Больше двух театров в одни руки не давать!

ЭкспертКультура

Театры: слияния и поглощения

Больше двух театров в одни руки не давать!

Вячеслав Суриков

Константин Хабенский, художественный руководитель и директор МХТ имени А. П. Чехова. Сергей Савостьянов/Фотохост-агентство ТАСС

Объединение Театра на Таганке и «Содружества актеров Таганки» произошло как нечто само собой разумеющееся, оказавшись событием, скорее, внутренней жизни двух театров, сосуществующих в одном здании с перегородками, которые теперь предстоит снести. Его разделение сейчас выглядит недоразумением, нарушением естественного хода событий, сбоем в жизни театрального организма, тогда как оно стало всего лишь следствием метаморфоз, пережитых театром начиная с восьмидесятых, в которые он вступил, потеряв своего самого харизматичного актера — Владимира Высоцкого. Но кризис, по всей видимости, начался еще раньше. Он всего лишь был не так очевиден, пока на сцене шли «Добрый человек из Сезуана» — театральная сенсация шестидесятых и ошеломивший публику семидесятых «Гамлет». Эти два спектакля разметили начало и конец эпохи Юрия Любимова, ставшего основной причиной как преображения Театра комедии в Театр на Таганке и его генезиса в качестве одного из важных театров страны, так и всех его проблем.

Таганка

Юрий Любимов сотворил чудо с театром и опьянил его актеров успехом, масштабы которого сейчас трудно себе представить. Он сделал их полубогами и сам возвысился над ними как божество. И по сей день его имя неотделимо от театра и порождает у публики цепь ложных ассоциаций. Она по-прежнему жаждет причаститься к советской театральной легенде, не только попав в стены того самого театра, на сцене которого играл Высоцкий, и посмотрев спектакли, завораживавшие публику шестидесятых-семидесятых, но и пережив сопоставимые по силе эмоции. Да и сами актеры были бы не прочь навсегда остаться во времени, которое ассоциировалось у них с Юрием Любимовым. Не исключено, что именно потому они когда-то с такой яростью отстаивали его право возглавлять этот театр, попутно ополчившись на согласившегося заместить опального лидера Анатолия Эфроса, другого театрального гения советских времен. Его внезапная смерть стала еще одним звеном в цепочке событий, приведших театр к расколу.

Финальной точкой стал конфликт между вернувшимся в театр Любимовым и последовательно добивавшимся его возвращения Николаем Губенко, сумевшим к тому времени не только стать альтернативным лидером труппы, но и получить доступ к рычагам власти: к моменту раскола он успел побывать министром культуры СССР. Николай Губенко создал театр «Содружество актеров Таганки» и возглавлял его до самой своей смерти в 2020 году. С тех пор смысл в разделении театров оказался исчерпан. Триумфатором воссоединения двух театров стала Ирина Апексимова, возглавившая Театр на Таганке восемь лет назад и являющая собой редкостный случай директора театра, совмещающего административную деятельность с активной сценической жизнью. Одна из ее ролей — Раневская в «Вишневом саде» в постановке Юрия Муравицкого. Именно он 29 декабря был представлен труппе театра в качестве его главного режиссера. Юрий Муравицкий пообещал, что в обозримом будущем возьмется за постановку «Гамлета».

Ирина Апексимова, художественный руководитель объединенного Театра на Таганке. Фото: Дмитрий Коробейников/ТАСС

Худрук или директор

В наименовании должности человека, отвечающего за руководство творческой частью театра — главный режиссер или художественный руководитель — кроется различие моделей управления отечественным театром: одна из них директорская, когда решающее слово и в организационных вопросах, и в творческих остается за директором, вторая предполагает, что ключевые решения принимает художественный руководитель, а директор под них подстраивается. При этом никто не определяет, по какой модели должен работать тот или иной театр: она складывается сама собой. Кто из двух руководителей влиятельнее, по той модели и работает театр. Модель может меняться, как поменялась она в Театре на Таганке, в котором до прихода Ирины Апексимовой директора всегда были теневыми фигурами. Или как поменялась в «Ленкоме», где после смерти Марка Захарова его директор Марк Варшавер остался единоличным руководителем театра.

Моделью для советских театров стал МХТ, созданный Станиславским и Немировичем-Данченко, и именно в нее оказался заложен элемент двоевластия, а он может как дать положительный эффект, так и оказаться разрушительным фактором. Сила директора в том, что ему не важен творческий результат, зато он умеет стабилизировать труппу, тогда как художественному руководителю творческий результат важнее всего, а это, наоборот, дестабилизирует труппу, если та не соответствует уровню его профессиональных запросов. Труппа — еще один элемент театра, который зависит и от художественного руководителя, и от директора. Сама по себе она беспомощна — не способна создать спектакль. Но именно она напрямую взаимодействует со зрителем и олицетворяет для него театр. И может выдвинуть неформального лидера, способного манипулировать руководством театра в ее интересах: для артистов внутреннее ощущение себя в той или иной роли иногда важнее эффекта, который они производят на публику.

МХТ

Олег Табаков сумел объединить и реализовать обе модели театра, присовокупив к ним третью: его основная ипостась — актер. Опыт директорства он приобрел еще в театре «Современник», где после ухода Олега Ефремова работал в паре с Галиной Волчек. Он создал собственный театр. Но самый яркий период его карьеры связан с МХТ имени А. П. Чехова, где он на протяжении 18 лет был и директором, и художественным руководителем, и актером, не переставая руководить собственным театром. Назначенный после смерти Олега Табакова Сергей Женовач тоже имел опыт создания театра и тоже не стал с ним расставаться, став художественным руководителем МХТ. За три года он не совершил крупных ошибок, но даже самые яркие постановки, вышедшие при его руководстве, трудно поставить ему в заслугу: их спланировал еще сам Табаков. Заявленный Женовачом на первом для него сборе труппы проект Константина Хабенского о бароне Мюнхгаузене спустя три года стал последним спектаклем, премьера которого состоялась при его руководстве.

Угадывающийся в Константине Хабенском типаж театрального менеджера кажется куда более близким к тому, что представлял собой Олег Табаков, нежели чем это можно отнести к Сергею Женовачу. Масштаб его актерских достижений сопоставим с масштабом свершений Олега Табакова. У него есть опыт руководства большими благотворительными проектами, и режиссуре он не чужд. На его счету съемка фильм «Собибор». Но главное, он жаждал стать лидером МХТ. Сергей Женовач словно дал Хабенскому время, чтобы тот смог подготовиться к эффектному появлению в новой роли. В спектакле «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» в постановке Виктора Крамера все работает на то, чтобы продемонстрировать ничем не ограниченные актерские способности Константина Хабенского. Премьера «Завещания» стала и премьерой нового художественного руководителя и директора, который по традиции, заложенной Константином Станиславским и подхваченной Олегом Ефремовым и Олегом Табаковым, должен подтверждать еще и собственную актерскую состоятельность.

МХАТ

Назначение Константина Хабенского лидером МХТ имени А. П. Чехова начинает притягивать к нему МХАТ имени А. М. Горького. Объединение, которое было невозможным при Олеге Табакове и Татьяне Дорониной — активных участниках разделения театров в 1987 году, может случиться при новой конфигурации лидеров, когда на другом полюсе находится директор Владимир Кехман, пришедший во МХАТ, чтобы показательно изгнать оттуда Эдуарда Боякова и поставить театр на паузу — ради ремонта здания. Если Татьяна Доронина будет благосклонна, то объединение театров может состояться уже в этом году. Эксперимент Эдуарда Боякова по модернизации академического театра, призванной сохранить его как самостоятельную творческую единицу, по всей видимости, признан неудачным. Из режиссеров с именем в свободном полете сейчас Юрий Бутусов, покинувший Театр имени Ленсовета, ныне главный режиссер Театра имени Евгения Вахтангова, и Дмитрий Крымов, ставший жертвой внутренних конфликтов в Школе драматического искусства. Но едва ли кто-нибудь из них возьмет на себя бремя руководства цитаделью театрального консерватизма, которая пожелала остаться самой собой.

В отечественном театре сейчас пришло время воспитанников Олега Табакова. Наиболее яркие театральные лидеры — его ученики. Все они прошли в первую очередь его актерскую школу. Это прежде всего Евгений Миронов — театральный лидер, который, кажется, может все. Чего стоит только театр без постоянной труппы, каковым является возглавляемый им Театр Наций. Но это и Ирина Апексимова (Театр на Таганке), и Сергей Безруков (Московский губернский театр), и Владимир Машков (Театр Олега Табакова). До сих пор интересовавшийся в большей степени кино Сергей Газаров год назад возглавил Театр Армена Джигарханяна, состояние которого он в интервью «Эксперту» оценивал как плачевное: «Театр не просто в упадке; можно сказать жестче: он уничтожен. Уничтожен чередой событий, а не каким-то одним случаем». В течение года он произвел ребрендинг: театр стал «Прогресс Сценой». Сергей Газаров набрал в него новых артистов и поставил два спектакля. И тут выяснилось, что Театр сатиры остается без лидера.

Сергей Газаров, художественный руководитель объединенных Театра сатиры и «Прогресс Сцены». ТАСС

Сатира и Александринка

Восьмидесятисемилетний Александр Ширвиндт решил уйти с поста художественного руководителя театра — не такой уж частый случай. Идеальным кандидатом на его замещение чиновники признали Сергея Газарова, в тот момент занятого преображением «Прогресс Сцены». С учетом неоднократно продекларированных им публично обязательств, которые он взял на себя на год деятельности в театре, у него не было другого выхода, кроме как остаться руководителем и там и там. В этом случае объединение театров произошло с поразительной легкостью; возможно, только ради того, чтобы один из них не оказался без лидера. Что еще раз показывает: отечественные театры пребывают в перманентном кадровом кризисе — лидеров не хватает даже в столичных театрах, тогда как идеальный театр в нашей традиции предполагает как раз наличие лидера со своей концепцией, своим театральным языком и своими артистами. Да только где же их взять?

Один из возможных вариантов — поискать их в кино, как это сделал Псковский театр драмы имени А. С. Пушкина, четыре года назад пригласив к себе на должность художественного руководителя Дмитрия Месхиева, снявшего за тридцать лет кинематографической деятельности двадцать картин. Уже год возглавляемый им театр пребывает в статусе филиала Национального драматического театра России, в который не так давно преобразилась Александринка — старейший отечественный профессиональный театр. Это принципиально иная стратегия театрального слияния и поглощения: не разъединенные театры и не театры, вынужденные сблизиться в силу обстоятельств, а сознательная экспансия — движение в сторону театральной империи, которая должна одному театру обеспечить доступ к ресурсам, второму — придать другой масштаб. Это попытка театральной реформы, призванной хоть как-то трансформировать организационные формы, в которых существует современный театр.

Худруки

Скорее всего, слияние театров продолжится. Прошла эпоха, когда театры множились делением и за счет возникновения новых проектов под руководством режиссеров-харизматиков, не нашедших себе применения в существующий системе. Каждый театральный харизматик уже получил по театру и даже успел осознать, насколько обременительным может оказаться этот груз, насколько прихотливыми — труппа и зрители. Стационарный театр позволяет режиссеру выдавать стабильный результат и в то же время ограничивает его творческую эволюцию, которая в какой-то момент потребует резкой смены концепции, а вместе с ней и состава труппы — того состава, который до сих пор ради него жертвовал другими карьерными возможностями. Художественный руководитель — заложник труппы и производственных факторов. У него есть шанс на взлет, но еще больше вероятность, что он не оправдает всеобщих ожиданий. Однако даже если у него ничего не получится, не стоит его осуждать: он хотя бы попытался.

