Почему голландский Spar лихорадит в России

ForbesБизнес

Ошибки резидентов

Почему голландский Spar лихорадит в России.

Текст Елена Ганжур

Накануне нового, 2020 года в магазины розничной сети Spar в Санкт-Петербурге было страшно войти: горы овощей и фруктов на полу, бутылки с алкоголем, раскиданные по всему залу детские игрушки. Один из крупнейших российских партнеров голландского ретейлера Spar Мушвиг Абдуллаев решил устроить в своих магазинах тотальную распродажу со скидкой до 80%, и покупатели ожидаемо «разнесли» эти магазины в считаные часы. Это был прощальный подарок: 9 января Абдуллаев официально объявил о закрытии супермаркетов. Под вывеской Spar у него работало более 180 магазинов в Северо-Западном федеральном округе и Москве, в 2018 году компания «Интерторг» (владелец лицензии Spar) получила более 70 млрд рублей выручки, прибыль при этом падала, долги росли. Увлекшись развитием бизнеса, Абдуллаев активно привлекал кредиты, к началу 2020-го долг перед банками и поставщиками достиг 15 млрд рублей. Справиться с выплатами он не смог, попытки Spar International помочь одному из главных партнеров в России не принесли результата.

Spar первым из международных ретейлеров вышел на российский рынок, но, похоже, так и не научился работать на нем стабильно.

Кооперативное движение

«Около часа дороги по вечно перегруженной шестиполосной магистрали мимо бесконечных типовых московских многоэтажек, и вы окажетесь перед ослепительно новым флагманским супермаркетом Spar на Варшавском шоссе», — восторженно описывал британский отраслевой еженедельник The Grocer открытие первого супермаркета голландской сети в России в августе 2001 года. «Мы опередили немецкий Metro Cash & Carry на два месяца. На открытии были люди из правительства Москвы и много западной прессы», — вспоминает Дмитрий Маслов. Именно он привел бренд Spar в Россию.

В 1990-е у Маслова с партнерами была дистрибьюторская компания «Русмед», торгующая продукцией Unilever и P&G. Но, посмотрев на стремительное развитие российских торговых сетей «Перекресток» и «Копейка», Маслов решил попробовать себя в рознице. Директор российского филиала Unilever посоветовал ему бренд Spar, который работал по нетипичной для международных ретейлеров схеме. «Компания основана в 1932 году в Нидерландах как кооператив независимых ретейлеров. Средние и крупные предприятия могут приобрести лицензию на регион или страну, которая дает право использовать бренд, открывать под ним магазины и зарабатывать», — описывает принцип работы Spar International Сергей Локтев, генеральный директор Spar в России.

На получение лицензии может претендовать любая региональная розничная или оптовая компания, торгующая продуктами питания и сопутствующими товарами. «Работа по лицензии со Spar означает право на использование бренда, головная компания может только что-то рекомендовать своему партнеру и дает возможность познакомиться с международными практиками магазиностроения. Это целая наука, а как применить эти знания в своем регионе, решает каждый партнер, — объясняет Сергей Иноземцев из компании «СВА-Трейдинг», ранее владевшей лицензией Spar в Подмосковье. — Это сильно отличается от франшизы, которая дает возможность пользоваться технологиями и строго их соблюдать, как у «Макдоналдс», например».

Сейчас для получения лицензии в России у компании должен быть оборот минимум 3 млрд рублей в год (основную деятельность компания должна вести на территориях, на которые выдана лицензия).

Сеть развивается в четырех форматах торговли: супермаркет Spar, супермаркет покрупнее Eurospar, гипермаркет Interspar и магазины быстрого обслуживания Spar Express

История бизнеса Маслова началась со знакомства с держателем лицензии Spar в Великобритании, а тот устроил русскому бизнесмену встречу с руководством сети в главном офисе в Амстердаме. Осенью 1999 года делегация приехала из Нидерландов в в Москву с ответным визитом. Убедившись в надежности будущего партнера, обещавшего построить с нуля сеть Spar в России, они согласились выдать ему лицензию. И летом 2001-го в Москве на Варшавском шоссе, 146, Маслов открыл свой первый Spar. «Решили лучше открыть один просторный магазин площадью 1700 кв. м, чем несколько маленьких. Вложили $3 млн — большие деньги по тем временам», — говорит предприниматель. Его партнером был инвестиционный фонд The U.S. Russia Investment Fund (с управляющей компанией Delta Capital Management). Американцы получили контрольный пакет в созданной ими с Масловым компании «Спар Москоу Холдингс» и ее дочернем ЗАО «Спар Ритэйл». «У нас не было стратегического инвестора, одержимого исключительно розничной торговлей, поэтому мы развивались как классический инвестиционный проект — медленно и верно. Фонд лишь тщательно следил за нашими показателями», — рассказывает Маслов, работавший в «Спар Ритэйле» с момента основания до 2010 года.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Минимализм для миллениалов Минимализм для миллениалов

Новый дизайн упаковки увеличил продажи Брянского молочного комбината

Forbes
Только без рук! Только без рук!

