Как малоизвестная компания стала владельцем первоклассных бизнес-центров

ForbesБизнес

Убедительные люди

Как малоизвестная компания Riverstretch стала владельцем первоклассных бизнес-центров, принадлежавших участникам списка Forbes. И при чем тут «Роснефть».

Текст: Дмитрий Яковенко, Мария Абакумова

Знакомство с Алексеем Мазиным (на фото) обернулось для Максима Блажко и Бориса Минца потерей активов

В просторной переговорной с видом на Садовое кольцо Алексей Мазин увлеченно рассказывает о тонкостях работы на рынке недвижимости. Профессионалы, объясняет он, за объект стоимостью $200–300 млн торгуются осторожно и могут добавить максимум $10 млн. Непрофессионалов видно сразу: они платят $50–100 млн сверху. «Таким не обидно проиграть. Забирайте, мы даже рады», — улыбается глава российского представительства кипрской Riverstretch Trading & Investments (RT&I) Мазин. Последние 10 лет у компании не было ни года без сделки, утверждает Мазин. Но на рынке недвижимости Riverstretch известна вовсе не этим. За Riverstretch закрепилась слава бескомпромиссного взыскателя долгов. С этим мог бы согласиться бывший участник списка Forbes Борис Минц. Интервью с Мазиным проходит в бизнес-центре Lighthouse, откуда Минц когда-то управлял своей бизнес-империей O1 Properties с дюжиной первоклассных московских бизнес-центров. Из-за долгов бизнесмен был вынужден расстаться с активами. Недавно Riverstretch сдала часть офиса вместе с роскошным кабинетом Минца сторонней риелторской компании.

Скромный офис самой Riverstretch скрывается в переулках близ Пятницкой улицы. Непубличность — принципиальный выбор Мазина и совладельцев Riverstretch Павла Ващенко и Валерия Михайлова. Человек, которого зовут Валерий Михайлов, был знакомым генерала ФСБ Олега Феоктистова, который работал вице-президентом «Роснефти» по безопасности и одолжил $2 млн для передачи в виде взятки экс-министру экономического развития Алексею Улюкаеву. Был ли это Валерий Михайлов из Riverstretch? Сам он на этот вопрос отвечать отказался. Встретиться с Forbes согласился только Мазин и показал себя мастером переговоров. Он не лишен обаяния, уходит от ответа почти на все прямые вопросы и наотрез отказывается рассказывать, какими активами владеет компания. Forbes нашел некоторые из них и узнал, с чего начался бизнес одного из самых таинственных игроков на рынке недвижимости.

Сибирский десант

Искусство переговоров, рассуждает Мазин, важная часть профессии. Получив диплом экономиста в Казахской госакадемии управления, он попал в среду девелоперов и строителей. В 2005-м в возрасте 30 лет переехал в Новосибирск. Там он вошел в правление «Сибакадеминвеста» — девелоперской структуры своего земляка, банкира Игоря Кима. Она планировала построить в городе два небоскреба Sky City, один из них должен был стать самым высоким зданием Западной Сибири. Там же хотели открыть первую в Новосибирске пятизвездную гостиницу под управлением Swissotel. Мазин участвовал в переговорах со швейцарской гостиничной сетью. В презентации Sky City для инвесторов в качестве руководителей проекта указаны Мазин и его однокурсник Юрий Охлопков.

