Уникальное свидетельство о процессе создания фильма Андрея Тарковского «Сталкер»

ЭкспертСобытия

«Сталкер»: съемки не на жизнь, а на смерть

Книга Евгения Цымбала — уникальное свидетельство о процессе создания фильма Андрея Тарковского «Сталкер»

Вячеслав Суриков

Название

Отличие книги Евгения Цымбала от других текстов, описывающих историю создания того или иного фильма, в том, что автор находился внутри съемочной группы на протяжении всего съемочного процесса. Это не просто мемуары об увиденном своими глазами — это обстоятельная фиксация всех этапов создания фильма, начиная с возникновения идеи и написания первого варианта сценария. Евгений Цымбал выступил в этой книге в двух ипостасях: как свидетель и как исследователь. Он поговорил со всеми наиболее значимыми участниками съемочного процесса, в том числе с самим Андреем Тарковским. В книге приводится интервью, которое Тарковский дал итальянской журналистке Луизе Капо сразу после премьеры «Сталкера». Это интервью появилось как исключение. В тот период Тарковский не давал бесплатно интервью зарубежным медиа, что можно было объяснить, с одной стороны, желанием сэкономить время, с другой — желанием заработать. Один из лучших на тот момент режиссеров мира был вынужден жить в долг.

Чтобы это интервью все-таки состоялось, Цымбалу пришлось уговаривать Тарковского. Тот согласился, по всей видимости, только потому, что чувствовал себя ему обязанным, но при условии, что тот будет сам задавать ему вопросы. Спустя много лет после того, как интервью было переведено на итальянский язык и опубликовано, Евгений Цымбал принялся искать его текст — первоначальная запись у него не сохранилась. И несмотря на то, что текст был опубликован в небольшой итальянской газете, ему удалось его найти.

Это только один из сюжетов, которые пришлось пережить автору, прежде чем сложился текст его книги. Она не просто плод наблюдений и размышлений, это результат множества усилий, вложенных в первую очередь в создание фильма «Сталкер». Евгений Цымбал проработал на нем ассистентом по реквизиту на протяжении всех трех съемочных периодов, из которых только последний завершился полноценным результатом.

В книге много интимных деталей из жизни Андрея Тарковского, и в этом тоже ценность книги Евгения Цымбала. Он не разоблачает художника, он не сомневается в том, что ему пришлось наблюдать в непосредственной близости от абсолютного гения, и каждая деталь из его жизни ему важна. Рассказывая о том, как распоряжался деньгами режиссер, он объективен. Он не пытается создать миф о бедном художнике, которому не давали снимать. Материальное положение Андрея Тарковского хоть и не соответствовало его статусу в мире кино, но все же было относительно благополучным. Режиссеру не приходилось ограничивать себя в чем бы то ни было. Тем нее менее мы видим, что Тарковский постоянно находился в поисках заработка. Не исключено, что именно этим и было продиктовано его желание снять фильм «Сталкер». Изначально для Андрея Тарковского это был проходной фильм.

Мы видим, что Тарковский и в самом деле не был готов к работе над этим фильмом. Окончательная система образов сформировалась у него уже в процессе съемок. Загадочное происшествие, в результате которого были перечеркнуты все результаты первой попытки снять «Сталкера», оказалось на руку Тарковскому как художнику. Общепринятая версия: пленка, на которую снимал первую версию фильма выдающийся оператор Георгий Рерберг (перед этим они вместе с Андреем Тарковским работали над фильмом «Зеркало»), была проявлена с браком. Автор подробнейшим образом разбирает эту ситуацию, и перед глазами читателя предстает неожиданная картина: Тарковский прилагает максимум усилий, чтобы проявленная пленка была признана бракованной, и даже плетет ради этого интригу. Он обвиняет Рерберга в том, что и его действия в том числе стали причиной брака. И все ради того, чтобы у него была возможность заново начать съемки.

Еще одна интимная сторона жизни Андрея Тарковского, которую приоткрывает автор, — отношения режиссера со второй женой. Евгений Цымбал становится свидетелем нескольких сцен, в которых Лариса Тарковская демонстрировала ту власть, которой она обладала над мужем. Пользуясь этой властью, она в том числе добивалась роли жены Сталкера, которую в итоге сыграла Алиса Фрейндлих. Евгений Цымбал пишет, что пригласить ее было его идеей. Перед тем как оказаться на съемочной площадке «Сталкера», он работал у Эльдара Рязанова на съемках «Служебного романа» и с восхищением наблюдал за работой Фрейндлих. И когда Тарковский размышлял о том, какую еще актрису он мог бы попробовать на эту роль, Цымбал решился выйти за пределы своих полномочий ассистента по реквизиту и назвал имя Фрейндлих. И несмотря на то, что она с невероятной отдачей и мастерством отыграла пробы, Тарковский продолжал сомневаться: а не снять ли ему в этой роли собственную жену? Общепринятая версия такова, и Евгений Цымбал ее подтверждает: мнение Георгия Рерберга стало решающим. Он настоял на том, чтобы роль жены Сталкера играла Алиса Фрейндлих и никто другой. И тем самым нажил себе врага в лице Ларисы Тарковской — она заподозрила его в том, что он нарочито неудачно снял ее пробы. В решающий момент она приложила максимум усилий для того, чтобы один из самых невероятных по силе таланта творческих дуэтов распался навсегда.

