Героини Татьяны Ивановны Пельтцер, «главной бабушки советского кино», выделялись «озорной жизнестойкостью». Актриса и в жизни была «самой счастливой старухой» – так она сама себя называла. Она действительно умела быть счастливой.

GALA БиографияСтиль жизни

Искусство / Татьяна Пельтцер

«Старушка с моторчиком»

Героини Татьяны Ивановны Пельтцер, «главной бабушки советского кино», выделялись «озорной жизнестойкостью». Актриса и в жизни была «самой счастливой старухой» – так она сама себя называла. Она действительно умела быть счастливой.

Текст: Елена Прокофьева

Когда ее не стало, в желтой прессе поднялась волна, мол, в последние годы популярная актриса была так одинока, что потеряла разум, оказалась заперта в психиатрической лечебнице, что ее там избивали другие пациенты… Ужас, мрак, безнадежность, а все почему? Потому что жила одна, не создала семьи, не родила детей.

Но на самом-то деле все было иначе. Да, старческая деменция – страшная болезнь, лишающая памяти, чувств, человеческого облика, но ей в равной степени подвержены и одинокие, и семейные. И в равной степени возможно, что заболевшему потребуется госпитализация. Да, у Татьяны Ивановны Пельтцер случилась эта болезнь… Однако не было одиночества и заброшенности. Никогда не было. Да, она не создала семью и не родила детей. Но у нее была любимая работа и любимые, любящие друзья. И когда пришла беда, друзья ее не оставили. Тепло их чувств, нежность их сострадания и заботы она чувствовала до самого конца, даже сквозь мутную пелену деменции.

Так уж получилось, что славу и популярность Татьяне Ивановне принесли роли бойких старушек. И большинству зрителей, помнящих и любящих ее бабушек из «Максима Перепелицы» и «Формулы любви», из «Приключений желтого чемоданчика» и «Вам и не снилось…», трудно себе представить, какой Татьяна Пельтцер была в молодости. Кажется, никто и не видел ее молодой. Марк Захаров, любимый театральный режиссер Татьяны Ивановны, так пытался объяснить популярность «бабушек Пельтцер»: «Наверное, ей удалось воплотить народную мечту о несокрушимой старости, где мудрость дерзко соседствует с юной и озорной жизнестойкостью».

Татьяна Пельтцер родилась 6 июня 1904 года в Москве, в интернациональной семье. Отец – Иоганн Робертович Пельтцер, актер и антрепренер, из обрусевших немцев. В семье была популярна легенда о том, что его далекий предок пришел во времена Ивана Грозного в Россию из Рейнской области с бродячим театром. На самом деле первый Пельтцер прибыл в Россию после наполеоновских войн и был он портным. Мать – Евгения Сергеевна Пельтцер. Девичью ее фамилию история не сохранила, настоящее имя – тоже: она была еврейкой, дочерью раввина из Киева, и отец ее был не то убит во время погрома, не то казнен в революционные годы, причем красными или белыми, неизвестно. Когда Евгения Сергеевна приняла крещение и вышла замуж, родственники не пожелали более иметь с ней ничего общего.

Татьяна Пельтцер с отцом. Иоганн Робертович Пельтцер был влюблен в театр и передал эту любовь своей дочери. Можно сказать, что у обоих актерство было «в крови». 1910 год.

Детей было двое: Татьяна и Александр. В доме говорили по-русски и по-немецки, причем по-немецки больше, его лучше знала мама, родным языком которой был идиш. Но, когда началась Первая мировая война и набрали силу антинемецкие настроения, Иоганн Робертович сменил имя на Ивана Романовича и немецкий язык в качестве средства общения запретил. Дети легко переучились на разговорный русский, а вот Евгения Сергеевна до конца жизни говорила с акцентом.

Такой молодой Татьяну Пельтцер даже не представляют кинозрители, очарованные образами дерзких старух, которых актриса играла поистине гениально. Она не была красива, но была обворожительна. 1920-е годы.

Отец был одержим театром и только театром. Сына и дочь учил актерскому мастерству, обоих рано вывел на сцену, но талант проявился только у Татьяны. В 9 лет она сыграла первую роль: мальчика Авла в «Камо грядеши». Год спустя – получила первый гонорар за роль крестьянского мальчика в «Дворянском гнезде». Первым же актерским триумфом стала роль Сережи в сценической постановке «Анны Карениной»: сцена прощания Сережи с Анной неизменно вызывала у зрительниц рыдания.

Мать надеялась, что Таня получит приличествующее барышне образование и выйдет замуж за достойного человека. Она учила дочь правильно вести хозяйство, и ее уроки пригодились Татьяне: всю жизнь она поражала знакомых безупречной аккуратностью и изысканными бытовыми привычками. Все считали, что это – что-то немецкое, а на самом деле это были навыки, совершенно необходимые правильной еврейской девушке – «идише мейделе» – для сохранения семейного благополучия. Евгения Сергеевна и заподозрить не могла, что семейные радости ее дочери не суждены.

Татьяна была, что называется, отравлена сценой. И без театра своей жизни не мыслила. Актерского образования у нее не было: юность пришлась на революционные годы. Она сначала играла в Передвижном театре Политуправления РККА, потом в провинциальных театрах Нахичевани и Ейска. Фигура у нее была хорошая, талант отмечали все, но – ее считали слишком невзрачной, некрасивой для ролей инженю, да и голос у нее был чуть дребезжащий, совершенно не романтичного звучания. Тогда ее впервые признали профнепригодной. А тут еще и неприятность с братом: Александр, не доучившись на автодорожном факультете, был осужден на два года по статье 58 «За контрреволюционную деятельность». Правда, отсидел он, что называется, «благополучно», вышел в срок, поступил на автозавод имени И.В. Сталина, сокращенно ЗИС, и в 1946 году разрабатывал первые гоночные автомобили «Звезда» и даже помог сестре с трудоустройством… Но это все еще впереди.

Пока же Татьяну Пельтцер изгнали со сцены. Зато в нее влюбился молодой немец Ганс Тейблер: он учился в Школе Коминтерна. В 1927 году они поженились, а в 1930-м уехали в Германию. И там обнаружилось, что коммунист-антифашист Тейблер – очень обеспеченный человек с традиционными взглядами на семейную жизнь: практически Kinder, Kuche, Kirche – «дети, кухня, церковь» – за вычетом последнего, конечно… Но он хотел обычного семейного счастья, упорядоченной жизни, домашнего комфорта. А Татьяна не желала не только вести хозяйство, но даже родить ребенка. Это стало первой причиной конфликта между ней и мужем. Второй причиной – ее жажда общественной жизни. Татьяна вступила в Коммунистическую партию Германии. Начала работать секретарем в торгпредстве СССР. И даже снова вышла на сцену. Режиссер Эрвин Пискатор, член Компартии Германии, видя в театре еще одно средство правильного воспитания пролетариата, ставил бесплатные спектакли для рабочих Берлина. Узнав, что жена Ганса Тейблера была актрисой, предложил Татьяне роль в спектакле «Инга» по пьесе советского драматурга Анатолия Глебова о борьбе за женское равноправие. Татьяна согласилась бы сыграть где угодно и кого угодно, но тема равноправия ей была особенно близка. Пискатор высоко оценил ее актерский талант и сожалел, что Татьяна и дальше не могла играть в его театре… Но получилось, что всего через год семейной жизни Татьяне наскучил излишне благопристойный, холодноватый Ганс. Она изменила ему, причем с его же близким другом. Ганс нашел записку, в котором друг звал его жену на свидание. Когда потрясенный муж предъявил ей записку, Татьяна не стала отпираться: призналась, что да, на свидание ходила, и оно было не первое, да и не последнее. Последовал развод.

Татьяна вернулась в СССР и поступила было в театр МГСПС (ныне Театр Моссовета), но ее вскоре уволили: снова «за профнепригодность»... Брат устроил ее в машбюро при ЗИСе, где он вскоре занял пост главного инженера. Но в 1936 году Александр внезапно уволился: как написано в архивах, «по причине выезда из Москвы». Неизвестно, чем было вызвано увольнение и куда Пельтцер уехал. Скорее всего, его дружески предупредили о возможном аресте, и он таким способом спасся. В те времена это было возможно: достаточно было переехать в Сибирь или в Казахстан – и за тобой уже не придут. Видимо, некогда было сотрудникам НКВД гоняться по всему Союзу за «врагами народа».

Татьяна тоже ушла с завода, уехала из Москвы в Ярославль, где играла в драмтеатре имени Федора Волкова. Для провинции она была вполне профессионально пригодна. Спустя два года она вернулась в Москву. Ее снова приняли в театр МГСПС актрисой запасного состава.

