Магниты, которые никогда не притянутся (и другие штуки Брюса Грея)
В мастерской стоит шум и летают искры, за которыми едва видно крупного мужчину в сварочной маске. Брюс Грей, скульптор из Лос-Анджелеса, что-то строит. Догадаться, что он делает, решительно невозможно, потому что более разнопланового мастера, чем Грей, в мире техногенного искусства, кажется, не существует. Брюс может сделать все что угодно.
Грей родился и вырос не в Лос-Анджелесе, а в городке Оранж, что в Нью-Джерси, на другом побережье. Окончив Массачусетский технологический, он переехал в Бостон, где устроился в рекламное агентство дизайнером — рисовать шрифты и логотипы. Но спустя некоторое время понял, что графического дизайна ему явно недостаточно, а наемная работа не способствует раскрытию творческого потенциала. Окончательное решение Брюс принял после смерти матери: «Я резко ощутил, что жизнь не бесконечна и неизвестно, что меня ждет завтра». В конце 1980-х Брюс Грей переехал в Лос-Анджелес и занялся предметным дизайном.
Впрочем, поиск пути еще продолжался. Он пробовал найти себя в деревянной скульптуре, но постепенно перешел на металл. Интересно, что сперва он не собирался делать скульптуры самостоятельно — такая работа требовала особых навыков и казалась тяжелой сама по себе. Но узнав, в какую сумму обойдется производство на заказ по чертежам, Брюс все-таки купил сварочный аппарат, научился им пользоваться и приступил к делу — так дизайнер превратился в сурового инженера-механика. Сегодня скульптор очень доволен своим решением: он лично контролирует весь процесс производства от начала до конца, не зависит от подрядчиков и, что главное, может совершенствовать свои механизмы прямо в процессе создания.
Мобили и стабили
Среди авторов, оказавших влияние на Брюса, наряду с Кандинским, Пикассо и Сальвадором Дали был еще один человек — классик американской кинетической скульптуры Александр Колдер. Колдер прославился работами, основанными на точном расчете баланса. Подвешенные к потолку скульптуры назывались мобилями, а стоящие на жестких основаниях — стабилями, но общий принцип был одинаков: асимметричная фигура балансировала на нескольких точках благодаря идеальному расчету и могла двигаться при наличии, например, ветра, не теряя баланса. Мобили и стабили сегодня украшают многие города и музеи современного искусства. При создании таких скульптур нужно тщательно просчитать массы всех элементов, иначе работа превратится в груду металлолома.