Промысловики и переработчики водных биоресурсов обеспокоены рядом инициатив

ЭкспертБизнес

Рыбный рынок снова штормит

Промысловики и переработчики водных биоресурсов обеспокоены рядом частных и государственных инициатив, которые могут привести к очередному несправедливому переделу рынка, снижению переработки и потребления рыбы в стране и повышению цен на нее

Александр Лабыкин

На измученный регулированием рыбный рынок вновь обрушился шквал идей. Больше всех шуму наделала Российская рыбопромышленная компания Глеба Франка (РРПК), предложившая отдать оставшиеся 50% квот на вылов краба только крупным промысловым компаниям — якобы для более активного строительства судов. Этой инициативой возмущены и Минсельхоз, и, разумеется, краболовы, у которых в прошлом году уже забрали половину квот, выставив их на аукцион (см. «Крабовые аукционы угрожают стабильности регионов», «Эксперт» № 15 за 2019 год). Проблем краболовам добавил Росприроднадзор, установивший новые правила лицензирования экспорта краба, которые могут привести к параличу поставок за рубеж этого вида биоресурсов. Вносят сумятицу и действия погранслужбы, которая из-за невнятного законодательства начала активно штрафовать рыбаков, имеющих квоты на прибрежный вылов, за переработку рыбы на борту, что может привести к уходу части рыбаков с внутреннего рынка на внешний. В Рыбном союзе, в свою очередь, отмечают, что из-за дележа квот и несуразных новых правил не выполнено большинство поручений президента, данных еще несколько лет назад, а уровень переработки и потребления рыбы в стране неуклонно снижается из-за повышения цен на нее. Участники рынка предлагают ввести мораторий на нововведения регуляторов и требуют поставить перед чиновниками задачу наращивать добавленную стоимость от рыбохозяйственного комплекса внутри страны, а не просто увеличивать сбор денег с него.

Взять все — и поделить

На прошлой неделе заместитель министра сельского хозяйства, руководитель Росрыболовства Илья Шестаков направил в правительство России отрицательный отзыв ведомства на инициативу РРПК, где содержится ряд предложений по реформированию ни много ни мало всей рыбной отрасли. В своем письме в правительство эта компания ссылается на традиционные для отрасли проблемы: преобладание в структуре экспорта мороженой рыбы низкой степени переработки, изношенность большинства судов, недостаточная и старая портовая инфраструктура и проч. Как считают в РРПК, строящихся и проектируемых сейчас российскими компаниями более сорока судов и с десяток перерабатывающих заводов общей стоимостью около двухсот миллиардов рублей недостаточно для обновления отрасли. РРПК в письме отмечает, что почти половина этих инвестиций в судостроение сделана по итогам проведенных в 2017–2019 годах инвестиционных аукционов, в том числе на вылов краба, но этого недостаточно, чтобы обновить и половину требуемой отрасли инфраструктуры. Как известно, под давлением РРПК для этих скандальных аукционов (см. специальный доклад «Буря под килем», «Эксперт» № 47 за 2018 год) у рыболовецких компаний изъяли 20% всех квот на рыбу и 50% — на краба, которые прежде распределялись по «историческому принципу» (сколько ловил — столько и дальше лови). Основным выгодоприобретателем оказалась компания Франка, получившая право на пятнадцать лет вылавливать вместо прежних 2500 тонн краба 13 тыс. тонн, а квоты компании по рыбе достигли 300 тыс. тонн в год. По данным РРПК, взамен она уже построила два из трех обещанных рыбоперерабатывающих заводов (которые сейчас продает) и заложила четыре из десяти запланированных судов с инвестициями около 65 млрд рублей. Но нынешних квот победителям аукционов хватает для загрузки биоресурсами всех строящихся по итогам аукционов мощностей лишь наполовину. Поэтому, по мнению РРПК, необходимо оставшиеся у рыбаков 50% квот на вылов краба также выставить на аукцион. А кроме того, ограничить возраст эксплуатируемых в исключительной экономической зоне России судов тридцатью годами (большинству сейчас более сорока лет).

