Композитор Евгений Гринько о там, почему чем больше трактовок, тем лучше

РБКРепортаж

Композитор Евгений Гринько — о Томе Йорке, мармеладе и языке музыки

Послушав новый альбом композитора Евгения Гринько «Orange Marmalade», мы встретились с ним самим, чтобы разобраться, как музыка связана с вареньем, почему чем больше трактовок, тем лучше и зачем быть известным (чтобы в самолетах предлагали второй обед)

756359276893782.jpg

Композитор Евгений Гринько скромен, молчалив и любит держать руки в карманах. Прогулкам по шумным московским улицам он предпочитает подмосковный лес, а гулу голосов и машин — хруст ветки-другой под ногами. Но если дома гулять композитор может спокойно, то в Турции — так уж вышло — ни по берегу моря, ни по городу без встреч с поклонниками ему не пройти: там имя Евгения Гринько синонимично заполненным до предела многотысячным концертным залам и приступам фанатской нежности. Как так вышло, сам композитор не знает, но почти одиннадцать лет назад, когда в декабре 2010 года он опубликовал в YouTube видео на свою композицию «Вальс», его нашла народная турецкая слава. Нашла, да так с тех пор и не отпустила. И хоть гастрольные туры давно стали для Евгения Гринько и его камерного ансамбля делом привычным, сам он продолжает тихо наблюдать за действительностью и ее приметами, предпочитая тишину любой громогласности. Встретившись одним осенним днем, мы обсудили новый альбом «Orange Marmalade» и мармеладные дольки из советского детства, а еще поговорили о субъективности восприятия артиста, разнице в менталитетах и нехватке музыкальных влюбленностей.

У вас в конце прошлой недели вышел альбом, так что начать хочется с вопроса как раз о нем, но слегка отстраненного. Как вам кажется, артист сегодня должен разбираться в алгоритмах YouTube, Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и уметь донести до аудитории свое творчество? Или должен заниматься только творчеством, а про все остальное должен думать кто-то еще?

Ну, в идеальном мире, конечно, об этом думает кто-то еще, а артист занимается своим делом.

А в реальности?

В реальности приходится разбираться. Тут еще зависит от того, какая у тебя как у артиста внутренняя задача. Некоторым это не нужно или они просто не хотят пользоваться этими инструментами. Если говорить обо мне, я вот пользуюсь, сижу и думаю, пытаюсь применять на практике.

Вы говорите, что этот альбом как сборник историй. Их объединяет банка варенья — в смысле название «Orange Marmalade». Почему вдруг апельсиновый джем?

Есть несколько способов работы с альбомом и его названием. Один — когда у тебя сразу есть идея, и ты из этой идеи что-то создаешь. Другой — когда собираешь что-то целое из разных частей, набросков и потом придаешь этому форму. В нашем случае было именно так. Так что когда альбом собрался, нужно было придать ему форму. Я тогда читал «Алису в стране чудес» на английском. Она, когда провалилась в нору, летела и видела вокруг разные предметы, в том числе полку, на которой стояла банка с мармеладом. И я почему-то остановился на нем. В моем собственном воспоминании это были скорее лимонные дольки из советского прошлого, где алюминиевая банка и в ней мармеладные дольки. В английском это, конечно, просто банка с апельсиновым вареньем, а у меня в голове лимонные дольки, и каждая такая долька — композиция.

Обложка тоже предполагает варианты трактовок. Одна из чашек опрокинулась, другие заполнены, некоторые то ли полуполны, то ли полупусты. Любите метафоры?

Для меня этот альбом как книга. Мне нравится, как подходят к оформлению книг, когда часто обложка не иллюстрирует напрямую содержание, а просто передает атмосферу или делает какие-то отсылки к сюжету. Вот как раз к этому мы стремились, наша обложка не рассказывает, что внутри, но отсылает к этому. У меня нет четкой идеи, пуст ли наполовину этот стакан, полон ли, но мне нравится, что места для трактовок остается много. Такое искусство, как оформление альбома, — довольно абстрактное и дает кучу места и для воображения, и для ощущений, и для ассоциаций. Грубо говоря, чем глубже ты сам, тем глубже искусство.

756359278650651.jpg
Георгий Кардава

Вы записывали «Orange Marmalade» в Берлине в феврале 2020 года, а сейчас осень 2021-го. Пришлось набраться терпения? Как вы вообще воспринимаете необходимость повременить, подождать в контексте творчества?

Мне кажется, я очень сильно опаздываю. Обычно я пишу композиции, после чего формируется какой-то черновик, я его откладываю, откладываю, откладываю. Эти наброски могут пролежать несколько лет, а потом я достаю их из стола и начинаю собирать в альбом. То есть до того, как мы отправились их записывать, они еще определенное количество времени просто лежали.

А что вы имеете в виду, когда говорите, что опаздываете? Что нужно возвращаться к себе пятилетней давности?

Да, мне кажется, я опаздываю сам с собой, сам для себя, потому что эти композиции уже довольно стары, то есть сейчас я покажу то, что было пять лет назад. Не то чтобы в голове тогда было одним образом, а сейчас — по-другому, но это та стадия творческого процесса, на которой я был когда-то. И я начинаю в таких случаях постоянно сомневаться, думать, что можно лучше.

Любите порефлексировать, получается?

Постоянно. Но я пытаюсь себя сдерживать, говорить себе, что есть игра и есть правила, что нужно им следовать и зеленый свет тоже необходим. Творчески, конечно, часто хочется просто выпустить внутренний поток на волю, отпустить его, как было когда-то, десять лет назад, когда можно было просто, допустим, выложить композиции в YouTube или где-то еще.

