Авиастроительный завод «Рубин» производит агрегаты, которые заменят импортные

ЭкспертБизнес

Российские самолеты «прокачают» отечественными насосами

Авиастроительный завод «Рубин» запустил производство агрегатов, которые заменят импортные в самолетах МС-21. В планах — стать поставщиком для других самолетов, в том числе проектируемого российско-китайского CR-929

Вера Колерова

«Рубин» укомплектовал новое производство современным оборудованием, так как для его продукции важна точность механообработки

Самолет МС-21 изначально проектировался под импортные системы и комплектующие, а теперь появилась необходимость в их замещении. «Раньше мы создавали свои изделия параллельно с разработкой самого самолета и двигателя, а сейчас самолет как бы уже есть, а мы должны втиснуться в готовый проект, а это, пожалуй, более сложная задача», — утверждает Владимир Маличенко, главный конструктор «Рубина» по гидроагрегатам.

Под эти задачи «Рубин» увеличил свои производственные мощности. Бюджет составил 1,8 млрд рублей. Это собственные средства предприятия и заем от Фонда развития промышленности, взятый в 2016 году (300 млн рублей на пять лет под 5%).

Исторически в «Рубине» были только конструкторские бюро. А делали приводы и насосы во времена СССР на Харьковском машиностроительном заводе ФЭД и в Днепропетровске. Однако после развала СССР «Рубин» начал развивать свое производство, особенно активно — в части оборудования для военных нужд. Как говорят на предприятии, стало дешевле и проще делать все самим.

Сегодня на заводе, по словам его гендиректора Евгения Крамаренко, два конструкторских бюро — по гидравлической тематике и по колесно-тормозной системе; кроме того, организуется третье КБ для разработки нефтегазового оборудования. «Стратегически мы ведем линию на выпуск агрегатов, требующих точной механообработки. Микроны — наша стихия», — говорит Крамаренко. На «Рубине» реализован полный цикл, от разработки до испытаний готовых образцов и серийного производства.

В самолете не бывает «мелочей»

Новый цех уже загружен примерно на 60%. Мощность предприятия по насосам теперь составляет более сотни штук в месяц. Что касается привод-генераторов, то российскому рынку требуется не очень много такого оборудования, и «Рубин» выпускает не более десяти штук в месяц. «Мы рассчитывали, что этот цех сможет выпускать агрегатов втрое больше, чем сейчас необходимо нашей авиационной промышленности, делали проект с запасом», — говорит Евгений Крамаренко.

По словам представителей «Рубина», все комплектующие для гидравлического оборудования имеют российское происхождение, но не все делается внутри предприятия — например, электродвигатели для привод-генераторов поставляет саратовский «Сарэнергомаш». С оборудованием для изготовления этих агрегатов ситуация сложнее: на новом производстве установлены в основном импортные станки. Зарубежных поставщиков в «Рубине» стараются не называть, так как некоторые из них делали поставки в обход санкций и боятся возможных проблем с властями своих стран.

«В случае необходимости мы, впрочем, всегда можем найти замену, — уверяет Евгений Крамаренко. — Допустим, японцы отказались продавать, а мы купили высокоточный обрабатывающий центр в Швейцарии — чуть подороже, зато качество даже лучше, чем у японцев. А вообще, наши западные партнеры хотят поставлять оборудование. Их ограничивает только их правительство, а они готовы хоть через Африку продавать».

Помимо насосного оборудования «Рубин» делает целую гамму приводгенераторов мощностью от 16 до 120 киловатт; они предназначены для применения на различных типах самолетов. Как пояснил Владимир Маличенко, это агрегат, преобразующий переменную частоту вращения вала двигателя самолета в электроэнергию переменного тока постоянной частоты. Однако именно для МС-21 такое оборудование не требуется — там применяется система энергоснабжения переменной частоты. То есть на двигателе устанавливается генератор, который в зависимости от оборотов вырабатывает электроэнергию переменной частоты. В этом случае отсутствует система постоянной частоты, а уже приемники системы энергоснабжения подстраиваются под работу на переменной частоте. Подобная схема работы реализуется на Boeing 787 и Airbus А380.

Для МС-21 «Рубин» рассчитывает поставлять три агрегата. Во-первых, основной гидравлический насос системы, который снабжает потоком рабочей жидкости под давлением все исполнительные механизмы, такие как система управления аэродинамическими поверхностями. Второй агрегат — электроприводная насосная станция. Она нужна для того, чтобы обеспечить дополнительный уровень защиты рабочей системы самолета: в случае отказа основного насоса или двигателя включается электродвигатель от электросистемы. Он вращает насос и обеспечивает гидроэнергией нужные механизмы. Это совместная разработка «Рубина» и завода «Аэрокосмические системы», который делает электрическую часть («Рубин» — гидравлическую). Третий агрегат — это, скорее, просто перекачивающий узел, деталь для ветрового двигателя. «У самолета есть три степени защиты, — объясняет Владимир Маличенко. — Первая и основная — маршевые двигатели, которые приводят в действие насос, вторая — электрические двигатели, которые делают то же самое. И третья степень защиты — аварийная турбина, она выбрасывается в набегающий поток, от которого вращается “вентилятор”. Этот “вентилятор” приводит в действие насос и электрический генератор, тем самым позволяя самолету сохранить управляемость и продолжить полет. Такой ветровой двигатель изготавливает завод “Кристалл”, а мы делаем для него насосную часть».