Судя по всему, в РРПК ожидали найти понимание у других крупных участников рынка, таких как «Норебо», СевероЗападный рыбопромышленный консорциум, компании ФОР, «Антей» и др., которые строят около двадцати кораблей по итогам победы в крабовых аукционах. Но они отказались забирать квоты у средних и мелких компаний, написав в правительство: риски «законодательного землетрясения» будут намного пагубнее для рынка, чем те небольшие преимущества, которые они смогут получить на короткий срок для себя. «Компании, в том числе крупные, “раскулачили” в итоге первых аукционов, и сейчас предлагают это повторить, — говорит президент компании “Антей” Иван Михнов. — Но отечественное рыболовное судостроение это не спасет. Для этого государству надо готовить компетентные кадры, вкладывать деньги в создание своих материалов, своего оборудования для строительства краболовных судов и так далее. Сейчас у многих российских судостроителей нет таких компетенций». Единодушно отрицательный отзыв дала и комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре. «Ресурсы градо- и поселкообразующих предприятий в результате такой “реформы” совокупно уменьшатся с 366 тысяч тонн до 228 тысяч в год, рыболовецких колхозов и артелей — с 119 тысяч тонн до 74 тысяч. Это при огромной социальной нагрузке, которую несут эти категории пользователей биоресурсов, — говорит председатель комиссии РСПП и президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. — В итоге аукционов кредиторская задолженность рыбопромышленных предприятий возросла, стала превышать двести миллиардов рублей, компании обслуживают ее в том числе за счет крабовых квот». По подсчетам Рыбного союза, по итогам аукционов и прочих инициатив у рыбаков уже изъяли 340 млрд рублей, что сравнимо с их выручкой за несколько лет. «Новые аукционы на право добычи рыбы приведут лишь к тому, что у рыбопромышленников пропадет интерес к внутреннему рынку, зато возникнут стимулы к подписанию контрактов с иностранными перекупщиками», — говорит исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков.

Контролеры берут измором

Помимо угрозы нового отъема квот краболовные предприятия столкнулись сегодня с трудностями при экспорте своей продукции, о чем Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) на прошлой неделе сообщила Росрыболовству. Все дело в июньском приказе Росприроднадзора, который теперь требует получать лицензию на экспорт каждой партии краба. Ранее краболовам достаточно было получить одно разрешение на вывоз годового объема продукции, в рамках которого экспортировались отдельные партии. «То есть прежде компания получала лицензию на вывоз, например, 200 тонн в год, и по ней отправляла партии по 30–50 тонн, — поясняет президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков. — Теперь же перед отправкой каждой партии надо брать справку в Росрыболовстве, подтверждать ее в Минпромторге, а только затем получать лицензию в Росприроднадзоре, на что уходит от 15 до 25 дней. В принципе это допустимый срок, но не представляю, что будет, когда в пиковый период лова, который уже начинается, все компании разом бросятся оформлять заявки. Если в прошлом году по нашему бассейну было выдано около 150 таких лицензий, в этом будет свыше 600 — и все разом. На пограничном переходе просто возникнет коллапс, и продукция начнет портиться». По его расчетам, если дело так пойдет дальше, то краболовы потеряют большие деньги из-за простоя и неизвестно, сколько еще, из-за порчи продукции (за границей ценится только живой краб, мороженый намного дешевле).

Проблемы с контролерами начали испытывать и промысловики, которые получили дополнительные квоты на прибрежный лов рыбы (правительство таким образом решило привлечь работающих в дальних водах рыбаков, отправляющих свою продукцию на экспорт). По новым правилам закона «О рыболовстве» те, кто получил квоту на прибрежный вылов, не имеют права поставлять товар за границу и перерабатывать его в море, а должны привозить улов на берег для переработки — в живом, свежем или мороженом виде, что должно обеспечить сырьем производителей рыбной продукции для внутреннего рынка. В частности, компании «Норебо» пришлось заплатить штраф — в общей сложности свыше 60 млн рублей — за то, что она поставляла на берег переработанную на судне печень трески (в виде консервов). Более того, погранслужба вошла во вкус, наработала судебную практику и недавно уведомила всех, что поскольку в обновленном законе ничего не сказано про виды обработки рыбы, то поставлять на берег нельзя даже шкеренную рыбу (потрошеную и без головы). «Но такая рыба — с кровью и кишками — не нужна нашим береговым переработчикам, за срок доставки такое сырье портится, о чем они сами говорят, — возмущается председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Валентин Балашов. — В итоге те промысловики, которые получали прежде прибрежные квоты, готовы от них отказаться и переключиться в полном объеме на экспорт, что грозит резким снижением количества сырья для переработки на внутреннем рынке. Для решения проблемы достаточно просто снабдить закон перечнем разрешенных видов переработки на судне».

