Это Наваль Равикант: он привёл к стартапам частных инвесторов и создал AngelList, «Tinder для вложений»
Равикант засудил два фонда за то, что основатели проданного стартапа получили слишком мало, а сам инвестировал в более чем 100 проектов и заработал $60 млн.
Из бедных индийских иммигрантов в будущий Google Earth
Наваль Равикант родился в 1974 году в Дели, в Индии. Когда ему было девять лет, семья переехала в Нью-Йорк. Отец Наваля работал фармацевтом, однако в США ему пришлось устроиться в хозяйственный магазин. Вскоре после переезда родители развелись. Мать Наваля работала одновременно в нескольких местах и посещала вечернюю школу.
Равикант рассказывал, что очень любил читать. Например, ещё в Индии сидел на полу в доме бабушки и дедушки и изучал журнал с советами о здоровье Reader’s Digest.
В 15 лет будущий инвестор устроился на свою первую работу — курьером еды в нелегальную кейтеринговую компанию. Также он раздавал газеты и мыл посуду в кафетерии.
В 1991 году он окончил Stuyvesant High School, которая считалась престижной в девяностые. По словам Равиканта, это спасло ему жизнь, так как благодаря учёбе в школе он смог поступить в Дартмутский колледж, который входит в список самых качественных учебных заведений США — Лигу плюща.
Равикант закончил его в 1995 году и получил степень бакалавра в области информатики и экономики. Во время учёбы он проходил практику в международной юридической фирме Davis Polk & Wardwell.
После окончания Дартмутского колледжа Равиканта взяли в Boston Consulting Group, а затем он отправился в Кремниевую долину. Там работал на поставщика высокоскоростных кабельных услуг Excite@Home, а также в сервисе Intrinsic Graphics, который позже купила Google и переименовала в Google Earth.
Во всех этих компаниях Равикант выстраивал бизнес-процессы. После работы в найме он понял, что хочет создать что-то своё.
Кремниевая долина и «радиоактивная грязь»
В 1999 году Равикант вместе основал сайт с отзывами на товары Epinions. Идея была в следующем:
- На платформе планировалось разместить каталог разных продуктов: от техники до посуды. Пользователи могли оставлять к ним отзывы и оценки.
- Epinions обещал оплату за каждый отзыв.
- На сайте предполагалась рейтинговая система: сообщество должно было голосовать, какой отзыв оказался действительно полезен. Чем выше рейтинг, тем ближе отзыв к началу списка.
Вместе с ним в проект вошли четверо соучредителей. Двое из напарников ушли с высоких должностей ради проекта:
- Нирав Толиа отвечал за маркетинг в Yahoo. Ему потребовался один день, чтобы уволиться.
- Раманатан Гуха был одним из главных инженеров Netscape.
Планировалось, что сайт будет зарабатывать на небольших комиссиях, которые интернет-магазины будут платить за каждую покупку, совершённую по переходу с Epinions.
Гухи считал, что небольшой команде нужен целый год, чтобы написать Epinions. Но они могли справиться за шесть недель, потому что уже занимались похожими задачами.
Бизнес-план для потенциальных инвесторов Epinions состоял из 16 слайдов, где не было сказано ничего о финансовых прогнозах или бюджете. Основатели лишь заявили, что им нужно $8 млн для запуска. А также подсчитали, что потребуется $5 млн, чтобы заполнить сайт отзывами о товарах.
Через 11 недель после начала работы над сайтом они получили $8 млн посевных инвестиций. Их поровну внесли венчурные фонды Benchmark Capital и August Capital.
После этого к команде проекта присоединились инженеры из ИТ-компании Netscape Лу Монтулли и Александр Тотич. Они тоже пришли из Netscape, где были не просто ключевыми сотрудниками, а одними из основателей. Команда работала семь дней в неделю по 15 часов в лофте в Маунтин-Вью в Калифорнии.
По оценке генерального директора Benchmark Capital Билла Гурли, Epinions развивались стремительно: «Это, безусловно, самый быстрый стартап, который я когда-либо видел». От идеи до запуска готового продукта прошло всего 12 недель.