Кинорежиссер Иван И. Твердовский: Хочу, чтобы среда развивалась вокруг молодых кинематографистов
6 апреля в прокат выходит фильм «Наводнение» Ивана И. Твердовского. Его дебют «Класс коррекции» получил приз кинофестиваля в Карловых Варах, а его полнометражный фильм «Конференция» показали в Венеции. Специально для «Сноба» Дмитрий Елагин поговорил с режиссером о поисках героя, экранизации Замятина и творческом перерыве
В основу фильма «Наводнение» легла одноименная повесть Евгения Замятина. Почему вы выбрали ее?
Я говорил себе, что никогда не возьмусь за экранизацию, потому что это самоубийственный шаг — нет ничего лучше и интереснее литературы, ее пересказ всегда проигрывает оригиналу. Потом мое отношение изменилось: писатель работает с текстом, режиссер — с изображением, и он волен как угодно интерпретировать источник вдохновения, менять любые детали. Я решил использовать произведения Замятина, воплотить его идеи, потому что считаю его самым кинематографичным писателем начала XX века. В школе проходят футуристичный роман Замятина «Мы», а ведь он писал много классической прозы, героев которой я нашел в реальной жизни. Также Замятина очень любит мой продюсер Наталья Мокрицкая, поэтому на «Наводнении» мы с ней снова встретились после небольшой паузы (Их совместные проекты — «Подбросы», «Зоология» и «Класс коррекции». — Прим. ред.).
Прозу Ивана Бунина любите? Он вам будто очень подходит.
Обожаю его повесть «Митина любовь» и цикл рассказов «Темные аллеи», но для меня он не самый кинематографичный автор. С Замятиным я практически видел кино во время прочтения, Бунин же требует большой проработки, его драматургия не ложится в кинодраматургию. Мало инструментов, которыми можно эту литературу достойно перенести на экран.
Через многие ваши фильмы проходит тема реакции человека на насилие и переживание глубокой травмы. Часто насилие сексуализированное, кажется, будто любой физический контакт между вашими героями опасен. Откуда эта тема в вашем кино?