Даешь добавленную стоимость!

Затянувшаяся борьба за квоты и неспособность чиновников адекватно регулировать отрасль привели к тому, что большинство поручений президента, сделанных по итогам госсоветов по развитию рыбохозяйственного комплекса в 2007 и 2015 годах, по-прежнему не выполнено. В течение последних десятилетий около двух третей рыбной продукции продается в мороженом или вовсе неразделанном виде, при этом она продолжает дорожать, а ее потребление внутри страны падает (с 2013 по 2018 год — почти на треть). По данным НИФИ Минфина России, с 2017 по 2019 год также происходило снижение рыбопереработки: дикой рыбы морской, свежей или охлажденной — на 11,7%, диких ракообразных — на 23,25%. Например, Россия поставляет на мировой рынок от 20 до 40% такой рыбы, как минтай, атлантическая треска, пикша, нерка и кета. При этом на 90% эта наша рыба перерабатывается за рубежом, частично возвращаясь на наш же прилавок. Если шесть лет назад на экспорт было поставлено 87% мороженой рыбы, то в прошлом году, по данным Росстата, — уже 89,4%. По его же данным, в 2009 году число работающих в рыбохозяйственном комплексе составляло около 360 тыс. человек, а по итогам 2018 года — всего 139 тыс. «Государство по-прежнему озадачено лишь повышением сбора денег с отрасли, в том числе за счет перераспределения и продажи квот. Но основные предложения отрасли по наращиванию добавленной стоимости рыбохозяйственного комплекса в новой стратегии его развития до 2030 года не были отражены, — говорит Сергей Гудков. — Поэтому мы предлагаем возложить на Министерство сельского хозяйства ответственность за всю цепочку вылов — переработка — реализация на внутреннем и внешнем рынках, а не только за вылов и рост экспорта. Они также должны отвечать за рост числа рабочих мест и потребление рыбы».

Фото: Сергей Красноухов/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Я там, где теория эволюции» «Я там, где теория эволюции»

Основатель КРОК Борис Бобровников занялся кардинальной перестройкой ее бизнеса

Эксперт
9 вещей, которые категорически нельзя делать в общественном транспорте 9 вещей, которые категорически нельзя делать в общественном транспорте

В общественных местах важно помнить не только о своем комфорте

Playboy
Докопаться до биржи Докопаться до биржи

Якутская компания «Алмар» планирует привлечь 700 млн рублей от инвесторов на IPO

Эксперт
Как онлайн-ретейлеры делают шопинг более персонализированным Как онлайн-ретейлеры делают шопинг более персонализированным

Как онлайн-коммерция становится все ближе к клиентам

GQ
Как Польшу «штыками прощупали» Как Польшу «штыками прощупали»

Чем закончилась предпринятая сто лет назад попытка советизации Польши?

Дилетант
Яд сделал динго крупнее Яд сделал динго крупнее

Как использование ядов изменяет фенотип крупных позвоночных

N+1
Оружие будет в тренде Оружие будет в тренде

Хаос и выборы в США подогревают интерес к оружию и снаряжению для выживания

Эксперт
«Армия плюс»: (не)видимые бойцы бодипозитивного фронта «Армия плюс»: (не)видимые бойцы бодипозитивного фронта

«Толстый»? «Полный»? «Крупный»? Лучше спросить об этом самого человека

Psychologies
Робот-буровик и атомный катамаран Робот-буровик и атомный катамаран

Как уникальный опыт России поможет продвинуться в изучении Арктики

Популярная механика
Ученые нанесли на карту еще миллион квадратных километров торфяников Ученые нанесли на карту еще миллион квадратных километров торфяников

Новые данные позволили улучшить прогнозы эмиссии парниковых газов

N+1
Радикальные меры Радикальные меры

Интерьер киевской квартиры в бескомпромиссно–минималистском стиле

SALON-Interior
Как счастливые воспоминания о еде помогают похудеть Как счастливые воспоминания о еде помогают похудеть

Фрагмент из книги Ксении Татарник «Кому я нужна»

Psychologies
Бургер без мяса Бургер без мяса

Есть ли толк в растительном мясе?

