Победитель не должен быть проклят
Нобелевские лауреаты по экономике 2020 года развили теорию аукционов. Практическая реализация их результатов в виде новых правил и форматов аукционных торгов принесла существенный выигрыш и продавцам, и покупателям

Лауреаты Нобелевской премии по экономике Роберт Уилсон и Пол Милгром удостоены награды за вклад в развитие теории аукционов и разработку новых форматов аукционов.
Надо оговориться, что эта премия, в отличие от трех естественнонаучных, по литературе и за деятельность по сохранению мира, не имеет отношения к Альфреду Нобелю, а учреждена старейшим центробанком мира — Банком Швеции — в 1968 году, в честь своего трехсотлетия и в память о знаменитом соотечественнике.
Уилсона вполне можно считать основоположником этой теории наряду с Уильямом Викри, награжденным за ее создание Нобелевской премией 1996 года. Оба нынешних лауреата успели внести значительный вклад во многие другие области экономической науки, прямо или косвенно связанные с теорией аукционов.
Взаимосвязь с другими направлениями является отличительной чертой этой теории. Ее результаты стимулировали развитие техники анализа, обогащали экономическую интуицию, давали толчок разработкам новых идей в ряде областей, в том числе отмеченных Нобелевскими премиями: Джону Нэшу, Ричарду Селтену и Джону Харсаньи в 1994 году за разработку теории игр, Леониду Гурвичу, Эрику Маскину и Роджеру Мейерсону в 2007-м за создание теории дизайна механизмов, Элвину Роту и Ллойду Шепли в 2012 году за исследования отношений партнерства, Жаку Тиролю в 2014-м за развитие теории государственного регулирования. Из направлений, пока не получивших награду Нобелевского комитета, но тесно связанных с теорией аукционов, стоит отметить исследования в области микроструктуры финансовых рынков.
Вводный курс аукционного дела
Аукционы используются с древнейших времен для эффективной организации покупки или продажи товаров. Существуют исторические свидетельства о проведении аукционов по продаже женщин в Древнем Вавилоне и награбленного воинами богатства в Древнем Риме. В Китае начиная с VII века нашей эры на аукционы выставлялось личное имущество буддийских монахов, отошедших в мир иной. В истории Нового времени есть примеры деятельности аукционных домов, из которых наиболее ярким служит лондонский Sotheby's, созданный в 1744 году для продажи предметов искусства и антиквариата и успешно выполняющий свою функцию до сих пор.
Помимо таких предметов сфера применения аукционов охватывает огромное множество товаров и услуг. С их помощью, например, распределяются лицензии на добычу нефти и газа, продаются государственные облигации и диапазоны спектра радиочастот, проводится огромное множество интернет-торгов между частными лицами. Во всех этих и других случаях потенциальные покупатели конкурируют между собой, благодаря чему продавец товара может получить наибольшую возможную цену. Напротив, цель закупочных аукционов состоит в том, чтобы товар был приобретен по минимальной цене. Их используют органы государственной и муниципальной власти для выбора наилучшего поставщика товаров или подрядчика для выполнения работ, например строительства и ремонта автодорог.
Аукционы любого вида объединяет тот факт, что они действуют согласно четким, заранее известным правилам организации и проведения торгов. Совокупность таких правил характеризует определенный тип аукциона. Наиболее распространенная версия английского аукциона, к которому относятся те, что проводятся Sotheby's и подобные ему, начинается с объявления исходной цены и продолжается последовательным ее повышением (латинское auctio означает возрастание). При этом участники сигнализируют о своем желании сделать покупку до того момента, когда очередное предложение цены остается без ответа.
Другой вид открытого аукциона — голландский — происходит в обратном направлении: торги начинаются с высокой начальной цены, которая последовательно снижается, пока какой-нибудь участник не согласится сделать покупку. Как следует из названия, такие аукционы используются в Алсмере — местечке в Северных Нидерландах, мировом центре оптовой торговли цветами. Английский и голландский аукционы являются открытыми в том смысле, что участники могут наблюдать за действиями конкурентов, хотя в каждом раунде голландского аукциона реализуется лишь одно наблюдение, на котором торги завершаются.
Существуют также аукционы закрытого типа, называемые иначе аукционами «запечатанного конверта», при которых заявки на покупку направляются в индивидуальном порядке аукционисту, который объявляет победителя с максимальной заявленной ценой. В аукционах первой цены победитель платит предложенную им цену, а в аукционах второй цены оплата происходит по цене следующего участника в порядке убывания. Закрытые аукционы первой цены широко используются государственными органами в качестве инструмента для продажи лицензий на освоение месторождений природных ресурсов и для госзакупок.
Правила аукционной торговли, задающие порядок доступа к торгам и объявления цен, условия назначения победителя и размеры выплат определяют формат аукциона и зависят в первую очередь от специфики предмета торговли. Формат может существенно варьировать для единичного неделимого товара, или для товара, который можно продавать частями, или для некоторого набора товаров, выставляемого на продажу. Имеет значение также количество участников и их информированность о ценности товара и о выборе других участников.
Теоретико-игровая модель
Современный дизайн аукционов основан на хорошо разработанной научной базе, которой является теория аукционов. Это высокоформализованная область микроэкономики, нацеленная на сравнительный анализ конкретных форматов и опирающаяся на математический аппарат теории игр. Теория аукционов основана на предположении, что участники действуют рационально, используя имеющуюся у них информацию. Например, задача покупателя на аукционе продажи состоит в том, чтобы купить товар с наибольшей выгодой, то есть заплатить как можно меньше относительно собственной оценки его стоимости. Однако при этом ему необходимо учитывать действия конкурирующих игроков, чтобы не упустить покупку, сделав слишком низкую ставку.
Стратегический аспект аукционной игры особенно важен, если конкурирующих игроков немного, например всего две-три компании, претендующие на нефтяное месторождение. Аукционист в теории — это тоже рациональный участник, задача которого заключается в выборе оптимального аукционного формата. Цели сторон не являются противоположными, коль скоро и продавец товара, и победивший покупатель получают свой выигрыш. Поэтому с формальной точки зрения аукцион — это игра с ненулевой суммой.