Импортозамещение со смыслом

Евгений Крамаренко уверен, что соответствующий расширению мощностей спрос на рынке есть. «В МС-21 мы уже выиграли конкурс на поставку двух агрегатов, по остальным агрегатам и самолетам конкурсы продолжаются», — рассказывает он. Что касается сертификации насосов, то в «Рубине» сообщили, что они будут сертифицироваться в составе самолета как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

По словам Крамаренко, у «Рубина» есть прямые контракты с Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом, уже ведутся поставки агрегатов для самолета-амфибии Бе200. Идут переговоры об участии «Рубина» в проекте строительства пассажирского регионального самолета Ил-114. Гораздо меньше ясности с проектом российско-китайского самолета CR-929. «В ноябре будут определяться победители конкурса на участие в комплектации этого самолета, — говорит г-н Крамаренко. — Мы участвуем в нем по комплектующим для взлетно-посадочной системы».

Олег Пантелеев, глава аналитической службы агентства «АвиаПорт», обращает внимание на то, что сейчас на МС-21 поставляются не просто отдельные импортные детали, а целые системы самолета — топливная, гидравлическая и проч. Это осложняет возможность импортозамещения отдельных компонентов, тем более что если взять конкретную часть оборудования, такую как насос, то его потенциальные преимущества оцениваются в рамках всей системы.

«В целом технология изготовления плунжерных насосов для авиастроения в России не утрачена. Еще их делают в Перми, но там работают по определенному набору авиадвигателей, не пересекаясь с “Рубином”, — говорит г-н Пантелеев. — Сегодня действительно изучается вопрос о замене комплектующих иностранного происхождения в МС-21, но пока о полной “русификации” самолета речи не идет. По отдельным агрегатам такая работа ведется, но не просто ради замены иностранного российским, но и чтобы получить лучшие потребительские характеристики и, например, снизить стоимость изделия». Для российских производителей комплектующих вхождение в программу импортозамещения на МС-21 привлекательно, но им придется отвечать жестким требованиям разработчиков самолета.

В корпорации «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию), которая строит МС-21, осторожно комментируют возможности замещения импортных комплектующих и систем российскими, подчеркивая, что пока этот процесс ограничен необходимостью создать в первую очередь конкурентоспособный самолет. По словам представителя компании, ключевые компетенции по разработке и производству самолета сосредоточены в России. Системный интегратор бортового оборудования и разработчик программного обеспечения — отечественные компании. Кроме того, самолет предлагается заказчикам с двумя типами двигателей — российским ПД-14 и зарубежным PW1400G. Активно реализуется также программа импортозамещения материалов для композитных конструкций для крыла самолета: уже отобраны отечественные материалы, изготовлены и испытаны опытные образцы. Это вынужденный шаг, так как поставки композитов из США и Японии перекрыты из-за санкций.

Движение в сторону импортозамещения в МС-21 (а также Sukhoi Superjet 100) делается и в части радиоэлектронного оборудования. Гендиректор государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС) Сергей Хохлов недавно сообщил информагентствам, что на эти самолеты планируется установить разрабатываемую в России операционную систему реального времени JetOS. Она разрабатывалась с 2016 года по заказу Минпромторга и сейчас уже проходит испытания. Как поясняет Олег Пантелеев, если раньше система управления воздушным судном строилась по принципу «один прибор — одна функция», то сейчас она становится все более похожей по своей архитектуре на компьютер: «То есть у вас есть процессор, операционная система, система хранения данных, отдельные датчики и многофункциональные дисплеи. Если на рынок выходит более мощный процессор, вы можете заменить свой и получить преимущества сразу по всем возможным операциям. Или поменять операционную систему, не меняя всю систему управления. Теоретически у вас есть возможность даже при использовании процессора и датчиков иностранного производства применять операционную систему отечественной разработки. Это, безусловно, повысит уровень безопасности. Однако я бы не стал пока утверждать, что с завтрашнего дня самолет МС-21 будет иметь отечественную систему реального времени».

Процесс импортозамещения в авиационном строительстве очень растянут во времени, но он необходим, считает Роман Гусаров, главный редактор портала Avia ru Network. По его информации, в МС-21 соотношение между российскими и импортными комплектующими сейчас примерно 50 на 50, в авионике тоже 50% российского оборудования, а если смотреть в денежном выражении, то ситуация еще лучше: при условии установки российского двигателя (ПД-14) он будет занимать до четверти в общей стоимости самолета.

В компании «Сухой» рассказали, что сегодня российские предприятия пытаются сделать ряд комплектующих для «Суперджета», а некоторые проекты уже серьезно прорабатываются. Главное, что произведенные в России детали и агрегаты должны иметь двойной сертификат — российский и европейский, ведь самолет ориентирован на международный рынок. Так что российским поставщикам придется очень постараться, чтобы «встроиться» в отечественные самолеты.

