Умные игрушки
Бытует мнение, что чем больше у ребёнка игрушек, тем лучше он развивается. Так ли это? Что на самом деле помогает развить детский интеллект?
Пищит и светится
В понимании многих «умный ребёнок» тот, кто умеет читать и писать. Или хотя бы учится этому. Поэтому такой популярностью пользуются всевозможные игрушки, которые позиционируются как «обучающие» – чтению, письму, математике. Выглядят завлекательно: с экранами и кнопками, двигаются, светятся, разговаривают. Востребованы родителями, которые хотят для ребёнка «самого лучшего», уже отложили денег на Гарвард и боятся что-то пропустить и недодать. Да и самому малышу, кажется, нравится жать на все эти клавиши. Глядишь, чему-нибудь да научится. Вынуждены разочаровать – такого рода игрушки бесполезны, а иногда и вредны. Нет исследований, которые доказали бы их эффективность. При этом специалисты в области развития детского мозга подчёркивают – до 5 лет учить ребёнка чтению и математике вообще бессмысленно, его мозг к этому ещё не готов. Перед ним сейчас другие задачи, и неподходящие занятия будут отъедать у малыша ресурс и не дадут вовремя сформировать нужные умения и навыки.
Самое важное в возрасте до 2 лет – общение с заботливыми взрослыми. Мозг ребёнка заточен под обучение в процессе живой коммуникации. Гаджеты и самые навороченные игрушки тут не помогут. Более того, они крадут время, которое могло быть потрачено на то самое общение. Исследования показывают, что аудио- и видеозаписи не помогают детям освоить речь. Более того, малыши, которые смотрят даже лучшие развивающие передачи, начинают говорить позже ровесников, и словарный запас у них скуден. Ещё один момент: кислотные цвета и быстрая смена кадров, типичная для детских видеоигр и анимации, мешают развитию произвольного (то есть осознанно направленного) внимания. В перспективе это может стать большой проблемой.
На стенку лезет
В противовес «обучающим» есть не всегда очевидный тип игрушек, которые действительно делают детей умнее. Это фитбол, шведская стенка, батут, скакалки и нейроскакалки, сферы и полусферы, балансировочные подушки, кольца для баскетбола, твистер. Словом, всё, что подвигает больше двигаться, развивает координацию, крупную и мелкую моторику, разные виды восприятия. Движение учит самоконтролю и формирует карту тела, плюс это весело и помогает снять стресс.
Некоторым родителям может показаться, что, пиная мяч, деточка тратит впустую время, которое мог бы потратить на что-то более интеллектуальное. Что беготня с воплями на детской площадке не поможет ему потом прилично учиться в школе. Однако, судя по данным исследований, беситься и скакать совершенно необходимо, чтобы развивались когнитивные способности. Минимум 2 часа в день активной беготни! Физические активные дети в возрасте 4–18 лет успешнее справляются с тестами на IQ, у них лучше показатели памяти и внимания. Так что родителям нужно делать всё, чтобы ребёнок больше двигался и получал от этого удовольствие. Это может стать одной из самых полезных привычек на всю жизнь.