Невероятной популярности Венеры Милосской никак не мешает отсутствие рук

Вокруг света
Главное — участие Главное — участие

Как домохозяйке основать международную бизнес-империю?

Forbes
Основатель сети отелей «Подушкин» Юрий Краснорутский: У меня вызывает отвращение все, что связано с физиологической грязью Основатель сети отелей «Подушкин» Юрий Краснорутский: У меня вызывает отвращение все, что связано с физиологической грязью

О любви. От романтических литературных историй до часовых свиваний в отеле

СНОБ
Уроки испанки Уроки испанки

Как экономика переживет «неожиданную остановку»

Forbes
Дальние родственники. Азиатские наследники Jeep Дальние родственники. Азиатские наследники Jeep

Все легендарные модели азиатских внедорожников — потомки Jeep

4x4 Club
Поворотный момент Поворотный момент

Как «Формула-1» изменится в 2021 году

Forbes
Тест и обзор Nokia 3.2: бюджетный смартфон с мощным аккумулятором Тест и обзор Nokia 3.2: бюджетный смартфон с мощным аккумулятором

Nokia 3.2: некоторые особенности оснащения и минусы смартфона

CHIP
Око за око Око за око

За что брат Елены Батуриной требует с нее 13 млрд рублей

Forbes
Прекрасен их союз Прекрасен их союз

Самые крутые звездные пары, которые растопят ваши сердца

Grazia
Самые оборотистые Самые оборотистые

10 главных продавцов товаров и услуг в российском интернете

Forbes
Смазка для ниши мирового масштаба Смазка для ниши мирового масштаба

Компания «ВМПавто» выпускает 240 продуктов малотоннажной химии

Эксперт
«Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки» «Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки»

Герман Греф о строительстве экосистемы, покупках IT-компаний и утечках

Forbes
Отряд Дамбл… Давора Отряд Дамбл… Давора

Как родители и дети решили отстоять директора школы

Русский репортер
Битый час Битый час

Краткая экономика турниров UFC

Forbes
Максим Матвеев — о модной одежде, ЗОЖе, декабристах и «Триггере» Максим Матвеев — о модной одежде, ЗОЖе, декабристах и «Триггере»

Мы решили поговорить с актером о работе, моде и андеграундных марках

РБК
Пять раз отмерь Пять раз отмерь

Главные ошибки филантропов и основателей частных благотворительных фондов

Forbes
«Кредиторы очень часто стреляют себе в ногу» «Кредиторы очень часто стреляют себе в ногу»

Денис Соловьев о том, чем опасно развитие экономики на основе заемного капитала

Эксперт
Кризис управления Кризис управления

Государство не может потратить триллионы рублей, но продолжает отъем денег

Forbes
Беззащитный класс: почему в США курильщиков перестали брать на работу Беззащитный класс: почему в США курильщиков перестали брать на работу

Американские компании все чаще отказывают в работе курильщикам

Forbes
Бешеные деньги Бешеные деньги

Правила жизни в эпоху низких ставок

Forbes
Вишневый сад Вишневый сад

Прима-балерина Мариинского театра показала AD свою петербургскую квартиру

AD
Третье полушарие Третье полушарие

Программист из Орехово-Зуева заработал $2 млн на роботах для прокачки мозга

Forbes
Счастливый брак — путь к лишнему весу? Счастливый брак — путь к лишнему весу?

Счастливые отношения повышают шансы набрать лишний вес

Psychologies
Kosmo как предчувствие Kosmo как предчувствие

Как реконструкция офисного здания может способствовать его выгодной продаже

Forbes
«Мне интересно провоцировать зрителя» «Мне интересно провоцировать зрителя»

Максим Матвеев – о том, почему не нужно стыдиться ходить к психологу

OK!
Код независимости Код независимости

Александр Лукашенко пытается снизить влияние России на Белоруссию

Forbes
Как менялся идеал мужского тела на протяжении последних 150 лет (5 этапов в картинках) Как менялся идеал мужского тела на протяжении последних 150 лет (5 этапов в картинках)

Наша концепция «идеального тела» постоянно меняется

Maxim
Техника физиков Техника физиков

Как выпускники превращают онлайн-школу английского в образовательный холдинг

Forbes
Антон Беляев: шоу «LAB», любовь и музыка Антон Беляев: шоу «LAB», любовь и музыка

Интервью с Антоном Беляевым, музыкантом и фронтменом группы Therr Maitz

Cosmopolitan
Открыть в приложении