Weekend
Скорость таяния Гренландского ледяного щита обогнала скорость прироста массы Скорость таяния Гренландского ледяного щита обогнала скорость прироста массы

Гренландский ледяной щит стал в среднем терять массу быстрее, чем наращивать ее

N+1
10 ошибок женщины при выборе мужа 10 ошибок женщины при выборе мужа

Ошибки, которые можно сделать на пути к семейной жизни

Psychologies
Почему все без ума от архивных коллекций Почему все без ума от архивных коллекций

Разбираемся в причинах любви селебрити к винтажной одежде

GQ
5 лучших фантастических сериалов 2020 года 5 лучших фантастических сериалов 2020 года

Подборка самых интересных сай-фай сериалов, которые вышли в последние месяцы

Популярная механика
Правила жизни Олега Табакова Правила жизни Олега Табакова

Актер, Москва, умер 12 марта 2018 года в возрасте 82 лет

Esquire
Фотоны связали электроны и дырки в полупроводнике Фотоны связали электроны и дырки в полупроводнике

Физики добились формирования экситонов, воздействуя на полупроводник излучением

N+1
Космический взрыв, который не останавливается 400 лет Космический взрыв, который не останавливается 400 лет

Внутренности сверхновой Кеплера вырываются в космос по сей день

Популярная механика
Рассмеши меня: зачем мы шутим и можно ли этому научиться Рассмеши меня: зачем мы шутим и можно ли этому научиться

Зачем природа подарила нам чувство юмора?

Psychologies
Древних антарктических листрозавров заподозрили в зимней спячке Древних антарктических листрозавров заподозрили в зимней спячке

Листозавры могли пережить вымирание на рубеже перми и триаса благодаря спячке

N+1
Место на карте: долина реки Бикин Место на карте: долина реки Бикин

Долина реки Бикин — место, где сохранились леса доледникового периода

Культура.РФ
Дмитрий Крутов: «Никакие инструменты не заставят вас захотеть расти и развиваться» Дмитрий Крутов: «Никакие инструменты не заставят вас захотеть расти и развиваться»

Директор Skillbox — о том, как стимулировать себя на постоянную учебу

РБК
«Не ясно, зачем целенаправленно убивают мелкий бизнес»: кто стал жертвой реформы жилищного строительства «Не ясно, зачем целенаправленно убивают мелкий бизнес»: кто стал жертвой реформы жилищного строительства

Переход на эскроу-счета существенно сократил численность небольших застройщиков

Forbes
Ничем не пахнет: три главных причины потери обоняния Ничем не пахнет: три главных причины потери обоняния

Всё о потере обоняния: причины, лечение, техника безопасности

Cosmopolitan
Разумный инвестор Разумный инвестор

Полное руководство по стоимостному инвестированию

kiozk originals
Как четыре советских солдата 49 дней выживали на дрейфующей в океане барже с трехдневным запасом еды Как четыре советских солдата 49 дней выживали на дрейфующей в океане барже с трехдневным запасом еды

Об этой истории сложены песни, написаны стихи и снят фильм «49 дней»

Maxim
Автомат без магазина: почему Лукашенко будет защищать свой режим до последней капли крови белорусов Автомат без магазина: почему Лукашенко будет защищать свой режим до последней капли крови белорусов

Диктаторы типа Чаушеску защищают даже не свой режим, а просто самих себя

Forbes
Facebook стала главной торговой площадкой Бангладеш: в соцсети сотни тысяч людей продают платья, украшения и попугаев Facebook стала главной торговой площадкой Бангладеш: в соцсети сотни тысяч людей продают платья, украшения и попугаев

Как жители Бангладеша используют Facebook

VC.RU
Открыть в приложении