Это Элви Рэй Смит: он мечтал создать анимационный фильм на компьютере, соосновал Pixar, но ушёл из компании из-за Джобса
Смит создал альфа-канал, который используется в Photoshop и других редакторах, работал в Xerox и LucasFilm и убеждал всех, что за компьютерной графикой будущее, однако всерьез его никто не воспринимал – кроме Стива Джобса.
Первый опыт работы с компьютерной графикой
Элви Рэй Смит родился 8 сентября 1943 года в Техасе, но вырос в городе Лас-Крусес, штат Нью-Мексико. В детстве дядя-художник научил его рисовать масляными и акриловыми красками.
В школе он хорошо разбирался в математике и естественных науках и в 1960-х решил изучить электротехнику в Университете Нью-Мексико. Там он подрабатывал младшим инженером в лаборатории физики, где разрабатывали дизайн антенн для метеорологического спутника Nimbus.
Его первой задачей было сделать чертёж спирали для антенны. Его руководитель думал, что он будет рисовать его на бумаге, как и все, и дал ему месяц. Смит сделал это за один день на компьютере и, по собственным словам, поразил всех сотрудников лаборатории.
В 1965 году он получил степень бакалавра и поступил в Стэнфорд, где изучал технологии ИИ. С 1969 года работал в Нью-Йоркском университете заместителем профессора электротехники Герберта Фримена — одного из первых исследователей компьютерной графики. В свободное от работы Смит рисовал. Через год защитил диссертацию по теории клеточных автоматов.
В 1972 году на горнолыжном курорте в Нью-Гэмпшире Смит столкнулся с другим лыжником и сломал бедренную кость. Следующие три месяца он провёл в гипсе «от груди до кончиков пальцев ног». По его словам, травма полностью изменили его жизнь.
Я был беспомощным и неподвижным инвалидом, полностью зависящим от других. Но я не чувствовал себя несчастным в гипсовом панцире. Это была просторная игровая площадка для ума. Кажется, мозг становится совершенно свободным, когда он не обременён рутинной работой по перемещению тела в пространстве. Я всё думал, как скоротать часы. И тогда осознал, что моя жизнь сбилась с курса. Элви Рэй Смит
Переезд в Калифорнию и работа в Xerox PARC
Смит решил уйти из университета и заняться искусством. В 1974 году он переехал в Калифорнию в надежде, что там «произойдёт что-то хорошее». Первым делом он отправился в поисках ночлега к своему другу Ричарду Шоупу, инженеру в научно-исследовательском центре Xerox PARC.
Шоуп к тому времени разработал прототип первого в мире цветного 8-битного растрового редактора SuperPaint. Сначала в нём можно было рисовать, но вскоре создатель расширил возможности программы: можно было сделать скриншот видео с касеты, диска или с экрана телевизора и обработать его. Например, взять любой кадр сериала Star Trek, разместить его в памяти видеокарты и перекрасить волосы Спока в зелёный цвет.
Смит практически жил в офисе Xerox — не покидал его более чем на один-два часа. Всё это время он проводил за SuperPaint и изучал, как можно использовать её для анимации. Но компания не интересовалась изобретением Шоупа, и отдел кадров не хотел принимать Смита на работу. За него заступился учёный и сотрудник исследовательского подразделения Xerox PARC Алан Кей и настоял на том, что его нужно взять.
Он начал работать в компании за пару тысяч долларов в год — в 1974 году минимальная заработная плата составляла $2 в час, или $3840 в год. Смит согласился: по его словам, ему не нужны были ни должность, ни деньги. Он просто хотел иметь доступ к оборудованию.
Его трудно было не заметить: большой широкоплечий хиппи с длинными волосами и пышной угольно-чёрной бородой. В свободное время он громко доказывал гениальность SuperPaint всем сотрудникам несмотря на то, хотели они его слушать или нет. Майкл Хилцик, автор книги о Xerox
Смиту не нравилась цветовая модель RGB, которая изначально была в программе SuperPaint. Поэтому в 1974 году он создал новую и назвал её HSB. Аббревиатура расшифровывалась как Hue, Saturation, Brightness — тон, насыщенность и яркость.
Например, чтобы получить розовый, нужно взять красный оттенок и добавить в него белый. Или выбрать оранжевый тон и добавить в него чёрный цвет, чтобы получить коричневый. По мнению Смита, такой способ работы с цветом понятнее для человека, в частности художника.
Первые шаги к анимации
Работая в лаборатории, Смит изучал основы анимации персонажей и использовал SuperPaint для создания собственных. Среди его первых работ — походка человека, голова пирата, огурец, молоток, помидор и цифровой скан головы Дэвида ДиФранческо, художника и друга Смита. Он собрал их в подборку, которую назвал Vidbits.
Vidbits
Работы Смита привлекли внимание телеканала KCET из Лос-Анджелеса. Они снимали передачу о художественном авангарде и попросили Смита и Шоупа сделать им пару циклических цветовых эффектов взамен на упоминание в программе Xerox.
Смит и Шоуп рассчитывали на благодарность от работодателя. Но сразу после трансляции менеджер Xerox PARC потребовал немедленно удалить логотип компании с каждого кусочка плёнки. 16 января 1975 года Смита уволили, а через некоторое время ушёл Шоуп. Лабораторию разобрали.
«Я был хиппи с волосами до пояса, и мне кажется, что парни в корпорации чувствовали себя неуютно. Я спросил своего босса, почему меня уволили, и он сказал, что компания решила не заниматься цветной графикой и сфокусироваться на черно-белой», — рассказывал Смит.
В 1983 году Национальная Академия Телевизионных Искусств и Наук наградила технической «Эмми» Дика Шоупа и корпорацию Xerox за вклад SuperPaint в качестве новаторской технологии видео анимации. Академия приготовила две статуэтки, одну из них забрал Шоуп, который прибыл на вручение вместе со Смитом, а вторую — сотрудник Xerox.
Работа с Александром Шуром
Художник Дэвид ДиФранческо незадолго до увольнения Смита предложил подать совместную заявку на грант в NEA — Национальный Фонд Искусств. Они хотели получить деньги, чтобы улучшить цветную растровую графику в SuperPaint.