Как малоизвестная компания стала владельцем первоклассных бизнес-центров

ForbesБизнес

Убедительные люди

Как малоизвестная компания Riverstretch стала владельцем первоклассных бизнес-центров, принадлежавших участникам списка Forbes. И при чем тут «Роснефть».

Текст: Дмитрий Яковенко, Мария Абакумова

Знакомство с Алексеем Мазиным (на фото) обернулось для Максима Блажко и Бориса Минца потерей активов

В просторной переговорной с видом на Садовое кольцо Алексей Мазин увлеченно рассказывает о тонкостях работы на рынке недвижимости. Профессионалы, объясняет он, за объект стоимостью $200–300 млн торгуются осторожно и могут добавить максимум $10 млн. Непрофессионалов видно сразу: они платят $50–100 млн сверху. «Таким не обидно проиграть. Забирайте, мы даже рады», — улыбается глава российского представительства кипрской Riverstretch Trading & Investments (RT&I) Мазин. Последние 10 лет у компании не было ни года без сделки, утверждает Мазин. Но на рынке недвижимости Riverstretch известна вовсе не этим. За Riverstretch закрепилась слава бескомпромиссного взыскателя долгов. С этим мог бы согласиться бывший участник списка Forbes Борис Минц. Интервью с Мазиным проходит в бизнес-центре Lighthouse, откуда Минц когда-то управлял своей бизнес-империей O1 Properties с дюжиной первоклассных московских бизнес-центров. Из-за долгов бизнесмен был вынужден расстаться с активами. Недавно Riverstretch сдала часть офиса вместе с роскошным кабинетом Минца сторонней риелторской компании.

Скромный офис самой Riverstretch скрывается в переулках близ Пятницкой улицы. Непубличность — принципиальный выбор Мазина и совладельцев Riverstretch Павла Ващенко и Валерия Михайлова. Человек, которого зовут Валерий Михайлов, был знакомым генерала ФСБ Олега Феоктистова, который работал вице-президентом «Роснефти» по безопасности и одолжил $2 млн для передачи в виде взятки экс-министру экономического развития Алексею Улюкаеву. Был ли это Валерий Михайлов из Riverstretch? Сам он на этот вопрос отвечать отказался. Встретиться с Forbes согласился только Мазин и показал себя мастером переговоров. Он не лишен обаяния, уходит от ответа почти на все прямые вопросы и наотрез отказывается рассказывать, какими активами владеет компания. Forbes нашел некоторые из них и узнал, с чего начался бизнес одного из самых таинственных игроков на рынке недвижимости.

Сибирский десант

Искусство переговоров, рассуждает Мазин, важная часть профессии. Получив диплом экономиста в Казахской госакадемии управления, он попал в среду девелоперов и строителей. В 2005-м в возрасте 30 лет переехал в Новосибирск. Там он вошел в правление «Сибакадеминвеста» — девелоперской структуры своего земляка, банкира Игоря Кима. Она планировала построить в городе два небоскреба Sky City, один из них должен был стать самым высоким зданием Западной Сибири. Там же хотели открыть первую в Новосибирске пятизвездную гостиницу под управлением Swissotel. Мазин участвовал в переговорах со швейцарской гостиничной сетью. В презентации Sky City для инвесторов в качестве руководителей проекта указаны Мазин и его однокурсник Юрий Охлопков.

