

Василий Крачковский — о своей знаменитой матери

Караван историй
Открыть в приложении