Почему не работает спидометр и как это исправить
Autonews.ru разбирается в проблеме неработающего спидометра, а также вариантах его диагностики и самостоятельного ремонта
Как работает спидометр
Спидометр — это прибор для измерения мгновенной (текущей) скорости автомобиля. Такие устройства впервые стали появляться в начале XX века, и с тех пор являются неотъемлемым атрибутом подавляющего большинства автомобилей. С момента изобретения спидометр претерпел серьезные изменения в конструкции, а эволюцию прибора можно разделить на 3 этапа.
Механический
Самое простое, но наименее точное и не очень надежное исполнение. На выходном валу коробки передач устанавливается редуктор (набор шестерен), который преобразует вращение вала во вращение металлического тросика. При увеличении или уменьшении оборотов вала КПП — то есть при изменении скорости, — меняются и обороты тросика. Тросик оканчивается в корпусе спидометра, где на его конце расположена магнитная пластина. Ответная часть представлена еще одной пластиной: уже металлической, которая связана с подпружиненной стрелкой. Между магнитной и металлической пластинами оставлен откалиброванный зазор. В покое пружина удерживает стрелку на ограничителе, в районе нуля. Как только автомобиль начинает движение, вращение магнитной пластины создает вихревые токи, которые «увлекают» алюминиевую пластину вслед за ней — стрелка начинает отклоняться. Чем выше скорость, тем выше ток и сильнее отклонение стрелки.
Электромеханический
Промежуточный вариант развития спидометров. Как можно понять из названия, к механической части добавилась электрика. В таких приборах вместо металлической ответной пластины используется индукционная катушка. В зависимости от оборотов вращения магнитной пластины меняется индукционный ток катушки. На эти изменения реагирует механизм привода стрелки (по сути — амперметр), который и меняет ее положение на циферблате.
Избавившись от проблем низкой точности механических спидометров, электромеханические, тем не менее, не стали принципиально надежнее. Основную проблему по-прежнему представлял механизм передачи вращения: стирались и ломались шестерни редуктора, заклинивали и рвались в оплетках тросики.