ПАО «Авиационная корпорация “Рубин”» — бывший завод № 279 Министерства авиационной промышленности СССР, создан в 1946 году.

Производит детали и агрегаты в области гидравлики и тормозной системы самолета. По собственным оценкам, выпускает 70% тормозных и колесных дисков для российской авиапромышленности. На предприятии работает более 2200 человек.

Выручка в 2018 году — 7,5 млрд рублей, прогноз на 2019 год — 8 млрд рублей.

Объем заказов на 2020 год — 9 млрд рублей.

ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Президентский харассмент топит демократов Президентский харассмент топит демократов

Дональд Трамп изящно переиграл демократов и повысил свои шансы на второй срок

Эксперт
Как избавиться от неприятного запаха в туалете: 10 простых лайфхаков Как избавиться от неприятного запаха в туалете: 10 простых лайфхаков

Простые лайфхаки, как сделать так, чтобы в туалете не пахло

VOICE
Инвесторы уходят в минус Инвесторы уходят в минус

Смогут ли в принципе такие ставки простимулировать рост инвестиций и экономики?

Эксперт
Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила

Электрические духовки разные ― у каждой модели свои параметры и особенности

CHIP
Прямые немецкие инвестиции достигли максимума Прямые немецкие инвестиции достигли максимума

Немецкий бизнес развивается в России, несмотря на санкции

Эксперт
Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти

Физические упражнения могут усиливать экспрессию генов, связанных с ростом мышц

ТехИнсайдер
Простые вещи Простые вещи

Денис Шевченко к 30 годам прошел путь от челнока до владельца модного бренда

Forbes
Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей

Гибель сотен морских животных оказалась связана с усилением апвеллинга

N+1
Люди все равно победят роботов Люди все равно победят роботов

Внимание к проблемам кибербезопасности — обязательное условие успешности бизнеса

Эксперт
Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше

Аккумулятор в современном автомобиле — не просто «батарейка»

РБК
5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться 5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться

Выдающиеся женщины, которые своим протестом изменили ход истории

Psychologies
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Год Дракона Год Дракона

Китайские драконы, царящие на российском автомобильном рынке

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Почему мы любим поговорить о бывших (особенно с нынешним) Почему мы любим поговорить о бывших (особенно с нынешним)

Почему нам нравится вспоминать прошлые отношения?

VOICE
4 интригующие причины возвращения к бывшим 4 интригующие причины возвращения к бывшим

Почему мы возвращаемся к тем, кого уже отпустили?

Psychologies
Погрузчик из Чувашии не ищет легких путей на рынок Погрузчик из Чувашии не ищет легких путей на рынок

Чебоксарский завод силовых агрегатов решил побороться с китайскими поставщиками

Монокль
Наши поезда готовятся к взлету Наши поезда готовятся к взлету

Возможно ли в России развить и внедрить технологии магнитной левитации?

Монокль
5 привычек для здорового старения мозга 5 привычек для здорового старения мозга

Что вы можете сделать, чтобы предотвратить снижение когнитивных способностей?

ТехИнсайдер
150 лет первой выставке импрессионистов: как они остановили время 150 лет первой выставке импрессионистов: как они остановили время

За что живопись была высмеяна и почему «импрессионизм» — это ругательство

СНОБ
Зоя Бербер: «Мы с дочкой любим супергеройские истории» Зоя Бербер: «Мы с дочкой любим супергеройские истории»

Актриса Зоя Бербер о ритуалах на съемках и рецептах воспитания

Лиза
«Рушится контакт с миром»: как магическое мышление влияет на наше поведение и чем оно опасно «Рушится контакт с миром»: как магическое мышление влияет на наше поведение и чем оно опасно

Почему магическое мышление стало трендом? Как сохранить здравый смысл?

Psychologies
Как успокоить любимую женщину? Как успокоить любимую женщину?

Как оставаться целым, когда эмоции партнера зашкаливают?

Maxim
6 техник, чтобы справиться с одиночеством 6 техник, чтобы справиться с одиночеством

Можно ли не бороться с ощущением одиночества, а принять его

Psychologies
Как избавиться от запаха готовки в доме: 10+ надежных способов Как избавиться от запаха готовки в доме: 10+ надежных способов

Избавиться от запаха готовящейся еды может быть непросто. Несколько лайфхаков

VOICE
«Он улетел на небо»: как не травмировать ребенка новостью о смерти близкого «Он улетел на небо»: как не травмировать ребенка новостью о смерти близкого

Взрослые стараются не говорить с детьми о смерти. Правильное ли это решение?

Psychologies
Новая эстетика: как рестораторы возрождают пивную культуру в Москве Новая эстетика: как рестораторы возрождают пивную культуру в Москве

Почему пиво и вино не конкуренты и в чем сложность открытия в Дубае

Forbes
Художник Брис Эссо: Я — творческая машина Художник Брис Эссо: Я — творческая машина

Ключевой замысел проекта «W. E. — World’s End» — идеологическое единство мира

СНОБ
Оксана Милковская Оксана Милковская

Кажется, Оксана Милковская открыла новые пределы комфорта

Собака.ru
Открыть в приложении