Утопи «батарейку» в болоте
Внезапным образом «электрификация» проникла в средства активного отдыха: квадроциклы и снегоходы. Более того, она становится устойчивым трендом
Электрический квадроцикл? Российский? Уже завтра.
Московский Политех презентовал совместную разработку с компанией «Веломоторс» (бренд Stels): электрический квадроцикл. В отличие от предыдущих, сугубо экспериментальных разработок Передовой инженерной школы Политеха — беспилотного шаттла и рекордных мотоциклов — эта машина предназначена для серийного производства в ближайшей перспективе.
Параметры полноприводного вездехода не впечатляют, но и не ввергают в уныние. 96-вольтовый двигатель в 20 кВт и батарея в 7 кВт·ч позволяют передвигаться со скоростью до 80 км/ч по умеренному бездорожью. Запас хода по асфальту — примерно 100 км, но и 50–60 км по грунтовым дорогам вполне достаточно для неспешных и комфортных поездок по проселкам и степям. Для преодоления же серьезного бездорожья разрабатывается версия с двумя такими же моторами и увеличенной батареей.
Пока и моторы, и батарея китайские, но разработчиками изначально заложен переход на отечественные компоненты, в частности на двигатели, готовящиеся к производству на «Автоторе» и имеющиеся в виде прототипов в Политехе. Отметим, что генеральный директор «Автотора» Александр Сорокин заведует кафедрой дазайна Политеха и координирует реализацию совместного проекта «Доступный электромобиль». Шасси же и узлы трансмиссии Stels Guepard глубоко локализованы уже сейчас. Шины, тормоза, оптика и мелочи вроде пультов на руле не в счет.
Ориентировочная цена — примерно 1,6 млн рублей. В полтора раза дороже бензинового 800-кубового квадроцикла Stels, обладающего лучшим внедорожным потенциалом, не говоря о запасе хода.
Бесперспективно? Разработка для галочки? Не спешите с выводами.
Российский потребитель вездеходной мототехники «для активного отдыха» — вышесредний командный состав силовиков, муниципальные топ-чиновники и окологосударственные бизнесмены — в последнее время нарастил доходы. Но даже те из них, кто остался «при своих», умерили свои расходы на зарубежные поездки и развлечения. Западные же производители такой техники, еще недавно занимавшие до 70% рынка квадроциклов и около 40% снегоходов, оставили нас, а их «параллельно импортируемая» техника подорожала неимоверно. И образовавшаяся ниша между нынешними отечественными, а также китайскими «снежиками» и «квадриками» за 0,7–1,4 млн рублей и заокеанской техникой, предлагаемой за 3,5–5 млн, резонно представляется лакомым куском и для отечественного производителя. И электропривод — хороший вариант заинтересовать тех, кто следит за модой.
Еще интереснее сегмент для растущей индустрии туризма и отдыха в России, также внезапно получившей миллионы «невыездных» клиентов. Для проката вездеходов и экскурсионных поездок по проложенным (весьма коротким, заметим: обычно не больше 60 км) маршрутам электропривод становится привлекательным ввиду большего ресурса, несопоставимо лучшей экономичности и меньшей трудоемкости обслуживания. А в случае с некоторыми заповедниками и безальтернативным, да и в незаповедных полях и лесах отсутствие запаха выхлопа — неоспоримое преимущество. А потому интерес «Веломоторс» к электроприводу закономерен.
И не только «Веломоторс».
Его главный конкурент и лидер рынка вездеходной мототехники, «Русская механика» из Рыбинска, экспериментирует с электроприводом несколько лет. Но если электроквадроцикл совместной разработки с МГТУ им. Баумана по разным причинам был отставлен в сторону, то подростковый электроснегоход уже готовится к серийному производству (пилотная партия — 160 штук). Также в планах рыбинцев — внедорожный электромотоцикл. Тоже подростковый: дети вышеописанных традиционных потребителей «техники для активного отдыха» оценят и инновационность, и простоту в обращении… И статусность игрушки, несопоставимо более дорогой, чем бензиновые скутеры, питбайки и снегоходы их сверстников из менее обеспеченных семей.
На это же, видимо, рассчитывают создатели сноубайка «Снегирь»: нечто среднее между снегоходом и мотоциклом, с мотокроссовой эргономикой, одной лыжей спереди и узкой гусеницей сзади. Он оснащен мотором мощностью около 4 кВт, что позволяет развивать до 40 км/ч, и батареей емкостью 4,2 кВт·ч, обеспечивающей запас хода до 40 км. В отличие от полукустарных снарядов других «мануфактурщиков» (например, гусеничного электросноуборда и снегоходов Eliq) «Снегирь» радует тщательностью исполнения и грамотностью инжиниринга и дизайна, при этом будучи максимально локализован (включая электромотор).
Вот только цена малосерийной игрушки — более миллиона рублей. С другой стороны, это всего лишь треть цены папиного снегохода.
Фото: предоставлено московским Политехом
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl