«Арменкино» представляет: как работали и что снимали национальные киностудии в СССР
Если в американском кино еще до начала фильма появлялся рычащий лев или женщина с факелом, то в советском любой фильм предваряла эмблема той государственной киностудии, где он был снят. В республиканских киностудиях СССР в свое время снимали и коммунистические агитки, и работали выдающиеся режиссеры. Кинокритик Наталия Эфендиева рассказывает, как они возникли, как менялись в течение 70 лет и что с ними случилось в итоге.
Важнейшее из искусств
Одни республиканские киностудии возникли спустя короткое время после завершения Гражданской войны, другие были образованы накануне Великой Отечественной, а третьи появились только ближе к ее концу. Иногда представители новой советской власти получали кинопредприятия путем национализации, то есть они появлялись там, где уже были ресурсы — человеческие и технические, существовала инфраструктура и была сформировавшаяся аудитория.
Так, будущий «Азербайджанфильм» возник в 1921 году на базе частной киностудии ««Фильма» братьев Пироне», а Всеукраинскому фотокиноуправлению (ВУФКУ), просуществовавшему восемь лет и уничтоженному в 1930 году, отдали ателье и студии продюсеров, создававших российское кино до 1917 года: Ермольева и Ханжонкова — в Ялте, Гроссмана, Харитонова и Борисова — в Одессе. Проверенный способ использовали и в 1940 году, после включения Эстонии, Латвии и Литвы в состав советских территорий, для создания будущих «Таллинфильма» (на основе киностудии «Estonia Film»), Рижской и Литовской киностудий.
Но все же большая часть будущих фабрик «красной мечты» возникла с нуля, в качестве подразделений Наркомпроса или корпунктов (например, «Молдова-фильм»), для выполнения очень простой и практической функции — создания кинохроники и киноочерков. При этом при наличии достаточного числа творческих кадров к игровому кино они переходили уже через пару-тройку лет («Грузия-фильм», «Арменкино», ВУФКУ).
Режиссеры, снимавшие ранние национальные фильмы, были людьми незаурядными, с богатой биографией. Одна из самых колоритных личностей — отец армянского художественного кино Амо Бек-Назаров (настоящее имя — Амбарцум Бек-Назарян). До кинематографа он зарабатывал на жизнь французской борьбой. Его кинокрестным стал Григорий Либкен, позвавший Амо работать в свою ярославскую киностудию, а уже оттуда экс-борца переманил в Москву один из главных продюсеров дореволюционного кино Александр Ханжонков. В его киноателье Бек-Назаров и стал звездой, снявшись в нескольких десятках фильмов.
После революции он не эмигрировал, а отправился в Грузию, где сперва основал и возглавил местную секцию Наркомпроса, а затем пошел выше — стал директором и худруком Государственной киностудии Грузии. Первый армянский фильм Бек-Назарян снял еще на этом посту. Фильм «Намус» («Честь», 1925) — трагическая история любви — имел такой успех, что в честь него даже назвали и запустили в производство новую марку папирос. За ним последовали драма «Зарэ» — о жизни курдов в дореволюционной России, комедия «Шор и Шоршор» — о забавных перипетиях в жизни сельских бездельников, «Хас-Пуш» — о восстании персидских крестьян и горожан в конце XIX века.
Многонациональное кино
Первые годы управление студиям пребывало в руках местных кинематографистов. Пока в Москве под вывеской «Совкино» шло масштабное поглощение и слияние возникших в период НЭПа кинопредприятий (на время увернуться удалось лишь «Межрабпомфильму» и «Востоккино»), республиканские киностудии продолжали жить своей жизнью, не оглядываясь ни на кого. Разумеется, никто не снимал с них обязанности продвигать в массы советскую идеологию, но надзора за качеством исполнения не существовало. Как не существовало финансовых и творческих отчетов в центр: съемочные бюджеты, студийные планы и прокатная политика находились в ведении местных властей.
Это позволило в короткий срок сложиться двум самобытным национальным кинематографиям — грузинской и украинской. В Грузии дебютируют Николай Шенгелая («Элисо», 1927), Михаил Чиаурели («Саба», 1929; «Хабарда», 1931), Котэ Микаберидзе («Моя бабушка», 1929), Михаил Калатозишвили («Соль Сванетии», 1929; «Гвоздь в сапоге», 1932), снимавшие кино даже по тем меркам авангардное по языку, изобретательное в выразительных средствах и нередко остросатирическое, гротескное и эксцентрическое.
В Украине режиссеры Александр Довженко («Звенигора», 1927; «Арсенал», 1928; «Земля», 1930), Георгий Стабовой («Два дня», 1927), Иван Кавалеридзе («Ливень», 1929; «Перекоп», 1930; «Штурмовые ночи», 1931), Виктор Турин («Борьба гигантов», 1926; «Его карьера», 1928) создавали кинокартины поэтические, наполненные метафорами и символами, зачастую опираясь на национальную фольклорную традицию. И в это же время складывался феномен украинской операторской школы: Алексей Калюжный (расстрелян в 1938-м), Даниил Демуцкий (работал с Довженко), Михаил Кауфман («Одиннадцатый», 1928; «Человек с киноаппаратом», 1929), Николай Топчий (работал с Кавалеридзе) формируют изобразительную традицию, отличавшуюся экспрессией, живописностью и композиционной завершенностью в каждом кадре.