Редкие собрания
Ископаемые кости, африканские тотемы, первые компьютеры и даже предметы, побывавшие в космосе, — все это тоже объекты дорогостоящих коллекций.
Список направлений, формирующих рынок предметов искусства и коллекционирования, на первый взгляд короток. Слышишь «коллекционер», знаешь, что подразумевают живопись (или шире — любое искусство), или автомобили, или вина. Могут вспомнить монеты, букинистику, филателию, реже меморабилию. Пожалуй, все. Да, это объяснимо, но несправедливо совсем. Палитра коллекционных направлений гораздо богаче, и каждое из них питает свой малый рынок. Многие из этих рынков выросли из сообществ энтузиастов, но со временем стали абсолютно полноценными.
Яркий пример — рынок палеонтологических редкостей. Владеть останками динозавра модно: покупателями реликтовых костей то и дело становятся знаменитости, а аукционные дома проводят специализированные аукционы (так, французский Aguttes в 2018 году продавал почти 9-метровый скелет динозавра, торги проходили внутри Эйфелевой башни). Кости и прочие окаменелости переходят в класс дизайн-объектов: то, что ранее воспринималось как диковинка или научный экспонат (то есть продавалось в категориях Curiosities, Nature & Science или Natural History), вдруг появляется на арт-ярмарках. Эксперты все чаще сравнивают рынок палеонтологических находок с арт-рынками, а цены на палеонтологию — с ценами на художников.
Сам факт такого сопоставления говорит о том, что ископаемые редкости принимают на себя функцию, которая традиционно отводится искусству. Они уникальны, но узнаваемы, несут в себе отпечаток истории и стоят дешевле сравнимых по размеру и известности произведений современного искусства (цена особо ценных экземпляров только приближается к десятку миллионов долларов, что на порядок ниже рекордных цен в сегменте contemporary art).
Эксперты считают, что рынок коллекционной палеонтологии, еще 100 лет назад сопоставимый в объемах с рынком старых мастеров в Европе, явно недооценен. Что имеется в виду? На заре коллекционирования собирание ископаемых костей было столь же респектабельным и распространенным занятием, как и приобретение живописи. Но примерно к началу XX века оно стало скорее уделом энтузиастов и научных музеев. Рынок же — чувствительный организм, он существует, пока в него верят. И вот спустя время старые мастера остаются тем же, чем и были, а рынок палеонтологии уменьшился в объеме и глубине, стал нишевой историей, которую сейчас переоткрывают заново. Слабые места этого рынка — проблема так называемых черных копателей, трения с научным сообществом (по мнению ученых, таким объектам место в музее) и ряд других сложностей, связанных с провенансом. Однако, если удастся добиться большей прозрачности рынка, он может стать очень заметным.
Другой интересный пример — это первобытное или племенное искусство, tribal art. Речь о предметах, созданных несколько сотен лет назад либо (и такие лоты чаще появляются на аукционах) людьми, живущими в изолированных обществах, не менявшихся с давних времен. Прежде всего это маски, скульптуры и другие произведения искусства африканских, американских индейских и австралийских племен. Сегодня рынок принято делить на две части: вещи, созданные в XIX– XX веках аборигенами специально для европейцев, контактировавших с племенем (по сути, сувениры), и предметы, имевшие истинно ритуальное и культовое значение (например, служившие тотемом).