Из-за кризиса проект Sky City не продвинулся дальше анонса и котлована. Но работая над ним, Мазин познакомился с Валерием Михайловым. «В проект были вовлечены многие новосибирские бизнесмены и влиятельные лица», — лаконично описывает он обстоятельства их знакомства. Forbes не нашел у Михайлова крупного бизнеса в Новосибирске, не знают его и местные девелоперы, опрошенные Forbes. Московский знакомый Михайлова характеризует его как человека со связями, который иногда оказывается вовлечен в самые неожиданные проекты. Например, одно время на его авто Mercedes-Benz Gelandewagen красовалась наклейка сервиса каршеринга BelkaCar. «Это была моя поддержка стартапа, — передал письменный ответ Forbes Михайлов. — Я всегда за рулем сам, езжу много и стал своеобразным амбассадором нового бренда. Над этим регулярно подшучивали мои друзья». На другие вопросы Forbes он отвечать не стал. В Москву Михайлов перебрался в 2007 году и позже позвал Мазина. «Мы были фрилансерами. Отрабатывали проекты, общались с международными фондами, банками, строительными компаниями», — рассказывает Мазин. Конкретные проекты он не называет. А в 2011 году Михайлов стал вице-президентом инвестиционной группы «Регион» — одной из старейших на российском рынке. Вместе с ним в «Регион» перешел и Мазин. В это время в группу пришло немало новых сотрудников из Новосибирска, вспоминает бывший менеджер «Региона», их привел новый совладелец Сергей Король, выпускник Новосибирского государственного университета 1999 года.

Король был хорошо знаком с финансовым директором «Роснефти» Петром Лазаревым. Нефтяная компания была давним клиентом группы «Регион». Но с приходом Короля сотрудничество расширилось: группа получила в управление деньги НПФ «Нефтегарант» и выкупила у «Роснефти» УК «Портфельные инвестиции». С Королем Михайлов был знаком еще по работе в Новосибирске и пришел в «Регион» вместе с ним, занявшись управлением недвижимостью. В периметре «Региона» оказался и Юрий Охлопков — он возглавил «Нефтегарант».

Финансисты и девелоперы

Как-то днем в ноябре 2010 года в дверь Мало-Михайловского дворца на Адмиралтейской набережной в Санкт-Петербурге кто-то постучал. Охранник открыл дверь, и из фургона, припаркованного за спиной посетителя, выбежали полтора десятка человек с топорами в руках и ворвались во дворец. Пока захватчики меняли в здании замки, охрана отсиживалась в одном из залов. Это был апофеоз войны компаний «Северо-Западная финансовая группа» (СЗФГ) и «Комплекс Адмиралтейская, 8» (КА-8) за дворец, построенный в конце XIX века для внука Николая I Михаила Романова. В 2001 году СЗФГ арендовала дворец на 49 лет. Но в 2009 году бывший гендиректор СЗФГ Светлана Батуринская, не смирившись со своим увольнением, попыталась переоформить права аренды на КА-8. Двухлетний спор закончился победой СЗФГ. Связанная с ней компания «Дворец Великого князя Михаила Михайловича Романова» выкупила спорное здание в феврале 2011-го на торгах петербургского Фонда имущества за 520 млн рублей. Но уже через год дворец вновь выставили на торги за 1,3 млрд рублей: собственник хотел превратить его в гостиницу, но убедился в нецелесообразности проекта.

В конце 2013 года «Дворец Великого князя Михаила Михайловича Романова» возглавил Валерий Михайлов. А через несколько месяцев дворец выкупила компания «Регион-лизинг». Сумма сделки неизвестна. «Нам удалось найти компромиссные решения и урегулировать старые споры», — лаконично описал роль «Региона» в проекте Мазин. В конце 2014-го дворец выкупила структура «Роснефти» «РН-трейдинг». После ремонта материнская компания арендовала помещение. «Роснефть» по-прежнему использует дворец для представительских целей и платит порядка 70 млн рублей в год. У Михайлова осталась компания, которая занимается технической эксплуатацией дворца.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Авария в метро Авария в метро

Немецкий ретейлер Metro Сash & Carry сдает позиции и меняет форматы

Forbes
Кевин Кван: Безумно богатая китайская девушка Кевин Кван: Безумно богатая китайская девушка

Отрывок из книги «Безумно богатая китайская девушка»

СНОБ
Итоги года: Июль, август, сентябрь Итоги года: Июль, август, сентябрь

Forbes представляет итоги 2019 года

Forbes
Почему могут перестать летать российские ракеты? Правда об инвестициях в Россию, которая не прозвучала в Давосе Почему могут перестать летать российские ракеты? Правда об инвестициях в Россию, которая не прозвучала в Давосе

