ОАО РЖД смотрится достойно в табели о рангах крупнейших железнодорожных компаний

ЭкспертБизнес

«Железка» в контексте

ОАО РЖД смотрится очень достойно в табели о рангах крупнейших железнодорожных компаний мира. Некоторое отставание по прибыли и рентабельности связано с выполнением российским оператором важнейшей социальной функции по обеспечению пассажирских перевозок

Сергей Кудияров

«Российские железные дороги» (РЖД) — одна из крупнейших компаний России как по выручке, так и по числу занятых. И поскольку железнодорожный транспорт не является эксклюзивной особенностью России, логично сравнить эффективность функционирования нашей железнодорожной монополии с иными крупными железнодорожными компаниями мира.

В «Эксперте» уже было сравнение РЖД с железнодорожными операторами Канады в контексте производительности труда (см. «Не мы такие — жизнь такая», «Эксперт» № 43 за 2017 год). Напомним, простое сопоставление финансовых показателей: выручки, объема прибыли, размера выручки на одного сотрудника — отечественных компаний с их, как может показаться на первый взгляд, аналогами в развитых странах может выдавать формально неприглядные результаты. Искажающими факторами могут стать государственное регулирование, заниженный валютный курс и даже принципиально разные модели организации бизнеса, хотя в обоих случаях речь, казалось бы, идет о железнодорожных компаниях. Поэтому корректное сопоставление представляется целесообразным проводить с учетом целого комплекса показателей.

К тому же Канадой единой мир не исчерпывается, попробуем оценить место РЖД в контексте основных мировых железнодорожных операторов.

Можно выделить ряд основных особенностей, характеризующих железнодорожный транспорт: протяженность сети, парк подвижного состава, грузооборот, пассажирооборот, число занятых, а также финансовые показатели, такие как выручка и прибыль.

Самый очевидный показатель величины железнодорожной компании — протяженность ее сети. В настоящее время РЖД по этому показателю занимают одно из лидирующих мест в мире, уступая лишь сети Китайских железных дорог (см. график 1).

Так, если протяженность сети РЖД составляет 85 тыс. км, то Китайские железные дороги располагают 124 тыс. км, оператор индийских железных дорог Indian Railways управляет 67 тыс. км, американские BNSF и Union Pacific — 52,3 и 51,7 тыс. км соответственно. Прочие железнодорожные операторы обладают сетями существенно меньшей протяженности.

Имеющиеся железнодорожные линии требуют для своего обслуживания тяговый подвижной состав. Разброс в размере локомотивного парка рассматриваемых компаний довольно велик: от 1,4 тыс. единиц у Canadian Pacific Railway до 19,8 тыс. у РЖД и 21 тыс. у Китайских железных дорог (см. график 2). Численность локомотивного парка, конечно, может находиться в зависимости от самой протяженности железнодорожной сети. В нашем случае прямой связи все же не обнаружено: у большинства рассматриваемых компаний этот показатель находится на отметке 6 км на один локомотив, поднимаясь до 14 км у канадцев.

Денежный вопрос

Эффективность любой компании обычно определяется финансовыми показателями, мы рассмотрим из них выручку и чистую прибыль.

По показателю выручки (в переводе на доллары США) место РЖД не столь впечатляющее. С выручкой 38 млрд долларов отечественная железнодорожная монополия вошла в число лидеров мировой железнодорожной отрасли, но пропустила вперед Китайские железные дороги, немецкую Deutsche Bahn и французскую SNCF (см. график 3).

Впрочем, здесь стоит внести как минимум поправку на паритет покупательной способности (ППС). При пересчете по ППС, используемому Международным валютным фондом, РЖД в этой финансовой «табели о рангах» поднимается на второе место (см. график 4), опережая немецких, индийских и французских железнодорожников. Правда, отставание от Китайских железных дорог достигает почти четырех раз.

При переходе от выручки к показателю прибыли хорошо видно четкое деление рассматриваемых компаний на две группы: североамериканские компании с колоссальными показателями чистой прибыли — и сравнительно менее «рентабельные» (вплоть до небольшого, но все же отрицательного показателя у Китайских железных дорог) у компаний евразийских (см. график 5).

Картина красочная, но для описания эффективности работы РЖД в сравнении с мировыми аналогами не показательная. На самом деле здесь четко отражаются приоритеты, задаваемые железнодорожными компаниями.

Сложившаяся в Северной Америке модель работы железнодорожного транспорта предполагает, что крупнейшие компании, в том числе рассматриваемые здесь, владеют железнодорожными линиями, терминальной инфраструктурой, подвижным составом, но при этом полностью сбросили с себя пассажирские перевозки, а их тарифная политика, в отличие от России, практически не регламентируется государственными органами власти. Например, в Канаде государство контролирует тарифы только на перевозку зерновых, а это лишь порядка 10% грузовой базы канадских железнодорожников, в остальном у них развязаны руки. То есть это модель «бизнеса в чистом виде», с предельной минимизацией социальной нагрузки.

