Игры патриота
Почему Александр Туголуков хотел продать «Библио-Глобус» британской Thomas Cook.
В марте $9 млн были уже в кармане. Основатель турфирмы «Библио-Глобус» Александр Туголуков получил первую часть от сделки на $150 млн по продаже международного бизнеса своей компании британскому гиганту Thomas Cook. Предприниматель давно мечтал полностью сконцентрироваться на развитии внутреннего туризма. «Наши туристы ежегодно увозят на иностранные курорты большие деньги, захотелось что-то поменять», — объяснял свое решение в интервью Forbes Александр Туголуков Через полгода, 23 сентября 2019 года основанный в 1841 году Thomas Cook объявил о своей ликвидации. Великобритания начала крупнейшую со времен Второй мировой войны эвакуацию своих граждан, отдыхающих по международным путевкам. Сделка с Туголуковым развалилась, задаток ему пришлось вернуть. Что предприниматель собирается делать дальше?
Война и мир
В сентябре 2014 года Александр Туголуков пришел в офис основателя и совладельца «Трансаэро». Александр Плешаков пригласил партнера обсудить ситуацию с Египтом, где в июле произошел военный переворот, и найти решение. Ежегодно «Библио-Глобус» отправлял на самолетах Плешакова на египетские курорты примерно 800 000 туристов, обеспечивающих туроператору до 40% выручки. Египетское направление загружало флот «Трансаэро», который выполнял в среднем семь рейсов в день. Туголуков предложил заменить неспокойный Египет стабильным русским югом. Предложение было неожиданным.
«Он всегда стремился показать соотечественникам мир», — рассказывает один из знакомых предпринимателя. Масштабный бизнес Туголукова вырос как раз на заграничном отдыхе сограждан. Он основал компанию «Библио-Глобус» в 1994 году вместе с женой Юлией. Крошечная турфирма сына военного и дочери совладельца известного еще с советских времен книжного магазина на Лубянке Бориса Есенькина продавала путевки частным лицам на Кипр и постепенно росла. В 1998 году «Библио Глобус» отправил на остров 20 000 человек, через два года — уже 35 000. В 1999 году оборот компании составил $2,5 млн — для основателей это уже были приличные деньги. «Стало понятно, что с нашим опытом мы можем осваивать новый для нас агентский рынок», — вспоминает Александр Туголуков.
К 2008 году «Библио-Глобус» работал на трех основных направлениях — Кипр, Таиланд и Тунис, и развивал несколько новых, в том числе Мальдивы и Индонезию. Тогда же оператор запустил собственную управленческую онлайн-систему. Ее конкурентным преимуществом была возможность мгновенно менять стоимость тура в зависимости от цен на гостиничные номера, авиабилеты и т. д. Система показала хорошие результаты, увеличила эффективность бизнеса и позволила выйти на новый уровень. В 2009-м «Библио-Глобус» заключил контракт на совместную работу с авиакомпанией «Трансаэро». С Александром Плешаковым его познакомила Инна Бельтюкова, основатель одного из крупнейших на тот момент туроператоров страны «Капитал Тур», субагентом которого был «Библио-Глобус».
Работать с «Трансаэро» было непросто: туроператор должен был загружать огромные самолеты, наращивать объемы, открывать и обкатывать новые направления. Туголуков рискнул, предложив Плешакову стратегическое партнерство: он выкупал все места на рейсах по оптимальной цене (до этого «Библио-Глобус» приобретал билеты на рейсы через других туроператоров). Плешаков согласился. В дальнейшем низкие цены от перевозчика стали чуть ли не главным конкурентным преимуществом «Библио-Глобуса». В 2009-м туроператор отправил на отдых 180 000 человек, а в 2012-м — уже 1,2 млн туристов в 30 стран мира. Еще через год выручка выросла почти вдвое и составила 62 млрд рублей, «Библио-Глобус» стал крупнейшим туроператором страны, обогнав Tez Tour и «Пегас Туристик».
В 2013–2014 годах одним из массовых направлений «Библио-Глобуса» был Египет, где в то время одна революция сменяла другую. Из-за беспорядков в стране российский МИД и Ростуризм не раз рекомендовали тур операторам прекратить продажи туров на Красное море. На встрече в сентябре 2014 года Плешаков спросил Туголукова, чем замещать Египет, когда его окончательно закроют. «Сочи», — не задумываясь ответил основатель «Библио-Глобуса». «Двадцать лет мы вкладывали деньги в иностранные курорты, а хотелось в отечественную экономику», — говорит предприниматель в интервью Forbes.
Олимпийский демпинг
В октябре 2014 года Александр Туголуков полетел в Сочи, чтобы оценить потенциал местного гостиничного рынка. Долгое время сдерживающим фактором для развития внутреннего туризма на Черноморском побережье был дефицит номерного фонда, существующие отели не могли обеспечить выполнение массовых туристических программ. После зимних Олимпийских игр ситуация изменилась: по данным Министерства курортов и туризма Краснодарского края, осенью 2014 года в городе работали 992 гостиницы общим номерным фондом 65 600 номеров — в 2,5 раза больше, чем в 2010 году. «До сочинской Олимпиады внутренний туризм воспринимался как неперспективное направление, — говорит Тарас Демура, гендиректор «TUI Россия». — Новая инфраструктура позволила туроператорам применить принципы пакетного туризма в работе с отелями и принимающими компаниями, как за рубежом».