То, что мы видим на сцене, — это не только произведение театрального искусства, созданное здесь и сейчас, но это еще и сумма компромиссов, сделанных на пути к спектаклю. Свой творческий порыв режиссер должен совместить с текстом драматурга и с актерами, которые готовы оказаться в созданном его воображением мире и жить жизнью придуманных им персонажей. Он должен совместить его с техническими возможностями сцены, которые могут как пробуждать воображение, так и ограничивать его. Миссия художественного руководителя — создавать мир, в котором материализуются фантазии, и совершенствовать его. Количество тех, кто способен реализовывать ее с полной самоотдачей, всегда не равно количеству театров. Художественные руководители живут и умирают, они переживают свой рассвет и свой закат. Сейчас их, возможно, меньше, чем когда бы то ни было. И все же они есть.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Инвесторов зажало между НАТО и инфляцией Инвесторов зажало между НАТО и инфляцией

Рынки акций ждут тяжелые времена

Эксперт
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Украина Зеленского: страна бесконечного полураспада Украина Зеленского: страна бесконечного полураспада

Президент Украины Владимир Зеленский поднял ставки в борьбе за власть

Эксперт
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Яблоко без химии: кому это выгодно Яблоко без химии: кому это выгодно

Первый урожай российских органических яблок в продаже

Эксперт
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
«Закладывается новая эпоха в мировых отношениях» «Закладывается новая эпоха в мировых отношениях»

Андрей Сушенцов о переговорах с США: «Добро пожаловать в реальность»

Эксперт
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Огненный интеллект Огненный интеллект

Как хакер из Черноголовки создал первый в мире файрвол на основе ИИ

Forbes
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
Продолжаем отапливать улицу Продолжаем отапливать улицу

Снижение стоимости жилья может повлиять на энергоэффективное строительство

Эксперт
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Игровой задор Игровой задор

Как обстоят дела с геймингом в России?

Эксперт
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни 10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни

Что говорить ребенку, чтобы он вырос гармоничным и счастливым человеком?

Psychologies
Раздавили бы камни трилитона деревянные катки? Раздавили бы камни трилитона деревянные катки?

Насколько большое бревно нужно под вес камней трилитона Баальбека – 800 т.?

Наука и техника
Как человеческий мозг может быть таким большим Как человеческий мозг может быть таким большим

Для чего человеческому мозгу такие активные нейроны?

ТехИнсайдер
Почему черно-белые фильмы выглядят эстетичнее? Узнайте интересные факты о кино! Почему черно-белые фильмы выглядят эстетичнее? Узнайте интересные факты о кино!

Почему черно-белое кино такое эстетичное?

ТехИнсайдер
Личинки, серебро и кровопускание: как люди лечились до появления антибиотиков Личинки, серебро и кровопускание: как люди лечились до появления антибиотиков

Как люди лечились до открытия пенициллина?

ТехИнсайдер
Сон в кровавую ночь Сон в кровавую ночь

Краткая история «Кошмара на улице Вязов» в 20 пунктах

Weekend
Поговорим о наших деньгах Поговорим о наших деньгах

Что представляют собой деньги и почему эта тема так болезненна?

Psychologies
Любовь и виноград Любовь и виноград

Когда сыну поставили диагноз, его мама думала, что о работе можно забыть. И зря!

Новый очаг
Шоу начинается! Шоу начинается!

Создатели сериала-скандала «Дайте шоу» — о магии кино и борьбу за эмоции зрителя

OK!
Неожиданная Азия Неожиданная Азия

7 вещей, которые нужно успеть сделать в Малайзии, если ты приехала впервые

Лиза
«7 раз подумай, 1 раз выброси»: самые опасные бытовые отходы, которые нужно утилизировать правильно «7 раз подумай, 1 раз выброси»: самые опасные бытовые отходы, которые нужно утилизировать правильно

Какие бытовые отходы считаются опасными и приносят наибольший вред природе

ТехИнсайдер
Игра или проблема Игра или проблема

Что такое квадробинг и как реагировать родителям на эту субкультуру?

Лиза
«Это__была__мечта» «Это__была__мечта»

Группе Uma2rman — 20 лет! История их успеха напоминает череду счастливых случаев

OK!
Что такое фототерапия: как принять и полюбить свою внешность Что такое фототерапия: как принять и полюбить свою внешность

Могут ли селфи помочь принять себя?

Psychologies
Фасадные работы: плюсы и минусы химического пилинга Фасадные работы: плюсы и минусы химического пилинга

Химический пилинг: врач рассказывает обо всех нюансах

ТехИнсайдер
Опасные игры Опасные игры

Родителей детей-квадроберов законодательно ограничат в правах?

Лиза
Открыть в приложении