Авиастроительный завод «Рубин» производит агрегаты, которые заменят импортные

ЭкспертБизнес

Российские самолеты «прокачают» отечественными насосами

Авиастроительный завод «Рубин» запустил производство агрегатов, которые заменят импортные в самолетах МС-21. В планах — стать поставщиком для других самолетов, в том числе проектируемого российско-китайского CR-929

Вера Колерова

«Рубин» укомплектовал новое производство современным оборудованием, так как для его продукции важна точность механообработки

Самолет МС-21 изначально проектировался под импортные системы и комплектующие, а теперь появилась необходимость в их замещении. «Раньше мы создавали свои изделия параллельно с разработкой самого самолета и двигателя, а сейчас самолет как бы уже есть, а мы должны втиснуться в готовый проект, а это, пожалуй, более сложная задача», — утверждает Владимир Маличенко, главный конструктор «Рубина» по гидроагрегатам.

Под эти задачи «Рубин» увеличил свои производственные мощности. Бюджет составил 1,8 млрд рублей. Это собственные средства предприятия и заем от Фонда развития промышленности, взятый в 2016 году (300 млн рублей на пять лет под 5%).

Исторически в «Рубине» были только конструкторские бюро. А делали приводы и насосы во времена СССР на Харьковском машиностроительном заводе ФЭД и в Днепропетровске. Однако после развала СССР «Рубин» начал развивать свое производство, особенно активно — в части оборудования для военных нужд. Как говорят на предприятии, стало дешевле и проще делать все самим.

Сегодня на заводе, по словам его гендиректора Евгения Крамаренко, два конструкторских бюро — по гидравлической тематике и по колесно-тормозной системе; кроме того, организуется третье КБ для разработки нефтегазового оборудования. «Стратегически мы ведем линию на выпуск агрегатов, требующих точной механообработки. Микроны — наша стихия», — говорит Крамаренко. На «Рубине» реализован полный цикл, от разработки до испытаний готовых образцов и серийного производства.

В самолете не бывает «мелочей»

Новый цех уже загружен примерно на 60%. Мощность предприятия по насосам теперь составляет более сотни штук в месяц. Что касается привод-генераторов, то российскому рынку требуется не очень много такого оборудования, и «Рубин» выпускает не более десяти штук в месяц. «Мы рассчитывали, что этот цех сможет выпускать агрегатов втрое больше, чем сейчас необходимо нашей авиационной промышленности, делали проект с запасом», — говорит Евгений Крамаренко.

По словам представителей «Рубина», все комплектующие для гидравлического оборудования имеют российское происхождение, но не все делается внутри предприятия — например, электродвигатели для привод-генераторов поставляет саратовский «Сарэнергомаш». С оборудованием для изготовления этих агрегатов ситуация сложнее: на новом производстве установлены в основном импортные станки. Зарубежных поставщиков в «Рубине» стараются не называть, так как некоторые из них делали поставки в обход санкций и боятся возможных проблем с властями своих стран.

«В случае необходимости мы, впрочем, всегда можем найти замену, — уверяет Евгений Крамаренко. — Допустим, японцы отказались продавать, а мы купили высокоточный обрабатывающий центр в Швейцарии — чуть подороже, зато качество даже лучше, чем у японцев. А вообще, наши западные партнеры хотят поставлять оборудование. Их ограничивает только их правительство, а они готовы хоть через Африку продавать».

Помимо насосного оборудования «Рубин» делает целую гамму приводгенераторов мощностью от 16 до 120 киловатт; они предназначены для применения на различных типах самолетов. Как пояснил Владимир Маличенко, это агрегат, преобразующий переменную частоту вращения вала двигателя самолета в электроэнергию переменного тока постоянной частоты. Однако именно для МС-21 такое оборудование не требуется — там применяется система энергоснабжения переменной частоты. То есть на двигателе устанавливается генератор, который в зависимости от оборотов вырабатывает электроэнергию переменной частоты. В этом случае отсутствует система постоянной частоты, а уже приемники системы энергоснабжения подстраиваются под работу на переменной частоте. Подобная схема работы реализуется на Boeing 787 и Airbus А380.

Для МС-21 «Рубин» рассчитывает поставлять три агрегата. Во-первых, основной гидравлический насос системы, который снабжает потоком рабочей жидкости под давлением все исполнительные механизмы, такие как система управления аэродинамическими поверхностями. Второй агрегат — электроприводная насосная станция. Она нужна для того, чтобы обеспечить дополнительный уровень защиты рабочей системы самолета: в случае отказа основного насоса или двигателя включается электродвигатель от электросистемы. Он вращает насос и обеспечивает гидроэнергией нужные механизмы. Это совместная разработка «Рубина» и завода «Аэрокосмические системы», который делает электрическую часть («Рубин» — гидравлическую). Третий агрегат — это, скорее, просто перекачивающий узел, деталь для ветрового двигателя. «У самолета есть три степени защиты, — объясняет Владимир Маличенко. — Первая и основная — маршевые двигатели, которые приводят в действие насос, вторая — электрические двигатели, которые делают то же самое. И третья степень защиты — аварийная турбина, она выбрасывается в набегающий поток, от которого вращается “вентилятор”. Этот “вентилятор” приводит в действие насос и электрический генератор, тем самым позволяя самолету сохранить управляемость и продолжить полет. Такой ветровой двигатель изготавливает завод “Кристалл”, а мы делаем для него насосную часть».

Импортозамещение со смыслом

Евгений Крамаренко уверен, что соответствующий расширению мощностей спрос на рынке есть. «В МС-21 мы уже выиграли конкурс на поставку двух агрегатов, по остальным агрегатам и самолетам конкурсы продолжаются», — рассказывает он. Что касается сертификации насосов, то в «Рубине» сообщили, что они будут сертифицироваться в составе самолета как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

По словам Крамаренко, у «Рубина» есть прямые контракты с Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом, уже ведутся поставки агрегатов для самолета-амфибии Бе200. Идут переговоры об участии «Рубина» в проекте строительства пассажирского регионального самолета Ил-114. Гораздо меньше ясности с проектом российско-китайского самолета CR-929. «В ноябре будут определяться победители конкурса на участие в комплектации этого самолета, — говорит г-н Крамаренко. — Мы участвуем в нем по комплектующим для взлетно-посадочной системы».

Олег Пантелеев, глава аналитической службы агентства «АвиаПорт», обращает внимание на то, что сейчас на МС-21 поставляются не просто отдельные импортные детали, а целые системы самолета — топливная, гидравлическая и проч. Это осложняет возможность импортозамещения отдельных компонентов, тем более что если взять конкретную часть оборудования, такую как насос, то его потенциальные преимущества оцениваются в рамках всей системы.

«В целом технология изготовления плунжерных насосов для авиастроения в России не утрачена. Еще их делают в Перми, но там работают по определенному набору авиадвигателей, не пересекаясь с “Рубином”, — говорит г-н Пантелеев. — Сегодня действительно изучается вопрос о замене комплектующих иностранного происхождения в МС-21, но пока о полной “русификации” самолета речи не идет. По отдельным агрегатам такая работа ведется, но не просто ради замены иностранного российским, но и чтобы получить лучшие потребительские характеристики и, например, снизить стоимость изделия». Для российских производителей комплектующих вхождение в программу импортозамещения на МС-21 привлекательно, но им придется отвечать жестким требованиям разработчиков самолета.

В корпорации «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию), которая строит МС-21, осторожно комментируют возможности замещения импортных комплектующих и систем российскими, подчеркивая, что пока этот процесс ограничен необходимостью создать в первую очередь конкурентоспособный самолет. По словам представителя компании, ключевые компетенции по разработке и производству самолета сосредоточены в России. Системный интегратор бортового оборудования и разработчик программного обеспечения — отечественные компании. Кроме того, самолет предлагается заказчикам с двумя типами двигателей — российским ПД-14 и зарубежным PW1400G. Активно реализуется также программа импортозамещения материалов для композитных конструкций для крыла самолета: уже отобраны отечественные материалы, изготовлены и испытаны опытные образцы. Это вынужденный шаг, так как поставки композитов из США и Японии перекрыты из-за санкций.

Движение в сторону импортозамещения в МС-21 (а также Sukhoi Superjet 100) делается и в части радиоэлектронного оборудования. Гендиректор государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС) Сергей Хохлов недавно сообщил информагентствам, что на эти самолеты планируется установить разрабатываемую в России операционную систему реального времени JetOS. Она разрабатывалась с 2016 года по заказу Минпромторга и сейчас уже проходит испытания. Как поясняет Олег Пантелеев, если раньше система управления воздушным судном строилась по принципу «один прибор — одна функция», то сейчас она становится все более похожей по своей архитектуре на компьютер: «То есть у вас есть процессор, операционная система, система хранения данных, отдельные датчики и многофункциональные дисплеи. Если на рынок выходит более мощный процессор, вы можете заменить свой и получить преимущества сразу по всем возможным операциям. Или поменять операционную систему, не меняя всю систему управления. Теоретически у вас есть возможность даже при использовании процессора и датчиков иностранного производства применять операционную систему отечественной разработки. Это, безусловно, повысит уровень безопасности. Однако я бы не стал пока утверждать, что с завтрашнего дня самолет МС-21 будет иметь отечественную систему реального времени».

Процесс импортозамещения в авиационном строительстве очень растянут во времени, но он необходим, считает Роман Гусаров, главный редактор портала Avia ru Network. По его информации, в МС-21 соотношение между российскими и импортными комплектующими сейчас примерно 50 на 50, в авионике тоже 50% российского оборудования, а если смотреть в денежном выражении, то ситуация еще лучше: при условии установки российского двигателя (ПД-14) он будет занимать до четверти в общей стоимости самолета.

В компании «Сухой» рассказали, что сегодня российские предприятия пытаются сделать ряд комплектующих для «Суперджета», а некоторые проекты уже серьезно прорабатываются. Главное, что произведенные в России детали и агрегаты должны иметь двойной сертификат — российский и европейский, ведь самолет ориентирован на международный рынок. Так что российским поставщикам придется очень постараться, чтобы «встроиться» в отечественные самолеты.

ПАО «Авиационная корпорация “Рубин”» — бывший завод № 279 Министерства авиационной промышленности СССР, создан в 1946 году.

Производит детали и агрегаты в области гидравлики и тормозной системы самолета. По собственным оценкам, выпускает 70% тормозных и колесных дисков для российской авиапромышленности. На предприятии работает более 2200 человек.

Выручка в 2018 году — 7,5 млрд рублей, прогноз на 2019 год — 8 млрд рублей.

Объем заказов на 2020 год — 9 млрд рублей.

ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прямые немецкие инвестиции достигли максимума Прямые немецкие инвестиции достигли максимума

Немецкий бизнес развивается в России, несмотря на санкции

Эксперт
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Президентский харассмент топит демократов Президентский харассмент топит демократов

Дональд Трамп изящно переиграл демократов и повысил свои шансы на второй срок

Эксперт
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Вагоны сходят с роликов Вагоны сходят с роликов

Перевод вагонов на новые подшипники может развить подшипниковую промышленность

Эксперт
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Уроки на экваторе Уроки на экваторе

Месяц в деревне в Кении глазами волонтера-учительницы из России

Вокруг света
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Стриминговые сервисы: как они нас изменили Стриминговые сервисы: как они нас изменили

Что происходит с книгами, музыкой и фильмами, если их перестают покупать

Эксперт
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Дмитрий Лысенков: «Главное – это неравнодушие» Дмитрий Лысенков: «Главное – это неравнодушие»

Дмитрий Лысенков — о том, почему не всегда оправдывает злодеев, которых играет

Ведомости
Мышь против 007 Мышь против 007

Краткая история «Тома и Джерри»

Weekend
Записки первого гастрокритика Записки первого гастрокритика

Чем следует радовать себя за столом в феврале — из книги «Альманах Гурманов»

Weekend
«Главное — идея, которую ты воплощаешь» «Главное — идея, которую ты воплощаешь»

Винодел Павел Швец работает с вином с 19 лет. Что он может о нем сказать?

РБК
Мультпарад Мультпарад

Что можно узнать о любви из популярных анимационных фильмов?

Лиза
Без сна Без сна

Инструкция к идеальной ночи

Men Today
Хронический стресс ухудшил слух мышей Хронический стресс ухудшил слух мышей

У мышей под действием хронического стресса ухудшился слух

N+1
Неспешно пили предки наши Неспешно пили предки наши

Медиевист Олег Воскобойников — о путешествии вина по истории мировой культуры

РБК
Мода или роскошь? Право или мода? Мода или роскошь? Право или мода?

Что было в обществе до понятия моды и что такое роскошь?

Знание – сила
Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича» Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича»

Как появился первый народный автомобиль — «Москвич»

ТехИнсайдер
Мода как универсальный феномен Мода как универсальный феномен

История и природа явления моды, перспективы ее развития

Знание – сила
Мир начинает борьбу с микропластиком Мир начинает борьбу с микропластиком

Микроскопические частицы пластика проникли всюду и могут влиять на все живое

Монокль
Молот Трампа бьет неумолимо, но сил в руке мало Молот Трампа бьет неумолимо, но сил в руке мало

Экономические аспекты введения торговых пошлин США

Монокль
Единство против мошенников Единство против мошенников

Бороться с мошенниками в одиночку нельзя – нужно объединять усилия

Ведомости
Азбука Сигаловой Азбука Сигаловой

Режиссер Алла Сигалова о нежности, сексуальности, благодарности и уязвимости

Afternoon Seasons of life
Картины, которые изменили живопись, но остались в тени Картины, которые изменили живопись, но остались в тени

Четыре неочевидные картины, которые повлияли на искусство

СНОБ
Хочу чужую жизнь: почему мы недовольны тем, что имеем и хотим получить то, чего у нас нет Хочу чужую жизнь: почему мы недовольны тем, что имеем и хотим получить то, чего у нас нет

Почему нам постоянно мало того, что у нас уже есть?

VOICE
Открыть в приложении