Универсальный бизнес-язык: зачем заниматься ESG в новых реалиях
Уход крупных зарубежных компаний из России и ограничение доступа к западным рынкам и технологиям стали поводом для российского бизнеса пересмотреть свои позиции по ESG-повестке. Так, по итогам 2022 года 40% российских компаний урезали расходы на устойчивое развитие. Inc. выяснил, как перестроилась ESG-повестка в России и зачем ей теперь занимаются российские компании.
ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance) — три принципа, которые обеспечивают устойчивое развитие компании: забота об экологии (E), социальная ответственность (S) и эффективное корпоративное управление (G).
ESG-пессимизм
В первые месяцы после начала «военной спецоперации» интерес к ESG-повестке в России заметно спал: «Пессимизм строился на базовом понимании, что устойчивое развитие — это в первую очередь про иностранные инвестиции и торговлю с западными странами», — объясняет основатель сервиса «Сохрани лес» Андрей Хорошилов. По его словам, главную роль в этом сыграл уход из России западных консалтинговых компаний, рейтинговых агентств и систем сертификации.
После этого российские компании пересмотрели свои ESG-стратегии. Наиболее востребованными оказались социальные вопросы, а экологическая повестка и качество управления из-за геополитической напряженности отошли на второй план.
«Некоторые аналитики предрекали полное сворачивание ESG-практик в стране. Но минувший год показал, что ESG направлен не только и не столько на внешние рынки, сколько на устойчивость самого бизнеса», — говорит основательница агентства LikePR Анна Пузыренко. По ее словам, запрос на принципы устойчивого развития в России формируется и со стороны общества. Согласно исследованию LikePR и НАФИ, 71% россиян возлагают ответственность за состояние экологии на государство и бизнес.
+20 лет
ESG-цели, в том числе экологические, органично вписываются в новые реалии, считает Татьяна Чайка, основательница компании «Термопласт-С», занимающейся переработкой пластика. Например, повторное использование ресурсов позволит оптимизировать производственные процессы и сократить затраты на сырье. Вдобавок компании также могут пересмотреть премии топ-менеджмента, поработать над нематериальной мотивацией сотрудников. Все это повышает эффективность бизнеса в кризисных условиях.
Российскую ESG-повестку теперь поддерживают внутренние факторы, объясняет Алина Мухина, старший менеджер по устойчивому развитию ДРТ (бывш. Deloitte). Можно выделить шесть драйверов: