Вокруг своей оси
Нарушением осанки страдают 60% школьников. Увы, когда дети вырастают, проблема, как правило, не исчезает. Можно ли предотвратить заболевания позвоночника? И как действовать, если они уже возникли?
Многие считают, что нарушение осанки и сколиоз — это одно и то же. На самом деле нет. Прогрессирующий сколиоз — серьезное заболевание, которое встречается у 2–4% людей и характеризуется серьезной деформацией позвоночника. Он может быть врожденным или приобретенным. А нарушение осанки — это констатирующий симптом, возникающий вследствие неправильной работы мышц. Оно может быть связано с дефектами внутриутробного развития ребенка, родовыми травмами или сформироваться со временем. Приобретенное нарушение осанки в 90% случаев обнаруживается у детей-астеников: худющих, высоких, длинноногих. Их организм наиболее остро реагирует на факторы — провокаторы этой проблемы: низкую физическую активность, дефицит микроэлементов и витаминов, неудобные мебель и обувь.
Прямо, еще прямее?
Наш позвоночный столб, конечно, не идеально прямой: физиологические изгибы необходимы для того, чтобы внутренние органы располагались максимально комфортно и функционировали без сбоев. При сколиозе появляются дополнительные искривления. Позвонки как бы начинают перекручиваться вокруг своей оси, сдавливая проходящие рядом нервы и сосуды. В более серьезных случаях они смещают наши органы и серьезно увеличивают нагрузку на суставы. Последствия этих процессов очень серьезны. Мало кто знает, что именно проблемы с позвоночником часто становятся причиной сердечно-сосудистых заболеваний, близорукости, дискинезии желчевыводящих путей. Нередко страдает и нервно-эмоциональная сфера: еще вчера милый улыбчивый ребенок становится капризным и агрессивным. Мы списываем такие изменения в поведении на очередной возрастной кризис или усталость, но это вполне может быть следствием (и сигналом) внутренних нарушений.
Девочки страдают сколиозом примерно в 7 раз чаще мальчиков
В школе
У большинства детей сколиоз проявляется в младших классах. Нередко родители обвиняют в этом многочасовые занятия: сидит, пишет, сутулится. Но все гораздо сложнее.
Доподлинно причина возникновения болезни неизвестна. Одна из теорий гласит, что дело в нарушении гормональной и нервной регуляции роста позвоночника. По мнению врачей, также играет роль слабость соединительной ткани, поддерживающей межпозвоночные диски. Она не справляется, и в результате позвоночник деформируется сразу в трех плоскостях. Начинается этот процесс вовсе не в школе, а гораздо-гораздо раньше: в момент, когда младенец делает первые шаги. Позвоночные диски, не получая нормальной поддержки, незаметно смещаются, постепенно деформируя позвонки. И только в 6–7 лет, на фоне скачка роста, все это становится заметным.