Из-за кризиса проект Sky City не продвинулся дальше анонса и котлована. Но работая над ним, Мазин познакомился с Валерием Михайловым. «В проект были вовлечены многие новосибирские бизнесмены и влиятельные лица», — лаконично описывает он обстоятельства их знакомства. Forbes не нашел у Михайлова крупного бизнеса в Новосибирске, не знают его и местные девелоперы, опрошенные Forbes. Московский знакомый Михайлова характеризует его как человека со связями, который иногда оказывается вовлечен в самые неожиданные проекты. Например, одно время на его авто Mercedes-Benz Gelandewagen красовалась наклейка сервиса каршеринга BelkaCar. «Это была моя поддержка стартапа, — передал письменный ответ Forbes Михайлов. — Я всегда за рулем сам, езжу много и стал своеобразным амбассадором нового бренда. Над этим регулярно подшучивали мои друзья». На другие вопросы Forbes он отвечать не стал. В Москву Михайлов перебрался в 2007 году и позже позвал Мазина. «Мы были фрилансерами. Отрабатывали проекты, общались с международными фондами, банками, строительными компаниями», — рассказывает Мазин. Конкретные проекты он не называет. А в 2011 году Михайлов стал вице-президентом инвестиционной группы «Регион» — одной из старейших на российском рынке. Вместе с ним в «Регион» перешел и Мазин. В это время в группу пришло немало новых сотрудников из Новосибирска, вспоминает бывший менеджер «Региона», их привел новый совладелец Сергей Король, выпускник Новосибирского государственного университета 1999 года.

Король был хорошо знаком с финансовым директором «Роснефти» Петром Лазаревым. Нефтяная компания была давним клиентом группы «Регион». Но с приходом Короля сотрудничество расширилось: группа получила в управление деньги НПФ «Нефтегарант» и выкупила у «Роснефти» УК «Портфельные инвестиции». С Королем Михайлов был знаком еще по работе в Новосибирске и пришел в «Регион» вместе с ним, занявшись управлением недвижимостью. В периметре «Региона» оказался и Юрий Охлопков — он возглавил «Нефтегарант».

Финансисты и девелоперы

Как-то днем в ноябре 2010 года в дверь Мало-Михайловского дворца на Адмиралтейской набережной в Санкт-Петербурге кто-то постучал. Охранник открыл дверь, и из фургона, припаркованного за спиной посетителя, выбежали полтора десятка человек с топорами в руках и ворвались во дворец. Пока захватчики меняли в здании замки, охрана отсиживалась в одном из залов. Это был апофеоз войны компаний «Северо-Западная финансовая группа» (СЗФГ) и «Комплекс Адмиралтейская, 8» (КА-8) за дворец, построенный в конце XIX века для внука Николая I Михаила Романова. В 2001 году СЗФГ арендовала дворец на 49 лет. Но в 2009 году бывший гендиректор СЗФГ Светлана Батуринская, не смирившись со своим увольнением, попыталась переоформить права аренды на КА-8. Двухлетний спор закончился победой СЗФГ. Связанная с ней компания «Дворец Великого князя Михаила Михайловича Романова» выкупила спорное здание в феврале 2011-го на торгах петербургского Фонда имущества за 520 млн рублей. Но уже через год дворец вновь выставили на торги за 1,3 млрд рублей: собственник хотел превратить его в гостиницу, но убедился в нецелесообразности проекта.

В конце 2013 года «Дворец Великого князя Михаила Михайловича Романова» возглавил Валерий Михайлов. А через несколько месяцев дворец выкупила компания «Регион-лизинг». Сумма сделки неизвестна. «Нам удалось найти компромиссные решения и урегулировать старые споры», — лаконично описал роль «Региона» в проекте Мазин. В конце 2014-го дворец выкупила структура «Роснефти» «РН-трейдинг». После ремонта материнская компания арендовала помещение. «Роснефть» по-прежнему использует дворец для представительских целей и платит порядка 70 млн рублей в год. У Михайлова осталась компания, которая занимается технической эксплуатацией дворца.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Родное плечо Родное плечо

Александр Колобов провел свою сеть «Шоколадница» через все кризисы

Forbes
Выкинь из головы Выкинь из головы

В каждом десятом случае головная боль может быть опасным симптомом

Лиза
Одинаковы с лица Одинаковы с лица

Каждый пятый предмет современного искусства с аукционов был тиражным

Forbes
15 книг миллиардеров, которые помогут создать прибыльный бизнес 15 книг миллиардеров, которые помогут создать прибыльный бизнес

Мемуары людей из списка Forbes, которые стоит прочитать

Forbes
Код независимости Код независимости

Александр Лукашенко пытается снизить влияние России на Белоруссию

Forbes
Ближе к тексту Ближе к тексту

24 января состоялась Церемония вручения Национальной Премии «Золотой орел»

OK!
В городской тиши В городской тиши

Как можно улучшить город, пока он на карантине

Forbes
Блюда, которые не рекомендуют есть перед взлетом Блюда, которые не рекомендуют есть перед взлетом

Еда, которая плохо влияет на авиапассажиров

Maxim
Самые оборотистые Самые оборотистые

10 главных продавцов товаров и услуг в российском интернете

Forbes
Персональная программа тренировок: как её составить и лучшие упражнения Персональная программа тренировок: как её составить и лучшие упражнения

Как правильно составить план индивидуальных занятий с инструктором

Cosmopolitan
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Загадки невесты Ильича Загадки невесты Ильича

В своей бурной жизни Надежда Петровская успела побывать даже невестой Ленина

Дилетант
Мировые люди Мировые люди

Самые высокооплачиваемые российские спортсмены 2010-х

Forbes
Губернатор Андрей Чибис: Мы делаем все возможное, чтобы жизнь в Заполярье не казалась экстремальным вызовом Губернатор Андрей Чибис: Мы делаем все возможное, чтобы жизнь в Заполярье не казалась экстремальным вызовом

Как в Мурманской области решаются проблемы здравоохранения и ЖКХ

СНОБ
Простые вещи Простые вещи

Денис Шевченко к 30 годам прошел путь от челнока до владельца модного бренда

Forbes
Одна дома Одна дома

Все больше женщин выбирают осознанное одиночество. А как же семья и любовь?

Vogue
Госпиталь на карантине Госпиталь на карантине

Зачем сносить и заново строить инфекционные лечебницы

Forbes
Явления – народу Явления – народу

В канонической фантастике 2010-е считались далеким будущим

Esquire
Вагон наличных Вагон наличных

Физик из России заработал $90 млн на азиатских заемщиках

Forbes
Офис-менеджер, пожарный и еще 7 профессий, повышающих риск развития рака Офис-менеджер, пожарный и еще 7 профессий, повышающих риск развития рака

Некоторые профессии значительно повышают риск развития различных видов рака

Популярная механика
Минимализм для миллениалов Минимализм для миллениалов

Новый дизайн упаковки увеличил продажи Брянского молочного комбината

Forbes
Бой с тенью: тренировки по боксу в домашних условиях Бой с тенью: тренировки по боксу в домашних условиях

Бокс развивает выносливость и силу, «подсушивает» тело

Cosmopolitan
Неизбежный крах Неизбежный крах

Почему автопром не переживет массового распространения электромобилей

Forbes
Вся медицина должна стать профилактической Вся медицина должна стать профилактической

На вопросы редакции отвечает академик Юрий Беленков

Наука и жизнь
На здоровье На здоровье

Как инвестирует частный фонд, специализирующийся на медицинских проектах

Forbes
10 лучших актеров 2019 года по версии The New York Times 10 лучших актеров 2019 года по версии The New York Times

Кинокритики The New York Times выбрали 10 лучших актеров 2019 года

Forbes
Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
Что мы знаем о внеземных жителях 130 лет спустя? Что мы знаем о внеземных жителях 130 лет спустя?

Как мечтали в прошлом о жизни на других планетах, и как о ней рассуждают сейчас?

Наука и жизнь
Дорогая улыбка Дорогая улыбка

Тамаз Мчедлидзе создал крупнейшую в России стоматологическую сеть

Forbes
Почему могут перестать летать российские ракеты? Правда об инвестициях в Россию, которая не прозвучала в Давосе Почему могут перестать летать российские ракеты? Правда об инвестициях в Россию, которая не прозвучала в Давосе

Какая проблема российских властей мешает привлекать иностранные инвестиции

Forbes
Открыть в приложении