В 1940 году открылся Театр миниатюр. Миниатюра была новым жанром, репертуар толком не сложился, зато актеры были все как на подбор талантливые, с комедийной жилкой: Мария Миронова, Александр Менакер, Рина Зеленая. И Татьяна Пельтцер, что называется, вписалась. И заодно нашла себя в комических бытовых ролях. Кого только она не переиграла: продавщицу, банщицу, няньку, молочницу, управдома. У нее появились первые поклонники. Казалось, карьера наконец наладилась…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Познание тьмы Познание тьмы

Как люди убедились, что черные дыры реальны

Вокруг света
Вольфганг Тильманс Вольфганг Тильманс

Проступающая под тонкой кожей вена на шее; двое безмятежно смеющихся друзей; городской пейзаж со снесенным зданием: фотографии Вольфганга Тильманса напоминали ленту инстаграма еще до его появления. Сейчас их автор — один из самых известных современных художников, а сами снимки, которые с 15 февраля можно увидеть на персональной выставке в Тейт Модерн, заставляют смотреть на себя снова и снова.

Numéro
Последний летописец Последний летописец

Николая Карамзина, чье 250-летие отметили в декабре, чтут не только как писателя, поэта, просветителя, но и как автора одной из первых книг об истории России. Однако к историкам его причислить трудно: скорее уж он был последним русским летописцем. Или первым сказочником, сочинившим знакомые каждому легенды о нашем прошлом.

GALA Биография
Игра года Игра года

Встречайте. Семь лучших игр – по версии «Игромании».

Игромания
Федор Бондарчук Федор Бондарчук

Его режиссерские работы неизменно вызывают очереди к билетным кассам и яростные споры в социальных сетях. Любители интернет-баталий уже расчехлили тяжелые орудия — на экраны выходит «Притяжение». С 26 января в формате IMAX можно будет наблюдать за тем, как инопланетные существа высадятся в московском спальном районе Чертаново.

L’Officiel
Доктор едет, едет Доктор едет, едет

Бывшие финансовые консультанты создали Uber для вызова врачей.

Forbes
Девушка с ружьем Девушка с ружьем

Ак­три­са Хей­ли Бен­нетт — од­на из тех, кто бу­дет за­да­вать мо­ду в Гол­ли­ву­де в бли­жай­шие де­сять лет. Звез­да «Ве­ли­ко­леп­ной се­мер­ки» — о том, как от­во­е­ва­ла се­бе ме­сто под солнцем.

Vogue
Наше величество Наше величество

Алексей Яблоков пытается вообразить, какой была бы февральская революция в 2017 году.

GQ
Первый на деревне Первый на деревне

Продавец косметики City Nature дважды менял бизнес-модель. Что сделало компанию успешной?

Forbes
Чужая тайна Чужая тайна

Еще вчера малыш радостно делился своими новостями. Но внезапно от былой искренности не осталось и следа: ребенок больше не хочет быть с вами откровенным. Как его разговорить и нужно ли это делать?

Добрые советы
Первая любовь: что делать родителям? Первая любовь: что делать родителям?

Почему-то так легко говорить с детьми об оценках и порядке в комнате и так сложно – о любви. А это, между прочим, гораздо важнее! Что же происходит с детьми и что мы можем сделать?

Домашний Очаг
Ты меня не забывай Ты меня не забывай

Мишель Обама по­ки­да­ет Белый дом на пике по­пуляр­но­сти. Она — со­весть на­ции, роле­вая мо­дель, ико­на сти­ля, ге­ро­и­че­ская мать и го­то­вый кан­ди­дат в пре­зи­ден­ты США.

Tatler
Да Винчи без кода Да Винчи без кода

Прошло почти пять столетий со дня смерти Леонардо да Винчи, но загадка его личности продолжает смущать умы. В нем видят то инопланетянина, то гостя из будущего, то вождя всемогущего тайного общества. Попробуем выяснить, на чем основаны все эти версии и есть ли в них хоть крупица правды.

GALA Биография
Вечерние грезы Альфонса Мухи Вечерние грезы Альфонса Мухи

Альфонс Муха обладал редким даром превращать в произведение искусства все, к чему прикасался, – будь то рекламные плакаты, обложки журналов, посуда или другая домашняя утварь. Его картины вызывали восхищение, он создал свой собственный стиль, которому и сегодня подражают художники всего мира, а история его жизни стала идеальной иллюстрацией того, как много значит Случай в судьбе человека.

GALA Биография
Человек, который умел считать Человек, который умел считать

Кто знает, как сложилась бы история Америки, если бы Джордж Вашингтон не был вынужден в детстве изучать геометрию и счет, чтобы стать успешным землемером. Потом он считал всю свою жизнь: акры, расходы и доходы, риски и прибыли. Возможно, именно благодаря этому умению Вашингтона президент США избирается лишь на два срока. Его решение отказаться баллотироваться на пост президента в третий раз не позволило молодой американской демократии превратиться в диктатуру.

