Россия и Трамп победили не сговариваясь
Спецпрокурор Мюллер, 19 следователей, 40 спецагентов разослали 2800 повесток и опросили 500 свидетелей, но сговора Трампа с Кремлем так и не обнаружили
Вследствие не нашло свидетельств того, что президент Дональд Трамп или его предвыборный штаб вступали в сговор или координировали свои действия с Россией с целью вмешательства в ход президентских выборов 2016 года — это ключевой вывод из отчета генпрокурора США Уильяма Барра, составленного после изучения трехсотстраничного доклада Роберта Мюллера. «No сollusion» (нет сговора) — два года писал Трамп в своем твиттере, и наконец-то это стало официальной позицией американского правосудия.
При этом факт вмешательства России в американские президентские выборы 2016 года считается доказанным. Речь идет о взломе серверов Демократической партии США с последующей публикацией переписки на сайте WikiLeaks — это, по мнению Мюллера, совершили российские хакеры. России также вменяется в вину распространение в соцсетях негативной информации о Хиллари Клинтон с использованием фейковых аккаунтов. То есть Всемирная паутина и социальные сети фактически представлены как неотъемлемые части американской избирательной системы. И, конечно же, никаких доказательств. Впрочем, трудно было бы себе представить, что после всех прозвучавших обвинений в адрес России и введенных санкций следователи бы пришли к другому выводу. Компромисс в исполнении Мюллера получился таким: Россия и Трамп победили Клинтон не сговариваясь.
No сollusion
Материалы двухгодичной работы Мюллера пока что не представлены широкой общественности. Согласно правилам министерства юстиции результаты расследований, по итогам которых не предъявлено обвинений, не публикуются. Это сделано с целью оградить частную жизнь невиновного человека от постороннего любопытства. Даже американским конгрессменам пришлось довольствоваться резюме, составленным генеральным прокурором США, который вместе с помощниками два дня изучал отчет спецпрокурора.
Итак, сговора не было. Мюллер также предпочел не делать выводов о препятствовании правосудию со стороны президента США, переложив это решение на плечи руководителя министерства юстиции. Оснований для обвинения не нашли. В качестве «препятствования правосудию» Трампу могли вменить в вину увольнение в 2017 году директора ФБР Джеймса Коми. Однако, как позже выяснилось, внутри ФБР был заговор против президента: агенты Питер Стржок, Лиза Пейдж и заместитель директора ФБР Эндрю Маккейб (чья супруга получала деньги от Демократической партии) координировали действия против Трампа из-за личной неприязни к нему. Директор ФБР Джеймс Коми был «выше этого»: он собирался использовать расследование против президента США как возможность «держать его на крючке». А перед президентскими выборами 2016 года Коми, уверенный в победе Хиллари Клинтон, возобновил против нее расследование с аналогичной целью — для дальнейшего давления. Но в итоге директор ФБР явно заигрался в современного Эдгара Гувера (в течение почти полувека возглавлявшего Бюро и любившего собирать компромат на президентов США и манипулировать ими), был уволен, а сегодня не вызвал сочувствия у Роберта Мюллера, двенадцать лет руководившего ФБР и дорожащего репутацией своей организации.
Кроме того, при желании Дональду Трампу можно было поставить в вину увольнение в ноябре 2018 года генпрокурора Джеффа Сешнса. В 2016-м он санкционировал расследования по поводу якобы имевшего места вмешательства России в ход президентских выборов в США. Но затем так сильно дистанцировался от него, что начал раздражать президента. В интервью телеканалу Fox News после оглашения результатов расследования Трамп заявил прямо: если бы на должности генпрокурора изначально находился Уильям Барр, этого расследования не было бы вовсе.
Глава Белого дома за эти два года избежал главного соблазна. Он не уволил спецпрокурора Мюллера, несмотря на допросы и уголовные преследования множества своих ближайших помощников. Ведь в таком случае Трамп рисковал повторить судьбу Ричарда Никсона, приказавшего уволить прокурора Арчибальда Кокса, который расследовал Уотер гейтский скандал. Возможно, Роберт Мюллер давно понял, что доказательств сговора штаба Трампа с Россией нет, но намеренно затягивал расследование и провоцировал президента, рассчитывая на увольнение и последующий скандал.
Не читали, но осуждают
В Демократической партии США отказались верить в невиновность Трампа и его предвыборного штаба. «Мы не нуждаемся в интерпретациях генпрокурора, покажите нам отчет», — заявила спикер палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси. Демократы требуют опубликовать расследование Мюллера, очевидно в надежде, что генеральный прокурор просто не заметил в нем доказательств сговора с Россией, а мимо конгрессменов этот вопиющий факт точно не пройдет. Некоторые демократы требуют вызвать Мюллера для дачи показаний, видимо, рассчитывая, что спецпрокуро р обязательно расколется в разговоре с глазу на глаз.