На страницах книги мы видим не только мучительный процесс создания кинематографического произведения искусства, но и степень самоотдачи, которая требуется от всех создателей фильма. Съемки «Сталкера» представляли собой не просто каторжный труд — почти всегда по 14–16 часов в день, но и нечто по-настоящему опасное для жизни. Дело не только в количестве потраченных усилий, хотя и они сказались прежде всего на самом режиссере: в этот период у него случился инфаркт, и нет сомнений в том, что одна из причин — то напряжение, которое ему пришлось выдерживать на съемках. Съемочной площадкой фильма послужила территория заброшенной электростанции, где участники группы вдыхали воздух, насыщенный самыми разнообразными химическими соединениями. И в павильонных съемках Андрей Тарковский не считался ни с чем ради эффектности кадра, в том числе с мерами безопасности.

Двое из исполнителей главных ролей в «Сталкере» умерли от рака: Николай Гринько — от лейкемии в 66 лет, Анатолий Солоницын — от рака легких в 47 лет. Для актера, который сыграл в пяти полнометражных фильмах Андрея Тарковского и должен был сыграть главную роль в «Ностальгии» — без него он не мыслил свои работы, — «Сталкер» стал последним их совместным фильмом. Сам Андрей Тарковский умер всего несколько лет спустя в 54 года, и тоже от рака легких. Лариса Тарковская умерла в 59 лет все от того же рака легких. Исполнитель роли Сталкера Александр Кайдановский умер в 49 лет. Причина смерти — инфаркт. К счастью, сами съемки обошлись без человеческих жертв. Хотя и Евгений Цымбал, и другие участники съемочной группы неоднократно рисковали на съемочной площадке если не своей жизнью, то, во всяком случае, со всей очевидностью — своим здоровьем.

И самый важный вопрос: зачем они это делали? Почему братья Стругацкие — на тот момент культовые писатели — многократно переписывали сценарий только потому, что режиссер был в очередной раз не удовлетворен их работой? После того как пленка была проявлена с браком и режиссер добился разрешения на то, чтобы начать съемки заново, они соглашаются еще раз переписать сценарий. Актеры покорно возвращаются на съемочную площадку, откладывая любые другие проекты. Александр Кайдановский, которого пригласили играть близкого ему по актерской органике персонажа: резкого, решительного, легко бросающегося в драку, — вдруг соглашается на ходу поменять характер своего персонажа и превратиться в подобие князя Мышкина из обожаемого Тарковским «Идиота» Достоевского. Алиса Фрейндлих еще и еще раз изображает припадок в играемой ею сцене, пока не доводит себя уже до настоящего припадка. И хотя все видят, что с актрисой что-то не так, режиссер продолжает съемку. Каким невероятным авторитетом обладал для своих актеров после четырех снятых им фильмов Андрей Тарковский! Насколько сильной была общая жажда стать частью выдающегося произведения искусства! Или пример режиссера, который и сам был готов жертвовать собой ради того, чтобы осуществить задуманное и тем самым выполнить свое предназначение, был насколько заразительным?

Фото: Сергея Метелицы (ИТАР-ТАСС)

Евгений Цымбал. Рождение «Сталкера»: попытка реконструкции. Авторская книга. М.: Новое литературное обозрение, 2022. Серия: Кинотексты. 768 с. Тираж 1500 экз.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Избыточный импульс для лунной гонки Избыточный импульс для лунной гонки

Как неудача миссии «Луна-25» скажется на российском освоении дальнего космоса?

Эксперт
«Мы не можем ждать милостей от природы». Кто придумал плодово-ягодные культуры «Мы не можем ждать милостей от природы». Кто придумал плодово-ягодные культуры

История великого селекционера Ивана Мичурина, который вывел тысячи новых сортов

СНОБ
Гитлер. Поход во власть Гитлер. Поход во власть

Человек, создавший Третий рейх, был, несомненно, злым гением

Дилетант
20-летний боец ММА лишился легкого: чем опасен вейпинг 20-летний боец ММА лишился легкого: чем опасен вейпинг

«Безопасная» альтернатива обычным сигаретам оказалась совсем небезопасной

Psychologies
Русский бульдозер взял разгон Русский бульдозер взял разгон

Производители техники получили шанс на лавинообразный рост производства

Эксперт
«Двенадцать месяцев», «Простоквашино» и «Карлсон»: 20 главных советских мультфильмов «Двенадцать месяцев», «Простоквашино» и «Карлсон»: 20 главных советских мультфильмов

Золотая коллекция советских мультфильмов, которые обязательны к просмотру

Forbes
Распад СССР: только факты Распад СССР: только факты

Распад СССР — историческая случайность или неизбежная катастрофа?

