Нормы красоты
Какие проблемы сегодня актуальны для индустрии красоты? Что меняется в регулировании этого рынка? Какие меры могут помочь индустрии справиться с вызовами? Обо всем этом мы поговорили с руководителями крупнейших профессиональных объединений сферы эстетический медицины в России
Российский рынок эстетической медицины довольно молодой — сама профессия врач-косметолог официально появилась в нашей стране в 2009 году. Последние 20 лет благодаря развитию технологий и большому потребительскому спросу индустрия быстро растет. Примечательно, что именно рост рынка породил одну из главных проблем — появление большого «серого» сегмента, когда профессиональные косметологи и люди без соответствующего образования оказывают услуги вне клиник, часто на дому. Пандемия только подстегнула «серый» рынок — во время локдауна весной 2020 года, пока клиники фактически не работали, количество нелегальных косметических инъекций, выполненных на дому или в салонах без регистрации, выросло почти в 2,3 раза. Это подтверждают данные Национальной ассоциации клиник эстетической медицины — за март и апрель 2020 года продажи инъекций выросли на 100% по сравнению с предыдущими месяцами, и это только за счет сделок с физлицами. В целом, по оценкам экспертов, на «серую» зону приходится около 40% современного рынка косметологии.
Какие регуляторные меры могут помочь — или уже помогают решать главные проблемы рынка — обсуждаем с экспертами рынка.
Какие главные изменения в нормативах работы клиник эстетической медицины произошли за последние три года и какие проблемы они помогли решить?
Наталья Мантурова, д. м. н., главный внештатный специалист, пластический хирург Минздрава России и Департамента здравоохранения г. Москвы, президент Российского общества пластических, реконструктивных и эстетических хирургов (РОПРЭХ): Наиболее значимые изменения произошли в середине 2018 года, когда был издан новый Порядок оказания помощи по профилю «пластическая хирургия». Он выдвинул довольно серьезные требования к оснащению центров, оказывающих медицинскую помощь по профилю. В их числе необходимость обеспечения клиник рентгенодиагностическим оборудованием и отделениями реанимации. Это положительно сказалось на рынке, устранив недобросовестных игроков, работающих с низким уровнем качества и безопасности.
Вторым важным шагом в регуляции работы стало утверждение профессионального стандарта «врач — пластический хирург» в 2020 году. Данный документ впервые регламентировал конкретные требования к образованию, знаниям и умениям врача — пластического хирурга. Более того, он позволил регулятору точно понимать, какой объем помощи может быть оказан в рамках профиля «пластическая хирургия».
Александр Терентьев, директор Национальной ассоциации клиник эстетической медицины (НАКЭМ), Медико-гуманитарного института дополнительного образования (МГИДО): Рынок косметологии формировался стихийно, долгое время в нем не было никаких правил, стандартов и протоколов лечения. Мы до сих пор спорим, пациенты у нас или клиенты — ведь часто в косметологические клиники приходят абсолютно здоровые люди, мы не ставим им диагнозы.
Поэтому первое, что нам было нужно, — это формирование законодательной базы. На сегодняшний день многие механизмы уже отработаны. У нас есть профессиональный стандарт врача-косметолога, определяющий его функции, а также требования к образованию и опыту. Сейчас мы ждем утверждения нового Порядка оказания медицинской помощи по профилю «косметология» взамен устаревшего, который действует с 2012 года и уже давно не учитывает развития современной науки.