Ирбитский мотоциклетный завод сумел вывести свой бренд на мировой уровень

ЭкспертАвто

Трехколесная мануфактура

Ирбитский мотоциклетный завод не должен был пережить крах Советского Союза и плановой экономики, в одночасье потеряв рынок сбыта, однако все-таки сумел выстоять и вывести известность своего бренда на мировой уровень

Александр Астапов

Урал Weekender, топ-версия 2021 года. Уже с новым мотором, еще со старыми (зато красивыми) глушителями. Цена от 1350000 рублей. Предоставлено Ирбитским Мотоциклетным Заводом

«Если из картера “Урала” капает масло — значит, оно там еще есть!»

Последнему осколку советской мотоиндустрии, единственному настоящему производству мотоциклов в России Ирбитскому мотозаводу — восемьдесят лет. И шестьдесят лет его торговой марке «Урал», и двадцать лет, как завод обрел настоящего хозяина

Так вышло, что все самое дубовое и весомо-грубо-зримое, что выпускалось в СССР, называлось «Уралом». Всепролазные грузовики, бас-гитары, коими панки крушили колонки одним ударом, велосипеды, на которых «глубинный народ» возил мешки с цементом… Не были исключением и мотоциклы производства Ирбитского, что в Свердловской области, мотозавода. В глазах советского рокера конца 1980-х своей кондовостью, капризностью и несуразностью этот «самоход» затмевал даже одноименную бас-гитару — особенно если у тебя самого были бэушные, но чешские Jawa и Jolana соответственно. Впоследствии рассказы ветеранов завода изумляли: как вообще ирбитчане умудрялись делать мотоциклы, да еще в таких количествах? Изношенное насмерть к 1980-м оборудование (допуски-посадки — только селективным подбором!) и дикие планы выпуска продукции были несовместимы ни с управлением качеством, ни с технологиями в целом — не считая разве что приснопамятных кувалд, коими забивали болты на конвейере. Из древней (восходящей к 1930-м) конструкции и оборудования по ее выпуску выжимали постпоследние соки.

«Вишенка» не созрела

Но — выжимали. И — продавали. До 132 тыс. мотоциклов в год (примерно вдвое больше, чем сейчас у Ducati, и впятеро — чем в лучшие годы Moto Guzzi). Крестьянских тягловых вот именно что «железных коней» — для тех, у кого «денег нет, а ездить надо». И покупали, и ездили, а что поделать: в 1980-е «Урал» стоил вдвое дешевле «Запорожца» и в восемь раз — уазика. Тоже, в общем, паршивых и конструктивно, и по качеству изготовления, но не до такой степени, как ИМЗ 8.103-10 «Урал».

Продажи рухнули, когда в страну пошел поток подержанных автомобилей из Японии и Европы, отправивших наконец и в России концепцию «Мотоцикл как транспорт для бедных» на свалку истории (в США это произошло еще в 1920-е, в Западной Европе — тридцать лет спустя). В 1995-м продали 11 779 мотоциклов, спустя два года — 4731, все того же, советского, качества. И это на десятитысячный коллектив завода, включавшего в себя производство почти полного цикла, а также работавшее «в стол» мощное КБ и экспериментальную базу. К 1997-му выпуск съежился до 3600, но и этого было много. А экспорт, и без того скромный, таял на глазах — помню выражение лица Удо Хаубрихта, тогдашнего немецкого импортера марки, и его механиков, когда в разговоре речь зашла о качестве «Уралов» и связанном с ним неуклонным падением продаж.

Тем более удивила в начале 1998 года новость о приобретении завода за пять миллионов долларов тогдашним олигархом Кахой Бендукидзе — и приходе на завод команды уже успешных молодых менеджеров: Ильи Хаита, Вадима Тряпичкина и Дмитрия Лебединского. В планах было сделать завод «вишенкой на тортике» бизнес-империи Бендукидзе — и продавать до 20 тыс. мотоциклов в год. События не заставили себя ждать: обновление модельного ряда, модернизация узлов и агрегатов, эффектная рекламная кампания со слоганами «“Урал” — наш ответ “Харлею”» (заметим, в 1998-м «потребительский патриотизм» отнюдь не был мейнстримом), «Ирбитская сила» и «&#й на Баварию!». Наряду с реорганизацией производства и поставок, уже тогда начавшейся заменой некачественных комплектующих на европейские и японские и полной перезагрузкой дилерской сети начало работать. Но ненадолго. Спустя два года завод встал. Отопление отключили, чтоб не тратить вздорожавший мазут попусту, электричество отрезали за долги, цеха законсервировали (последнее стало настоящим подвигом заводчан — ибо делали это уже в лютые уральские морозы). Банкротство. По воспоминаниям Хаита, они тогда делали все правильно, но

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Куда поедем? Куда поедем?