Какая проблема российских властей мешает привлекать иностранные инвестиции

Forbes
Рейтинг рантье Рейтинг рантье

Рынок коммерческой недвижимости оживает

Forbes
5 советов, как быть отцом ребенка во время новогодних праздников 5 советов, как быть отцом ребенка во время новогодних праздников

Тонкости воспитания, которые следует учесть отцу на зимних каникулах

Maxim
Одинаковы с лица Одинаковы с лица

Каждый пятый предмет современного искусства с аукционов был тиражным

Forbes
Сыр с плесенью: польза и вред всех сортов «пахучего» продукта Сыр с плесенью: польза и вред всех сортов «пахучего» продукта

Пахучий, изысканный и необычный.

Playboy
Северная надбавка Северная надбавка

Спустя пять лет Владимир Потанин вновь занял первое место в списке Forbes

Forbes
Светлана Строганова: «Не ужас-ужас, не малолетние преступники, а нормальные дети» Светлана Строганова: «Не ужас-ужас, не малолетние преступники, а нормальные дети»

Почему адаптация сирот почти всегда сопровождается кризисами

Русский репортер
Кризис управления Кризис управления

Государство не может потратить триллионы рублей, но продолжает отъем денег

Forbes
Как правильно начать день Как правильно начать день

Правильное начало дня для мужчины — задача почти неразрешимая

Maxim
Техника физиков Техника физиков

Как выпускники превращают онлайн-школу английского в образовательный холдинг

Forbes
Сны о смерти: почему они иногда сбываются? Сны о смерти: почему они иногда сбываются?

Как быть со случаями вещих снов, предсказавших смерть

Psychologies
Просто товар Просто товар

Когда нефть перестанет быть нефтью?

Forbes
Селфи без макияжа — способ стать счастливее? Селфи без макияжа — способ стать счастливее?

Как влияют фотографии в соцсетях на нашу самооценку?

Psychologies
Разделение сетей Разделение сетей

Forbes посчитал стоимость российских интернет-компаний и оценил продажи в Рунете

Forbes
«Для миллениалов это может сработать»: как устроена работа сервиса «Яндекс.Лавка» «Для миллениалов это может сработать»: как устроена работа сервиса «Яндекс.Лавка»

«Яндекс.Лавка» осваивает рынок доставки продуктов питания

Forbes
Трагическое наследство Трагическое наследство

Как Катерина Босов оказалась втянутой в борьбу за активы мужа

Forbes
Оживаем после Нового года: функциональная тренировка для восстановления Оживаем после Нового года: функциональная тренировка для восстановления

Как прийти в себя после праздников?

Cosmopolitan
Третье полушарие Третье полушарие

Программист из Орехово-Зуева заработал $2 млн на роботах для прокачки мозга

Forbes
Безоперационная ринопластика: правда о «новом носе» от пластического хирурга Безоперационная ринопластика: правда о «новом носе» от пластического хирурга

Возможно ли изменить размер и форму носа, не ложась под хирургический нож?

Cosmopolitan
Зверское противостояние Зверское противостояние

Зоопарки Берлина как зеркало холодной войны

Forbes
Почему бумажная промышленность вредит экологии и как с этим бороться Почему бумажная промышленность вредит экологии и как с этим бороться

Производство наносит вред окружающей среде, но индустрия пытается этого избежать

РБК
Системный администратор Системный администратор

Почему айтишники считают премьера Михаила Мишустина главным CIO страны

Forbes
Как правильно устраивать пробежки зимой Как правильно устраивать пробежки зимой

Зимой тоже можно бегать по утрам

Maxim
Игра вдолгую Игра вдолгую

Миллиардер Роман Троценко затевает новые масштабные проекты

Forbes
Счета за электричество: как светофор превратился в ловушку для водителей Счета за электричество: как светофор превратился в ловушку для водителей

Негаснущая стрелка на светофоре превратилась в ловушку для водителей

РБК
Кодный магазин Кодный магазин

Программист из Ульяновска построил компанию стоимостью $100 млн

Forbes
Вместо силы Вместо силы

Разбираемся, что такое функциональный тренинг

GQ
Открыть в приложении