Тимур Бекмамбетов: «Я всегда занимался тем, чего не было до меня»
Режиссер, продюсер и изобретатель — о своем новом проекте, о феномене фильма «Джокер» и о новых технологиях, которые изменят структуру киноиндустрии
В российский прокат выходит продюсерский проект Тимура Бекмамбетова «Война токов». Он рассказывает о технологическом выборе, совершенном американцами в конце XIX века. Какой ток использовать предпочтительнее: постоянный или переменный? Томас Эдисон (его играет Бенедикт Камбербэтч) выступает за постоянный ток, Джордж Вестингауз (Майкл Шеннон) и Никола Тесла (Николас Холт) — за переменный. Режиссер фильма — Альфонсо Гомес-Рехон. «Эксперт» поговорил с Тимуром Бекмамбетовым о том, почему этот проект для него так важен.
— Почему вас заинтересовал проект, посвященный истории электричества? Для всей линейки ваших фильмов он выглядит несколько необычно.
— А вы можете всю эту линейку представить? Я сам этого сделать не могу. Может, это у вас получится сделать как у критика?
— У вас есть ряд очень ярких проектов, и обо всех можно сказать, что логически они вытекают один из другого.
— Но как линейку-то построить: «Дозоры», «Елки», «Хардкор», Dead of Night сейчас на снэпчате. Линейки не получается.
— Но исторических фильмов в вашей творческой биографии до сих пор не было.
— А реклама банка «Империал»? Я думаю, что «Войну токов» можно было бы позиционировать как продолжение роликов для банка «Империал»: «Эдисон. Всемирная история. Банк “Империал”».
— Именно там надо искать истоки замысла «Войны токов»?
— У меня есть большая любовь к истории. Я никогда не думал об этом, и в чем польза общения с журналистами — в том, что ты можешь понять что-то про себя. Действительно, истории о моральных выборах, исторические анекдоты, рассказы о великих людях послужили основой для роликов для банка «Империал», и фильм «Война токов» — это еще один урок истории.
— Почему история, в которой главными действующими лицами выступают американские изобретатели, может быть интересна в России?
— Почему вы так принижаете наши потребности в знании истории? Мы живем в том же самом мире. Мир един. Сейчас нет отдельного мира для России, для Америки и для Китая. Мы живем в единой информационной среде. Мы все пользуемся мобильными телефонами, и это не российские телефоны. Это не российский телефон (показывает на мобильные телефоны, лежащие на столе), это не российский, это не российский. И на вас не надето ничего российского. Где-то в Америке сейчас работают наши программисты. Или они когда-то эмигрировали и создали Google и WhatsApp (сооснователи Google и WhatsApp Сергей Брин и Ян Кум родились в СССР. — «Эксперт»). Мир един, и у него есть глобальные вызовы. И один из этих вызовов — неудержимое развитие технологий. Технологии так быстро развиваются, что мы не можем оценить последствия их развития. В фильме «Война токов» как раз об этом и идет речь: что мы создаем, когда создаем электричество? Мы тем самым освещаем города или мы создаем электрический стул, который убивает человека? Фильм ровно про это. Это вопрос стоит в России так же остро, как и в любой другой стране. Нам надо разобраться с этим и понять, что мы должны быть очень осторожными в своих фантазиях и изобретениях. Мы должны думать о том, как развивать новый мир, как развивать цивилизацию, как развивать технологии и понимать, что они могут служить как во благо, так и во вред. Сегодня эта проблема стоит очень остро. Знаете, что такое Vera Voice?
— Нет.
Тимур Бекмамбетов включает программу на телефоне, которая воспроизводит голоса Владимира Познера и Владимира Путина.
— Последние три года я почти не занимаюсь съемками фильмов — сделал только один. Я занимаюсь разработками технологий, фактически изобретательской деятельностью. Мы разработали технологию, которая позволяет синтезировать голоса людей и воспроизводить их интонацию. Ее можно использовать во благо в образовании, в культуре, а можно использовать во вред — для пранков.
— Как вы стали изобретателем? Почему именно сейчас?
— Если посмотрите на то, чем я занимался, то увидите, что я всегда занимался именно этим: я изобретал российскую рекламу в девяностые годы, в двухтысячные я изобретал российское зрительское кино, потом я сделал в Америке мультфильм «Девять», который был совсем не похож на диснеевскую мультипликацию. Потом я сделал «Особо опасен» — первый фильм по комиксам, не предназначенный для детей. «Джокер» вышел из «Особо опасен». До «Особо опасен» не было фильмов по комиксам, главный герой которых был бы отрицательным персонажем. Потом был проект «Елки», который объединил самых талантливых актеров и режиссеров России. Потом появился screenlife и фильм «Убрать из друзей», действие которого происходит только на экране компьютера и который смог сформировать новый язык кино. Я всегда занимался тем, чего не было до меня.
— Выходит, что «Война токов» отчасти и про вас тоже?
— Поэтому этот проект мне и интересен. Это не только новый киноязык, это новая структура бизнеса кино. Фильм в жанре screenlife снимается не три месяца, а три дня — сейчас мы сняли фильм с Гошей Куценко за три дня, — и стоит не триста миллионов рублей, а три миллиона. И зритель смотрит его с таким же интересом, как и обычный фильм. Этот жанр может разрушить привычную структуру кинопроизводства.
— Индустрию медиа убивают блогеры, а вы готовите для индустрии кино аналог блогов? Вы прогнозируете последствия?
— Я прогнозирую, что это пузырь, который скоро лопнет. Будет очень много стриминговых систем, которые однажды все одновременно накроются. Потому что все стриминговые сервисы живут по принципу Сергея Мавроди (основатель крупнейшей в истории России финансовой пирамиды. — «Эксперт») за счет подключения новых подписчиков. Они никогда не публикуют данные о просмотрах. Для них не важен зрительский успех. Фильмы для них служат рекламными роликами, которые позволяют привлекать новых подписчиков. Это пузырь будет надуваться, а потом взорвется, потому что люди кончатся и будет невозможно дальше «поднимать потолок». И тогда вдруг окажется, что король голый. Когда это произойдет, я не знаю.
— Что будет потом?
— Потом будет screenlife.
— Эти фильмы вы будет продавать на стриминговых сервисах или прокатывать в кинотеатрах?
— И так и так. Фильм «Поиск» стоимостью один миллион долларов собрал семьдесят пять миллионов долларов в кинотеатрах. Его смотрели по всему миру. В Корее он собрал около двадцати пяти миллионов долларов, потому что там корейский актер играет. Мы проводим столько времени, глядя в экраны своих телефонов — мне телефон говорит, что я это делаю восемь часов в день: в соцсетях, на сайтах. Это половина моей жизни. Значит, половина контента, создаваемого во всем мире, должна быть про эту жизнь. Про то, как я позвонил, про то, как мне ответили, про то, как я написал сообщение, а его скопировали и переслали куда-то еще: смотрите, что он мне написал! — а потом его стерли. То, как мы живем в онлайн-среде, — это самое интересное в сегодняшней жизни, это интересно и вам, и мне, просто про это еще не начали все говорить, мы — первые.
— Где этот жанр сейчас больше востребован: в Америке или в России?
— В Америке. В России он только зарождается. Наш зритель чуть более консервативный. В Америке есть нишевый кинематограф, кино снимается для разных людей, и у каждого есть возможность пойти посмотреть что-то важное для себя. А в России кинопоказ пока строится только на больших событиях. Нет такого: «есть фильм про рыбаков, и им он очень нравится». Для этого в России недостаточное количество залов.
— В какой степени голливудское кино можно расценивать как носителя государственной идеологии?
— Вы можете сказать, какова идеология фильма «Джокер»? Этот фильм может стать одним из самых кассовых в истории Голливуда. Антигосударственный фильм, направленный против системы, призывающий к восстанию против существующей системы.
— Фильм с левацко-анархистским уклоном — традиционным для Голливуда.
— Снятый по заказу кремлевской администрации. (Смеется.) Я не знаю, кому там выгодно разрушать основы общества. Или взять фильм «Аватар»: плохие американцы летят на другую планету и уничтожают ее. Какая здесь идеология?
— Коренные жители планеты Пандора легко ассоциируются с коренным населением Америки.