Есть веская причина, по которой кабины лифта не останавливаются на твоем этаже

Популярная механика
Три жизни пламенного мотора Три жизни пламенного мотора

Рынок восстановления автозапчастей в России имеет неплохие перспективы роста

Эксперт
Одомашнивание: новый цикл Одомашнивание: новый цикл

До конца нынешнего десятилетия произойдет очередная революция

Популярная механика
Дела сердечные: какой пульс считается нормой и когда обращаться к врачу Дела сердечные: какой пульс считается нормой и когда обращаться к врачу

Разбираемся какая частота сердечных сокращений считается нормой

РБК
Стройка в стиле Lego Стройка в стиле Lego

В России резко возрос интерес к модульному домостроению

Эксперт
Как ретейл меняет Россию? Глава из книги «Цивилизация X5» о команде X5 Group Как ретейл меняет Россию? Глава из книги «Цивилизация X5» о команде X5 Group

Как «Перекресток» и «Пятерочка» изменили российскую торговлю

Esquire
Битва за «йеменский пирог» Битва за «йеменский пирог»

Что происходит в самом несчастном уголке планеты?

Эксперт
Тотальный фейсконтроль Тотальный фейсконтроль

Роботы никогда не скажут, что все люди на одно лицо

Цифровой океан
Пространство новых материалов Пространство новых материалов

Как один ученый придумал альтернативу таблице Менделеева

Популярная механика
10 возмужавших сыновей зарубежных звезд – Спирс, Броснана и других 10 возмужавших сыновей зарубежных звезд – Спирс, Броснана и других

Как выросли сыновья зарубежных звезд

Cosmopolitan
Сара, Сабрина и Ламия: Франция глазами мигрантов Сара, Сабрина и Ламия: Франция глазами мигрантов

Что думают француженки из стран Магриба об успехах мультикультурализма

Эксперт
Прокофьевы. Дела семейные Прокофьевы. Дела семейные

Прокофьевы: заочный музыкальный диалог великого деда и талантливого внука

СНОБ
6 способов взбодриться, если после обеда вас клонит ко сну 6 способов взбодриться, если после обеда вас клонит ко сну

Что делать, если после еды хочется спать

Psychologies
Новый ASUS ZenBook Pro Duo: зачем ноутбуку два экрана Новый ASUS ZenBook Pro Duo: зачем ноутбуку два экрана

Сегодня от ноутбука требуется быть мастером на все клавиши

РБК
Умер основатель бренда Off-White Вирджил Абло: как он переодел весь мир в стритвир Умер основатель бренда Off-White Вирджил Абло: как он переодел весь мир в стритвир

Как Вирджил Абло проделал путь от стажера до самого обсуждаемого дизайнера

Forbes
Брак по расчету Брак по расчету

Как ковровые дорожки превратились в поле битвы маркетологов?

Vogue
Дмитрий Бозин. Уроки волшебства Дмитрий Бозин. Уроки волшебства

Дмитрий Бозин — о своем театральном пути и целях

Коллекция. Караван историй
Обзор поколений Toyota Prius Обзор поколений Toyota Prius

Все тонкости Toyota Prius

Популярная механика
«Я не могла контролировать свое тело»: Адель о похудении, разводе и алкоголизме «Я не могла контролировать свое тело»: Адель о похудении, разводе и алкоголизме

Адель — о браке, алкоголизме, материнстве и музыке

Cosmopolitan
«Не доказано, что работает, доказано, что не работает» «Не доказано, что работает, доказано, что не работает»

Кто такие биохакеры сегодня?

Forbes Life
5 законов США, которые нам не понять 5 законов США, которые нам не понять

Необычные запреты в США, которые действуют в США много лет

Playboy
Жена, лидер, убийца: как Патриция Реджани покорила дом Gucci, а потом потеряла все Жена, лидер, убийца: как Патриция Реджани покорила дом Gucci, а потом потеряла все

Реальная история преступления, освещенного в «Доме Gucci»

Forbes
Когда психика толкает на преступление. Что такое клептомания Когда психика толкает на преступление. Что такое клептомания

Клептомания – тяжелое и опасное психическое расстройство

РБК
«Она похожа на соль — улучшит любое блюдо, если не переборщить»: как инженер-пианист создал гитарную педаль Big Muff «Она похожа на соль — улучшит любое блюдо, если не переборщить»: как инженер-пианист создал гитарную педаль Big Muff

Майк Мэтьюс придумал «золотой стандарт» гитарных педалей с искажением

VC.RU
Марина Хлебникова в коме: череда бед, которые привели артистку к краху Марина Хлебникова в коме: череда бед, которые привели артистку к краху

Беды, разочарования и печальные события, которые свалились на Марину Хлебникову

Cosmopolitan
Безумный Мадс: почему всем нравится Миккельсен — главный датский актер Голливуда Безумный Мадс: почему всем нравится Миккельсен — главный датский актер Голливуда

Зрителя он одурманил в сериале «Ганнибал», а Голливуд в фильме «Еще по одной»

Esquire
«Все возможное: Как врачи спасают наши жизни» «Все возможное: Как врачи спасают наши жизни»

Отрывок из книги Атула Гаванде о том, как врачи совершают полезные ошибки

N+1
5 страхов, мешающих вашей карьере 5 страхов, мешающих вашей карьере

Часто в движении по карьерной лестнице нас тормозят именно эти страхи

Psychologies
Спектр масс черных дыр объяснили расширением Вселенной Спектр масс черных дыр объяснили расширением Вселенной

Рост массы черных дыр позволяет согласовать данные наблюдений с теорией

N+1
Золото России: как Aurus из автомобиля стал самолетом Золото России: как Aurus из автомобиля стал самолетом

Проект, который начинался как автомобиль для президента, вырос в целую философию

Playboy
Открыть в приложении