Но и сейчас ведь так можно. Наоборот, сервисов и возможностей для этого стало только больше, разве нет?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тонкое искусство пофигизма Тонкое искусство пофигизма

Парадоксальный способ жить счастливо

kiozk originals
Австралийский мист Австралийский мист

Не все, что живет в Австралии, так и норовит нас убить

Weekend
Насколько разумны осьминоги: 10 фактов о головоногих Насколько разумны осьминоги: 10 фактов о головоногих

Что вы могли не знать об осьминогах?

Популярная механика
Бороться, работать, узнать себя лучше: пять женщин о том, как они пережили рак Бороться, работать, узнать себя лучше: пять женщин о том, как они пережили рак

Героини проекта «Химия была, но мы расстались» о своем опыте борьбы с онкологией

Forbes
Когда наш эротический сон — не про секс? Когда наш эротический сон — не про секс?

Наши героини рассказали о своих эротических снах, а сексолог их проанализировала

Psychologies
Весят меньше 60 кг: как выглядят чемпионы по скоростному поеданию еды Весят меньше 60 кг: как выглядят чемпионы по скоростному поеданию еды

Как выглядят участники соревнований по скоростному поеданию

Cosmopolitan
Стрельба по орбите: зачем Россия сбила советский спутник Стрельба по орбите: зачем Россия сбила советский спутник

Россия продемонстрировала свои возможности сбивать спутники на низкой орбите

Forbes
Извержения вулканов подтолкнули предков пуэбло к оседлости Извержения вулканов подтолкнули предков пуэбло к оседлости

Археологи изучили последствия похолодания VI века

N+1
Грязь как полотно: художники, что превращают немытые машины в искусство Грязь как полотно: художники, что превращают немытые машины в искусство

Как грязные автомобили могут пробуждать желание творить

Playboy
Бетон и искусство Бетон и искусство

Этот лофт в Гонконге легко можно назвать гламурным

SALON-Interior
Как выбрать игровую клавиатуру: советы для геймеров Как выбрать игровую клавиатуру: советы для геймеров

На какие параметры нужно обратить внимание при выборе игровой «клавы»

CHIP
Человеческий фактор как главный виновник дорожных аварий. Как он появился и насколько актуален сегодня Человеческий фактор как главный виновник дорожных аварий. Как он появился и насколько актуален сегодня

Как появилось представление о человеческом факторе

Популярная механика
Черный, черный Запад Черный, черный Запад

Традиции «черного» вестерна в фильме «Тем больнее падать»

Weekend
Бизнесмен на скейте: топ-менеджер «Росатома» объясняет, как решать рабочие проблемы с помощью хобби Бизнесмен на скейте: топ-менеджер «Росатома» объясняет, как решать рабочие проблемы с помощью хобби

Как неочевидное хобби помогает справиться с большим объемом работы

Inc.
Дело об убийстве угличском Дело об убийстве угличском

Дело розыскное 1591 года, об убийстве царевича Дмитрия Иоанновича

Дилетант
Природный газ как энергоноситель и финансовый актив Природный газ как энергоноситель и финансовый актив

Сегодняшний газовый кризис в Европе является во многом рукотворным

Эксперт
Коммерческие авто заехали в дефицит Коммерческие авто заехали в дефицит

Продажи автомобилей в России активно восстанавливаются после последних лет

Эксперт
10 самых опустошительных засух в истории 10 самых опустошительных засух в истории

Какие засухи в истории человечества считались наиболее ужасными

Популярная механика
Искусство лени Искусство лени

О личной эффективности говорят все, но мало кто вспоминает о пользе безделья

Psychologies
Гендер делу не помеха: женщина, бывший топ-менеджер Google, о предрассудках на работе Гендер делу не помеха: женщина, бывший топ-менеджер Google, о предрассудках на работе

Различие гендеров у фаундеров приводит к улучшению бизнес-показателей

Inc.
Личинки данио-рерио успели починить ДНК в нейронах за шесть часов сна Личинки данио-рерио успели починить ДНК в нейронах за шесть часов сна

Эффективность репарации ДНК в нейронах данио-рерио зависела от количества сна

N+1
Задать жару Задать жару

Хого – горячее блюдо, которое подают на праздники для большой компании

Вокруг света
Перезагрузка Перезагрузка

Удалось ли вернуть к жизни сериал "Декстер" после восьмилетнего забвения

Esquire
Простой чек-лист для тех, кто переживает за кибербезопасность Простой чек-лист для тех, кто переживает за кибербезопасность

Не допустим воровства аватаров в метавселенных!

GQ
10 самых дорогих украшений, которые сейчас существуют 10 самых дорогих украшений, которые сейчас существуют

Эти бриллианты удивят вас своими размерами, цветами и стоимостью

GQ
5 советов, чтобы есть, не толстея 5 советов, чтобы есть, не толстея

Простой способ есть, не набирая лишний вес даже в праздники

Psychologies
Интервью с рестораторами Надеждой Пак и Александром Брайловским Интервью с рестораторами Надеждой Пак и Александром Брайловским

Основатели кафе рассказали, какие существуют правила семейного счастья

Cosmopolitan
«Нас считают вампирами». Мать и дочь преследуют за кожную аллергию на солнце «Нас считают вампирами». Мать и дочь преследуют за кожную аллергию на солнце

Женщину и ребенка преследуют религиозные фанатики, называя их вампирами

Cosmopolitan
Невеселый русский хакер Невеселый русский хакер

Интервью с хакером Павлом Ситниковым, фигурантом дела об утечке данных

Эксперт
«Я больше не могу»: 5 шагов в борьбе с эмоциональным выгоранием «Я больше не могу»: 5 шагов в борьбе с эмоциональным выгоранием

«Работа надоела настолько, что не могу себя заставить включить утром ноутбук»

Psychologies
Открыть в приложении