Пассажирские железнодорожные перевозки в Северной Америке выделены в специализированные государственные компании (Amtrak в США и VIA Rail в Канаде), не имеющие собственной железнодорожной сети (пользуются путями коммерческих грузовых компаний) и безнадежно сидящих на государственных дотациях.

Так, канадская VIA Rail в 2015 году при общей выручке 297,8 млн долларов израсходовала 577,8 млн долларов, а государственные дотации для нее составили 377,9 млн долларов, что больше всей ее выручки. И подобная ситуация, пусть и не столь ярко выраженная, там повторяется из года в год. За высокие прибыли коммерческих железнодорожных компаний, ставших специализированно грузовыми, расплачиваются налогоплательщики и пассажиры (несмотря на дотации, железнодорожный пассажирский транспорт в Северной Америке находится в полумертвом состоянии).

На другом полюсе можно указать железнодорожные компании сравнительно небольших государств Европы и Восточной Азии. Например, у немецкой Deutsche Bahn 31% доходов приходится на пассажирские перевозки и менее 10% — на собственно грузовые перевозки, без учета логистических и сопутствующих услуг. Французская SNCF половину своей выручки получает за счет пассажирских перевозок и менее четырех процентов — за счет грузовых. Такую же ярко выраженную пассажирскую специализацию имеют железнодорожные компании Японии и Южной Кореи.

Китайские железные дороги также имеют преимущественно пассажирскую специализацию. Несмотря на колоссальные масштабы китайской экономики и огромные объемы формируемой ею грузовой базы, лишь 28% их выручки обеспечивают грузовые перевозки.

РЖД по этому критерию занимают промежуточное положение. С одной стороны, подобно североамериканским коллегам, холдинг имеет ярко выраженный грузовой оттенок — 63% выручки приходится на предоставление инфраструктуры и грузовые перевозки, 16% — на логистический сегмент. С другой стороны, компания занимается также пассажирскими перевозками, связана рядом социальных обязательств, поэтому имеет совсем не американские показатели доходности.

«Серебро» в интегральном рейтинге

Следует отметить, что из приведенных выше данных о формировании выручки Китайских железных дорог преимущественно за счет пассажирских перевозок отнюдь не следует, что сегмент грузовых перевозок у этой компании получил малое развитие. Рейтинг, выстроенный по критериям параметров грузовой работы, снова выводит на лидирующие позиции китайцев.

Так, объем перевозок грузов Китайскими железными дорогами составляет 3,2 млрд тонн в год, что более чем вдвое превышает российский показатель, а грузооборот достигает 2,6 млрд тоннокилометров (ткм).

Впрочем, с учетом большой дальности перевозок на первое место в мире по грузообороту выходит все-таки РЖД (см. таблицу 1) с показателем 2597 млрд ткм при объеме железнодорожных грузовых перевозок 1414 млн тонн.

Основные показатели работы крупнейших железнодорожных компаний мира. Таблица 1

Источник: данные компаний

Анализ других компаний — лидеров мировой железнодорожной отрасли снова наглядно показывает разделение на североамериканские компании с грузовой специализацией (и высокими показателями грузооборота) — и евразийские компании из небольших государств с преобладанием пассажирского сегмента, соответственно с хорошими показателями пассажирооборота и низкими — грузооборота. Как было показано выше, «американцы» и «канадцы» пассажирскими перевозками не занимаются вовсе, в то время как у Deutsche Bahn и SNCF показатели пассажиропотока сопоставимы с российскими, а по показателю грузооборота, напротив, эти европейские компании уступают всем остальным из рассматриваемого списка.

Разница в модели организации бизнеса (чисто грузовая или пассажирская с логистикой) видна и по распределению компаний по численности персонала — наличие развитого пассажирского сегмента делает работу компаний куда более трудоемкой.

В целом, отобрав основные показатели и проранжировав их (пересчитав в баллы рейтинги тех же компаний по отдельным локальным позициям, таким как протяженность сети, парк локомотивов, выручка с поправкой на ППС, грузооборот, пассажирооборот, численность персонала), можно получить своего рода интегральный рейтинг крупнейших железнодорожных компаний мира, где РЖД уверенно занимает второе место в мире в перечне крупнейших железнодорожных компаний. Такой подход представляется нам более содержательным, чем простой ренкинг по номинальной долларовой выручке.

Интегральный рейтинг крупнейших железнодорожных компаний мира. Таблица 2

Источник: данные компаний

Елинский Юрий, Пороховников Олег/фотохроника ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прямые немецкие инвестиции достигли максимума Прямые немецкие инвестиции достигли максимума

Немецкий бизнес развивается в России, несмотря на санкции

Эксперт
Ледяные дороги Байкала: экстремальное путешествие Ледяные дороги Байкала: экстремальное путешествие

На Байкале есть такая профессия – ледовый капитан

Популярная механика
На пути к капсульному жилью На пути к капсульному жилью

На российском рынке жилья формируется новый сегмент малогабаритных квартир

Эксперт
Внутренний голос — друг или враг? Внутренний голос — друг или враг?