— И что, индейцы заказали съемки этого фильма? Кто мог быть инициатором этих манипуляций с сознанием? Все очень просто: есть общество, есть свободный рынок. Если ты захочешь снять фильм про маньяка-убийцу, который гоняется за жертвой, догоняет ее и убивает, зрители на этот фильм не пойдут. Потому что они не хотят смотреть бессмысленное кино или просто очень жестокое кино. Все говорят про жестокость американского кино, но в американском кино нет жестокости. Во всех успешных фильмах добро побеждает.
— Разве Джокер — это олицетворение добра?
— Джокер — это реакция, отрыжка. Реакция на большое массовое американское кино — доброе, со смыслом. В американском кино, если главный герой ударил собаку, этот фильм нельзя будет показать. Он не соберет зрителей.
— Почему фильм, в котором главный герой убивает телеведущего, которого играет Роберт де Ниро, собирает столько зрителей?
— Потому что кино в Америке очень долго было просчитанным и рациональным. И это просто пощечина. Это значит, что протестные настроения в стране очень популярны. Судя по тому, сколько этот фильм собрал в России (1,9 млрд рублей. — «Эксперт»), у нас люди тоже «подустали» от стабильности.
— Насколько голливудская модель «кино — это бизнес, а не искусство» работает в России?
— Кино стоит больших денег, поэтому как чистое искусство оно существовать не может — нет столько меценатов. Массовое кино может существовать только как бизнес-процесс с художественным содержанием, и художественное содержание играет ключевую роль, иначе зритель не будет его смотреть.
— Система господдержки российского кинематографа позволяет отступать от этих правил?
— Если ты не будешь удивлять зрителя, ты не сможешь привлечь его в кинотеатры. При этом процент успеха всегда не очень большой. Говорят: только тридцать процентов российских фильмов окупились! А какой процент американских фильмов окупился? Такой же. Процент талантливых работ всегда примерно одинаков. Американские фильмы проваливаются: из десяти — пять.
— Почему этот год выдался таким неудачным для российского кинематографа по кассовым сборам?
— Год еще не закончился. Просто все фильмы вслед за «Елками» перешли в новогодний слот. Все ждут Нового года. Это просто волны. Бывает успешный год. Бывает неуспешный год. Я никакой особенной проблемы не вижу. Когда все пытаются делать какие-то выводы, надо учитывать, что кино как процесс занимает три года, причину проблем надо искать в прошлом. Это первое. Второе: я вижу сообщество людей, снимающих кино, и все снимают то, что хотят, и у всех есть шанс сделать то, что они хотят. Просто не у всех получается. И это нормально. Это творческий процесс. Люди ищут новые пути. Кино — это не про фильм, это всегда про маркетинг.
— Почему в Голливуде за все эти годы так и не возникло разветвленной русской диаспоры?
— Потому что у нас дома так хорошо, что нам незачем туда ехать.
— Я вам не верю. Все хотят в Голливуд.
— Если бы все хотели, там бы было много людей. Это означает, что у режиссеров есть возможность здесь себя реализовать. Там ведь не их аудитория. У людей есть свои характеры, свои истории, которые им хочется рассказывать. Они, может быть, и хотят туда попасть, но не настолько их это волнует, чтобы они всё бросили, всем пожертвовали и уехали начинать с нуля. Это вопрос усилий. Значит, здесь не так плохо, чтобы все бросать и куда-то бежать и что-то искать.
— Но ведь у вас здесь все было прекрасно. Что вас мотивировало туда поехать?
— А я и не собирался туда ехать. Меня позвали. Я снял там кино и продолжил снимать здесь в России. Мы сидим здесь, в Москве, а в Лос-Анджелесе сейчас проснулся офис, там идет работа, там наши сотрудники делают американские фильмы, а мы здесь делаем российские фильмы (интервью проходит в российском офисе компании «Базилевс». — «Эксперт»). Фильм «Война токов» снят был в Америке, но выпускает его в России российская компания «Пионер».
— Вам не пришлось бороться в Голливуде за место под солнцем?
— Мне не пришлось там спать на скамейке — этого ничего не было. Не только я. Илья Найшуллер, сейчас снимает кино в Канаде, а в России он снял свой фантастический «Хардкор» и стал немедленно интересен Голливуду.
— Как я понимаю, чтобы въехать в Голливуд на белом коне, надо снять здесь «Ночной дозор»?
