Битва за «йеменский пирог»
Запад и арабы делят Йемен на семь частей. Местные группировки — на четыре. Азиатам достаточно одного порта. Что происходит в самом несчастном уголке планеты

Семь лет Йемен находится в состоянии войны «всех против всех». Многочисленные группировки борются друг с другом за власть, хотя довольно смутно представляют себе, что будут делать со страной в случае победы. А их иностранные спонсоры регулярно высылают наемников с вооружением и спешат установить контроль над наиболее ценными ресурсами.
Война на этих территориях и кровопролитная борьба за власть с незначительными перерывами идет уже много десятилетий. Сегодня Йемен находится в числе самых опасных и деградирующих государств мира. Экспорт энергоресурсов достиг исторического минимума. Внешний долг составляет более 80% ВВП. Гиперинфляция: среднемесячный рост цен даже на товары первой необходимости превышает 20%. Практически нет медицины, образования, сложно работать благотворительным организациям. В стране многие годы жесточайший гуманитарный кризис, на который принято не обращать внимания — слишком важные игроки втянуты в конфликт.
Кто же ломает в крошки Йемен, словно маамуль, традиционное арабское печенье из песочного теста?
Они сражались за Йемен
Кризис в Йемене — явление затяжное. В его основе лежат не только разногласия между приверженцами суннитского и шиитского течений ислама, но и экономические, политические и социальные противоречия. События «арабской весны» в 2011 году спровоцировали революцию, а также привели к росту реваншистских настроений. В частности, вновь пошли разговоры о провале проекта слияния Северного и Южного Йеменов в единое государство в 1990 году. Северяне и южане по-своему видели будущее страны и стремились не допустить усиления противоположной фракции, постепенно сводя к нулю возможность компромисса. В 2014 году взбунтовались шииты, накопившиеся противоречия вырвались наружу, Йемен вспыхнул вновь.
Если не принимать во внимание многочисленные иностранные контингенты, присутствующие на территории страны, то в конфликте на постоянной основе задействованы четыре силы. Это шиитское повстанческое движение «Ансар Аллах» (хуситы); сторонники свергнутого в 2015 году президента Абд-Раббу Мансура Хади (хадисты, или северяне); движение Южный переходный совет (ЮПС, или южане), добивающееся независимости южной части страны; а также исламистская партия «Аль-Ислах», аффилированная с движением «Братья-мусульмане»**. Остановимся на каждом полюсе конфликта чуть подробнее.
** Организации признаны террористическими и запрещены на территории РФ.
Борьба повстанцев-хуситов за влияние в Йемене ведется с 2004 года практически непрерывно. По замечаниям ряда зарубежных политиков, в последние годы они являются самой устойчивой политической силой страны. Хуситы — приверженцы зейдитского учения, умеренного крыла шиизма. Их примерно треть от 25-миллионного населения.
Хуситы выступают против растущего давления на шиитские общины со стороны суннитов и просаудовски настроенных политиков. Кроме того, они намерены полностью ликвидировать старые порядки и построить теократическое общество. Что, впрочем, не мешает им поддерживать хорошие отношения с йеменскими салафитами.
Кроме того, одним из важных элементов программы хуситов, заложенной еще основателем движения Хусейном аль-Хути, является восстановление на территории страны имамата (Йеменское Мутаваккилийское королевство), упраздненного в результате революции 1962 года. Однако этот пункт не признается первоочередным, так как монархическая модель не пользуется популярностью у местных жителей. Так что пока хуситы остановились на парламентской республике.
На сегодняшний день сторонники движения «Ансар Аллах» рассматриваются многими как протеже Ирана, поскольку получают от него дипломатическую поддержку, а также снабжаются финансами, оружием и инструкторами через проиранскую ливанскую «Хезболлу».
Ключевой оппонент хуситов — северяне-хадисты. Эти политики и военные чины сохранили лояльность президенту Хади после его низложения в 2015 году и не признали Временное правительство хуситов. Пользуясь поддержкой международной коалиции, хадисты стремятся вернуть власть над Йеменом и восстановить контроль над столицей Саной, а также прежний конституционный строй — президентскую республику.
Помимо лояльных северному правительству солдат и офицеров на стороне Хади активно сражаются наемники из разных стран региона, а также из африканских частных военных компаний. На данный момент правительство Хади находится в изгнании, но признано легитимным аравийскими монархиями, США и ООН.
В отличие от хадистов, выступающих за восстановление полного контроля над Йеменом, Южный переходный совет борется за создание государства на территории южных районов страны — в границах ранее ликвидированной Народной Демократической Республики Йемен со столицей в Адене.