С внутренним голосом стоит подружиться — и тогда многое изменится к лучшему

Psychologies
Особенности национальной ловли СО2 Особенности национальной ловли СО2

Как произвести матрасы и диваны из углекислого газа

Эксперт
За что казнили Джордано Бруно За что казнили Джордано Бруно

Джордано Бруно окончил свою жизнь на костре за совсем другие «прегрешения»

Дилетант
Кластеров много не бывает Кластеров много не бывает

В России постепенно формируются инновационные кластеры

Эксперт
Все, что вам нужно знать о ретроградном Меркурии Все, что вам нужно знать о ретроградном Меркурии

Рассказываем, как наука объясняет феномен «Меркурия в ретрограде»

Vogue
Еда и климат: что есть в условиях глобального потепления Еда и климат: что есть в условиях глобального потепления

Рассказываем, чем лучше питаться в современном мире

РБК
Богатые и знаменитые, которые меняют мир к лучшему Богатые и знаменитые, которые меняют мир к лучшему

Во что вкладывают деньги миллиардеры, звезды спорта и шоу-бизнеса?

Forbes
Пример для подражания: Ольга Свиблова Пример для подражания: Ольга Свиблова

Ольга Свиблова много лет возглавляет Мультимедиа Арт Музей

Cosmopolitan
Кейт Миддлтон в наряде с вышивкой появилась на публике после ночного инцидента Кейт Миддлтон в наряде с вышивкой появилась на публике после ночного инцидента

Герцоги Кембриджские вернулись из Лахора в пакистанскую столицу

Cosmopolitan
Айс-рекорд Айс-рекорд

Как Валдис Пельш с командой раскопал заброшенные полярные станции

Вокруг света
Диета на яйцах и апельсинах: меню на неделю, отзывы и результаты Диета на яйцах и апельсинах: меню на неделю, отзывы и результаты

Рассказываем, как грамотно похудеть на яично-апельсиновом меню

Cosmopolitan
Знакомство с хакерами Знакомство с хакерами

Самым слабым местом в защите любого компьютера остается его владелец

GQ
Время Азии в Голливуде: почему «Прощание» Лулу Ванг может стать азиатской «Черной Пантерой» Время Азии в Голливуде: почему «Прощание» Лулу Ванг может стать азиатской «Черной Пантерой»

17 октября 2019 года в российский прокат выходит “Прощание”

Esquire
За сердце Ольги Бузовой решил бороться ее скандальный бывший бойфренд За сердце Ольги Бузовой решил бороться ее скандальный бывший бойфренд

Ольга Бузова решила найти свое личное счастье в рамках проекта «План Б»

Cosmopolitan
Границы «Территории»: открыть нельзя закрыть Границы «Территории»: открыть нельзя закрыть

В Москве завершился фестиваль-школа «Территория»

СНОБ
Искусство не быть Гретой: как России извлечь пользу из Парижского соглашения по климату Искусство не быть Гретой: как России извлечь пользу из Парижского соглашения по климату

Присоединение России к Парижскому соглашению может стать фактором модернизации

Forbes
Вы в системе! Вы в системе!

Самые инновационные разработки, с которыми ваша жизнь станет беззаботной

Grazia
Крабы, сопки и мосты: как Владивосток из города «на задворках империи» превратился в туристическую Мекку Крабы, сопки и мосты: как Владивосток из города «на задворках империи» превратился в туристическую Мекку

Владивосток серьезно изменился и стал привлекать избалованных туристов

Forbes
14 вещей которые мы делали в 20 лет, и о которых пожалели в 30 14 вещей которые мы делали в 20 лет, и о которых пожалели в 30

Что из того, что сильно радовало нас в двадцать, будет наводить ужас в тридцать

Cosmopolitan
Как два брата открыли самый крутой боксерский клуб в Москве Как два брата открыли самый крутой боксерский клуб в Москве

Их боксерские клубы – самые популярные в Москве

GQ
Не беси меня! Не беси меня!

Рассказываем, что мужчин раздражает в женщинах

StarHit
Как выйти за иностранца и не пожалеть: рассказывает русская жена Как выйти за иностранца и не пожалеть: рассказывает русская жена

О чем стоит подумать девушке, решившей выйти замуж за иностранца

Cosmopolitan
Хна для волос: как правильно выбрать Хна для волос: как правильно выбрать

Рассказываем, как правильно выбрать хну для волос

Cosmopolitan
Беспечная принцесса Беспечная принцесса

Внучатая племянница Петра Великого Анна Леопольдовна прожила всего 27 лет

Дилетант
Нам всем очень далеко до Юэна Макгрегора. Кажется, он идеален Нам всем очень далеко до Юэна Макгрегора. Кажется, он идеален

Что приобрел Юэн Макгрегор, лишившись фирменного безумного взгляда

GQ
Ошибки индукционных плит: ремонтируем своими руками Ошибки индукционных плит: ремонтируем своими руками

Советы мастера: что означает код ошибки и как отремонтировать неисправность

CHIP
Все перемелется Все перемелется

Что нужно знать, покупая кухонный измельчитель

Лиза
Открыть в приложении