Дилетант
Дальнобои останутся без работы? Дальнобои останутся без работы?

В России создана первая организация по разработке и продвижению автомобилей с автономным управлением. Начать автоматизацию решено с грузовиков.

АвтоМир
Mitsubishi Pajero Sport – Toyota Land Cruiser Prado Mitsubishi Pajero Sport – Toyota Land Cruiser Prado

Честных рамных внедорожников на нашем рынке осталось так мало, что их можно пересчитать по пальцам одной руки. На этот раз за звание лучшего борются Mitsubishi Pajero Sport и Toyota Land Cruiser Prado.

АвтоМир
Системное образование Системное образование

Технологии машинного обучения и нейросети в 2016 году пришли в потребительские сервисы.

Forbes
Куликовская битва Куликовская битва

Создатель народного «Глухаря» Илья Куликов не любит внимание, но согласился рассказать GQ, каково быть единственным шоураннером на российском ТВ.

GQ
Сбежа­ли из дворца Сбежа­ли из дворца

Полто­ра года на­зад у прин­ца Уилья­ма и Кейт Миддл­тон ро­ди­лась дочь Шарлот­та. С тех пор ее по­чти ни­кто не ви­дел — прин­цес­са жи­вет с ро­ди­те­ля­ми и бра­том в ан­глий­ской глу­ши. Деревен­ский воз­дух и от­сут­ствие лон­дон­ско­го све­та идут все­му се­мей­ству толь­ко на пользу.

Tatler
Евгений Давыдович Евгений Давыдович

Генеральный директор «Связного» об управлении компанией в кризис, эффективном маркетинге и безупречном сервисе.

GQ
Просто добавь воды Просто добавь воды

Надо всеми Венециями (то есть обеими) тяготеет проклятие сезонности. Однако страшный сон отельера или туроператора — летом густо, зимой пусто — для путешественника сладок. В Венециях лучше всего зимой.

GEO
Final Fantasy XV Final Fantasy XV

Final Fantasy относится к той серии игр, на которой многие буквально выросли.

Игромания
Мелания Трамп Мелания Трамп

L’Officiel подготовил полное досье на Меланию Трамп — жену самого неоднозначного из президентов США Дональда Трампа. Мы расскажем, за что Меланию ругают американские дизайнеры, как она стала первой леди и на кого хочет равняться в этой непростой роли.

L’Officiel
Индустрия в 2016 году. Самое важное, что случилось в мире разработки игр Индустрия в 2016 году. Самое важное, что случилось в мире разработки игр

Конец года – время подводить итоги и делать прогнозы.

Игромания
Встреч­ные тре­бования Встреч­ные тре­бования

Что об­ще­го у лю­дей, су­мев­ших по­стро­ить счаст­ли­вые от­но­ше­ния? Ос­но­ва­тель­ни­ца ин­ста­грам-ак­ка­ун­та The Way We Met («Как мы по­зна­ко­ми­лись») Бруклин Шер­ман изу­чи­ла бо­лее 7000 ис­то­рий люб­ви и сде­ла­ла по­лез­ные выводы.

Glamour
Партия Аиды Партия Аиды

Уро­жен­ка Ка­за­ни два­дца­ти­де­вя­ти­лет­няя со­пра­но Аида Га­ри­фул­ли­на бли­ста­ет в Ве­не, де­бю­ти­ру­ет в Москве и с по­мо­щью ин­ста­гра­ма уве­рен­но пе­ре­во­дит опе­ру в раз­ряд ак­ту­аль­но­го ис­кус­ства XXI века.

Vogue
Возраст силы Возраст силы

Актриса, телеведущая, многодетная мама – Мария Шукшина хорошо знает, когда к женщинам приходят покой, гармония и настоящая любовь.

Домашний Очаг
Audi A5 Audi A5

Положа руку на сердце, мы бы не стали рекомендовать подержанный А5, с каким бы мотором он ни оказался. Родовых достоинств у него хватает, но едва ли они смогут перевесить широчайший спектр проблем, который возникает в процессе эксплуатации.

АвтоМир
Александра-детективъ Александра-детективъ

Исполнительница главной роли в сериале «Анна-детективъ» 23-летняя Александра Никифорова говорит, что во многом опирается на собственную интуицию, но, для того чтобы чувствовать, ей важно знать. Для того чтобы что-то узнать про себя, ей пришлось сменить несколько городов и несколько институтов, прежде чем убедиться в том, что она все делает правильно.

GALA Биография
Открыть в приложении