— Да, надо именно здесь себя проявить. Надо работать именно для той аудитории, которая тебя ждет. Здесь есть ресурсы, здесь есть инфраструктура, здесь есть дистрибуторы. Здесь всё есть. И если тебе здесь никак, если тебе хочется, чтобы вокруг тебя люди по-английски разговаривали, то ты можешь все бросить и уехать. Я не знаю режиссера, который себя не реализовал бы здесь по объективным причинам. В «Базилевсе» сняли свои первые фильмы Жора Крыжовников, Илья Найшуллер. И я вижу, что эти люди развиваются. Это позиция нашей команды – дать возможность реализовать свои таланты.
— Сколько нужно еще времени, чтобы в России сняли фильм, который посмотрит весь мир?
— Чтобы сняли «Титаник»? Это не проблема. Надо просто двести миллионов долларов.
— И вы снимете такой фильм?
— Конечно. Я или кто-то другой.
— Это вопрос только бюджета?
— Инфраструктуры и бюджета. Фильмы, о которых мы говорим, не снимаются в Америке. Там — хаб. Там почти не производят фильмов. И какая разница, из какой страны режиссер или исполнитель главной роли? Им дают деньги, они уезжают снимать кино, например, в Болгарию. Фильм считается американским.
Семь подвигов Тимура Бекмамбетова
Реклама банка «Империал». 1992–1997
В рамках очень ограниченного хронометража Тимур Бекмамбетов сумел создать впечатляющие образы и рассказать запоминающиеся сюжеты, продемонстрировав невероятный для рекламной индустрии тех лет профессионализм. Созданная в 1990-е годы серия роликов для ныне не существующего банка «Империал» до сих пор остается самым ярким явлением в истории отечественной визуальной рекламы.
«Дозоры». 2004–2006
Оба фильма Тимура Бекмамбетова по романам Сергея Лукьяненко, «Ночной дозор» и «Дневной дозор», стали самыми кассовыми лентами российского проката в 2004 и 2006 годах. «Ночной дозор» собрал 16 млн долларов и опередил по сборам заключительную часть трилогии Питера Джексона о Кольце всевластия «Возвращение короля». «Дневной дозор» собрал 31 млн и опередил «Пиратов Карибского моря».
«Ирония судьбы. Продолжение». 2007
Бекмамбетов решился сделать продолжение одного из самых обаятельных шедевров советского кинематографа. Ему удалось привлечь в фильм всех исполнителей главных ролей в фильме Эльдара Рязанова, а вместе с ними и старшее поколение зрителей в кинотеатры и установить новый кассовый рекорд для российского кино: 49 млн долларов, который был побит только шесть лет спустя.
«Особо опасен». 2008
Голливудский режиссерский дебют Тимура Бекмамбетова с участием суперзвезды мирового кино Анджелины Джоли и бюджетом 75 млн долларов. Фильм открыл дорогу на кинорынок сюжетам, в которых центральным персонажем становится отрицательный герой. Частью рекламной кампании был ролик, в котором неизвестный в приступе ярости громит офис. Всего за неделю он собрал 11 млн просмотров.
«Горько!» 2013
Продюсерский проект Тимура Бекмамбетова, оказавшийся самым прибыльным в истории российского проката фильмом. При бюджете 1,5 млн долларов он собрал 25,5 млн. «Горько!» стал полнометражным режиссерским дебютом для Жоры Крыжовникова — ныне одного из самых заметных режиссеров отечественного кинематографа.
«Елки». 2010–2019
Продюсерский проект Тимура Бекмамбетова — серия новогодних киноальманахов, все фильмы из которой собрали в прокате в общей сложности больше шести миллиардов рублей. Новеллы для проекта «Елки» снимали Александр Котт, Егор Баранов, Жора Крыжовников, Анна Пармас, Вадим Перельман и другие. Несколько новелл режиссировал сам Тимур Бекмамбетов.
«Поиск». 2018
Еще один продюсерский проект Бекмамбетова, сделанный в революционном для современного кинематографа жанре screenlife. При бюджете в миллион долларов фильм собрал в мировом прокате 75 млн. Бекмамбетов расценивает screenlife как основной жанр кинематографа будущего. По его прогнозам, он может радикально преобразить структуру современного кинопроизводства.
Олег Сердечников
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl