Евгений Леонов. Актер, сыгравший человечность
29 января 1994 года в возрасте 67 лет ушел из жизни актер Евгений Леонов. По просьбе Esquire Кирилл Горячок вспоминает творчество артиста, который умел сочетать в своих ролях и смех, и серьезность, а в памяти зрителя навсегда остался воплощением добра.
Веселый чудак
Однажды ленинградский художник Михаил Беломлинский подарил Евгению Леонову иллюстрированную им книгу Толкина «Хоббит». Он изобразил главного героя Бильбо очень похожим на актера. Леонов был восхищен портретом и находил множество сходств между пухлым и низкорослым персонажем фэнтезийной истории и собой.
Таким поначалу он и запомнился зрителям. Смешным и обаятельным толстяком с добрым сердцем. «Нарисовать меня нетрудно, сначала делаешь карандашом большой круг, рисуешь улыбку, и все готово», — говорил Леонов. Образ же артиста вмещал в себя психологическую глубину, которую не сразу разглядела публика, а с ней педагоги и режиссеры. Внешность долгое время не давала ему надежд на ведущие роли в театре или кино.
После войны он играл преимущественно смешных и нелепых героев на вспомогательных ролях: дворники, коки, официанты. Вплоть до середины 1950-х он был лишь мастером небольшого эпизода. Вспоминая об этом периоде карьеры, Леонов твердил, что его путь был сложен и долог, и лишь тяжелый труд и учеба привели его к новым вершинам профессии. Он стоически переживал невостребованность, маленькие победы и большие провалы. Леонов говорил, что только со стороны кажется, что его творческий путь — сплошное восхождение к славе. Дорога артиста никогда не ведет только вверх, и до конца дней Леонов мучительно рефлексировал, а что, собственно, он сыграл, не похожи ли многие его роли?
Широкий зритель увидел его впервые в «Полосатом рейсе» (1961) в роли застенчивого плута Шулейкина, которому пришлось выдавать себя за дрессировщика тигров. Эксцентризм роли был доведен Леоновым до предела, советская цензура даже закрыла глаза на его обнаженную сцену в ванной, куда пожаловал полосатый хищник. В этой картине и сложилось популярное амплуа Леонова — нелепый чудик с дрожащим голосом, неуверенный в себе, но завоевывающий симпатию зрителя своей простотой. В 1960-е годы он стал одним из главных комиков страны.
Комик или трагик?
Смех для Леонова был средством исцеления. Непосредственность многих его героев привлекала людей, он был ясен в каждом образе, их характер опознавался моментально. «Любовь к смеху не мешает развитию деловитости и серьезности», — однажды сказал актер. И в своей работе он балансировал между этими понятиями, выявлял в комедии трагедийные ноты, а в драме — юмор и простодушие. На экране он с одинаковым совершенством воплощал образ пошлого графа в «Крепостной актрисе» (1963), а через год — поломанного жизнью казака в экранизации Шолохова «Донская повесть» (1964). Сперва отправлялся на Марс и весело пел песенку о Марусе в комедии