Мафия, фанатики и Караваджо на eBay: как работает итальянская арт-полиция
Работа арт-отряда карабинеров — все равно что гангстерская остросюжетка с мафиози, ушлыми вдовами и подпольной сетью дилеров. О работе элитного подразделения итальянской полиции «РБК Стиль» докладывает прямиком из штаба арт-карабинеров в Риме
Недавно в стене галереи в Пьяченце любопытный садовник отыскал картину Густава Климта, пропавшую в 1997 году. Рабочий, вооруженный секатором, преуспел там, где не справился целый Отряд охраны культурного наследия итальянских карабинеров с его многолетним опытом, агентурой и внушительной базой данных. Впрочем, на счету арт-карабинеров достаточно спасенных и возвращенных в Италию реликвий, найденных на серых аукционах, в коллекциях мафиози и даже известных музеев. Корреспондент «РБК Стиль» побывала в штаб-квартире Отряда в Риме и узнала, как работают итальянские охотники за крадеными сокровищами.
Элитный отряд
Главный штаб арт-отряда карабинеров располагается недалеко от Пантеона — на площади Сант-Игнацио напротив одноименной церкви. Эта небольшая площадь была спроектирована в начале XVIII века Филлипо Раггуцини. Архитектор, желая поэкпериментировать со стилем рококо, нарочито изогнул фасады зданий и изменил их традиционную форму. Так, дворец, в котором с 1969 года и заседают карабинеры, причудливо изогнулся и стал треугольным. За это римляне на диалекте шутливо называют его «бюро».
На входе меня встречает вице-командир Отряда полковник Альберто Дереджибус, крепкий итальянец невысокого роста, сдержанный, но любезный, с мягким приятным голосом. На первом этаже несколько стеклянных витрин. За стеклом — античные вазы, посуда, этрусские амфоры. Очевидно, конфискат.
Полковник, любезно предложив перед началом интервью выпить кофе (как же без этого в Италии), приглашает подняться наверх. Стены в коридорах полицейского участка украшены картинами. Все это — изображения из традиционного календаря карабинеров. Ежегодный альманах, который рота выпускает с 1928 года, — особая гордость итальянских полицейских, к его созданию привлекают ведущих художников. Над выпуском 2019 года работал один из главных современных трансавангардистов Миммо Паладино.
В этом году арт-подразделение карабинеров отметило 50-летие. Отряд охраны культурного наследия — белая кость итальянской полиции. Сюда поступают после прохождения специального курса в Министерстве культуры, многие получают дополнительное образование в области архитектуры и истории искусств. Карабинеры работают в тесном сотрудничестве с археологами, историками, искусствоведами, нумизматами, а также с Интерполом и таможенными службами. Увы, работа сыщиков на международном уровне осложняется тем, что во многих странах зачастую нет ни специального законодательства, ни опыта в расследовании арт-преступлений.
Однако карабинеры ежегодно находят тысячи украденных ценностей. По статистике, воры активнее охотятся за предметами сакрального искусства, археологическими находками и картинами. «В первую очередь кражи совершаются в церквях, — поясняет Дереджибус, — на втором месте — квартиры и дома, частные и муниципальные музеи». В 2018 году карабинерам удалось отыскать более 55 тыс. объектов на общую сумму более €118 млн. Несмотря на такие, казалось бы, внушительные цифры, десятки тысяч произведений продолжают числиться в розыске. «Реальная статистика по украденным произведениям искусства отсутствует, потому что во многих государствах в принципе не ведут подобный учет, — говорит полицейский. — Что мы реально знаем о кражах в Камбодже, Мали, Сирии и других зонах конфликтов?»
Кто стоит за арт-преступлениями
Основной доход от незаконной торговли арт-объектами идет на финансирование организованной преступности и террористических группировок: «Именно поэтому защита культурного наследия — это не только сохранение истории человечества, но и защита мира от террористической угрозы», — убежден полковник.