Дилетант
Майк Омер: «Пламя одержимости». Отрывок из третьей книги цикла Майк Омер: «Пламя одержимости». Отрывок из третьей книги цикла

Отрывок из истории переговорщика Эбби Маллен, которая встречается с прошлым

СНОБ
Короли неба Короли неба

Реактивный моделизм не зря называют королевским видом спорта

Популярная механика
Нейроинтерфейсы научились переводить сигналы мозга в текст в четыре раза быстрее Нейроинтерфейсы научились переводить сигналы мозга в текст в четыре раза быстрее

Декодеры научились превращать сигналы мозга в текст в три-четыре раза быстрее

N+1
Травы и специи могут сделать вкусную вредную пищу более полезной Травы и специи могут сделать вкусную вредную пищу более полезной

Как сделать вкусную еду менее вредной?

ТехИнсайдер
Неочевидные минусы СССР Неочевидные минусы СССР

Старшее поколение уже не помнит, а молодежь еще не знает

Maxim
«Научиться различать усилие и насилие»: Ольга Примаченко о том, как отыскать баланс работы и отдыха «Научиться различать усилие и насилие»: Ольга Примаченко о том, как отыскать баланс работы и отдыха

Автор книги «К себе нежно» — как не прекращать заботиться о себе

Psychologies
Папоротники в садовом дизайне Папоротники в садовом дизайне

Папоротники способны играть главные роли в украшении сада

Наука и жизнь
Новая молекула придает полимерам свойства металлов: будущее 3D-печати Новая молекула придает полимерам свойства металлов: будущее 3D-печати

Эта новая молекула может увеличить долговечность множества вещей

ТехИнсайдер
Последняя любовь и муза: внук Рубена Симонова заявил, что Светлана Джимбинова не была женой легендарного режиссера Последняя любовь и муза: внук Рубена Симонова заявил, что Светлана Джимбинова не была женой легендарного режиссера

Внук Рубена Симонова рассказал о связи мэтра и молодой режиссерши

VOICE
Один на один Один на один

Как Игорь Шулинский совмещал работу с родительством и чему научился

Psychologies
Фонды пополняются метрами Фонды пополняются метрами

Граждане распробовали ЗПИФы недвижимости

Деньги
Визуализация Набокова и NFT-дом: 10 музейных проектов на стыке искусства и технологий Визуализация Набокова и NFT-дом: 10 музейных проектов на стыке искусства и технологий

Соединение классического искусства с цифровыми технологиями — уже не новость

Forbes
Интересный факт! Аутизм может быть не болезнью, но частью личности Интересный факт! Аутизм может быть не болезнью, но частью личности

Аутизм можно рассматривать как человеческую «изменчивость», а не как заболевание

ТехИнсайдер
Новая Toyota Land Cruiser возвращается к своим внедорожным корням Новая Toyota Land Cruiser возвращается к своим внедорожным корням

Новая Toyota Land Cruiser — ретро-дизайн и мощный двигатель

4x4 Club
Бластофаг — пожиратель бластов Бластофаг — пожиратель бластов

Как появился и почему не используется противоопухолевый препарат бластофаг

Наука и жизнь
Налоговый рай с оговорками: как разобраться в льготных режимах для компаний в ОАЭ Налоговый рай с оговорками: как разобраться в льготных режимах для компаний в ОАЭ

Эксперты рассказывают о тонкостях ведения бизнеса в ОАЭ

Forbes
Брокеры попросили ЦБ отложить ужесточение требований к квалифицированным инвесторам Брокеры попросили ЦБ отложить ужесточение требований к квалифицированным инвесторам

Участники российского фондового рынка предложили ЦБ отложить повышение критериев

Forbes
Что умеет нейросеть «Сбера» GigaChat Что умеет нейросеть «Сбера» GigaChat

«Сбер» запустил свой аналог ChatGPT — нейросеть GigaChat. Что она умеет?

СНОБ
Афродизиаки: что это такое и как они работают Афродизиаки: что это такое и как они работают

Действительно ли определенные продукты и запахи усиливают сексуальное влечение?

РБК
В движении В движении

Мария Шурочкина каждый день старается сделать хоть один шаг вперед

OK!
«Услышанные молитвы». Как Трумен Капоте уничтожил свою репутацию «Услышанные молитвы». Как Трумен Капоте уничтожил свою репутацию

Как посредством своей книги Капоте совершил свое социальное самоубийство

СНОБ
Выходы к морю Выходы к морю

Дефицита в терминалах для отгрузок зерна на внешние рынки нет

Агроинвестор
Художник Саша Шардак: Человек склонен романтизировать все новое и представлять приятное будущее Художник Саша Шардак: Человек склонен романтизировать все новое и представлять приятное будущее

Об эстетике оттепели, ностальгии по ушедшим временам и романтизации новизны

СНОБ
Открыть в приложении