Истерика в рядах Демократической партии вполне объяснима: уверенность демократов в том, что расследование Мюллера неизбежно приведет к доказательству виновности Трампа, сыграла с ними злую шутку. Они рассчитывали на импичмент или, в худшем случае, провал республиканцев на президентских выборах в 2020 году. Поверив в 2016 году в свой креатив, вняв придворным социологам, считая, что президентский пост у них в кармане, демократы в результате оказались в шоковом состоянии. Теория заговора стала фундаментом их новой философии. Дважды два — четыре, Земля круглая, а Трамп — агент Кремля. И тот, кто не понимал этих «простых вещей», вызывал у демократов злую насмешку. Партия томилась в ожидании, что следователи вернут ей «украденную победу». Промежуточные выборы в Конгресс (в ходе которых, как правило, президентская партия терпит поражение) в ноябре прошлого года стали для демократов очередным тревожным звоночком. Они получили большинство в палате представителей, но упустили сенат. А затем, продолжая упорную борьбу с Трампом за упущенный президентский пост, проворонили начало выборной кампании уже 2020 года, не представив ни нового лидера, ни новых смыслов. Избиратели США не любят политических неудачников, и, как правило, потерпевшие поражение на президентских выборах кандидаты не выставляют свою кандидатуру на последующих выборах. Но демократы все еще тасуют старую колоду претендентов. Берни Сандерс, проигравший в 2016 году праймериз Демократической партии Хиллари Клинтон, уже заявил об участии в президентских выборах 2020 года. Однако Демократическая партия вряд ли выдвинет 79-летнего кандидата крайне левых взглядов. Хиллари Клинтон сначала заявила о нежелании баллотироваться на пост президента в 2020 году, но потом передумала и сказала, что определится после решения Джона Керри, который проиграл президентские выборы 2004 года Джорджу Бушу-младшему. Других пока не видно.
Эффект бумеранга
Настоятельные попытки американских парламентариев разобраться в «деле Трампа» могут иметь обратный эффект — вовсе не тот, которого ожидают демократы. Например, комитет юстиции палаты представителей заинтересовался документами, которые касаются бесед высокопоставленных американских чиновников о планах отстранении от власти президента Трампа. Как стало известно, бывший заместитель директора ФБР Эндрю Маккейб и действующий заместитель генпрокурора США Род Розенштейн обсуждали возможное отстранение Трампа от президентских полномочий по медицинским показаниям. Последствия этого разговора могут быть очень серьезными.
Дональд Трамп, предельно разозленный двухлетней травлей со стороны Демократической партии и следователей, явно жаждет мщения и характеризует все произошедшее с ним как «попытку захвата власти». По его мнению, если бы республиканцы действовали аналогичным образом в отношении президента-демократа, то «сотня виновных отправилась бы в тюрьму до конца своих дней». «Мы доберемся до сути», — пообещал президент США. Желание Трампа перейти в контрнаступление связано также с прагматичным желанием покончить с рядом других разбирательств против него. Политические противники президента параллельно с расследованием Мюллера не оставляли попыток уличить президента в других правонарушениях. В штате Нью-Йорк федеральные прокуроры расследуют денежные выплаты за молчание женщинам, которые заявляли о связях с Трампом. Бывший адвокат президента США Майкл Коэн заявил, что Дональд Трамп в 2015 году с целью уклонения от налогообложения распорядился оформить 150 тыс. долларов, полученные от украинского олигарха Виктора Пинчука (зятя экс-президента Украины Леонида Кучмы), на имя Фонда Дональда Трампа. Возможно, «налоговую оптимизацию» предложил сам Коэн, а теперь оговаривает бывшего шефа, но расследование по этому делу еще предстоит. На предмет финансовых нарушений расследуется также финансовая деятельность комитета по инаугурации Дональда Трампа. Демократы в Конгрессе хотят затребовать для проверки налоговые декларации президента за максимально большой период времени. Продолжается расследование планов строительства «Башни Трампа» в Москве, которые якобы обсуждались на старте президентской избирательной кампании 2016 года. И, конечно, уже типичные для США обвинения в сексуальных домогательствах двенадцатилетней давности.
Встречное расследование в отношении руководства Демократической партии наверняка охладило бы задор демократов в их стремлении бесконечно долго охотиться на Трампа.
Хата с краю
Помощь республиканцам пришла откуда не ждали. Замаливать старые грехи решили украинские власти, которые первыми пытались утопить Трампа во время президентских выборов 2016 года. Президент Украины Петр Порошенко был настолько уверен в победе Хиллари Клинтон, что поспешил оказать «будущему президенту США» услугу, слив компромат на конкурента. После бегства президента Виктора Януковича в 2014 году была обнаружена «амбарная книга», куда прежняя власть бережно записывала свою черную бухгалтерию. В ней оказались зафиксированы выплаты работавшему ранее с Януковичем политтехнологу Полу Монафорту (о чем не знала налоговая служба США): в 2016 году он возглавил предвыборный штаб Трампа. В результате разгоревшегося скандала Трампу пришлось сменить главу штаба, а позже следователи Мюллера взялись за Манафорта, в результате чего политтехнолог получил семь с половиной лет тюрьмы.
Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко (ближайший сподвижник Порошенко) в интервью американскому изданию The Hill заявил, что его ведомство расследует раскрытие данных о Поле Манафорте в 2016 году как попытку повлиять на президентские выборы в США в пользу Хиллари Клинтон. Виновным в разглашении данных был назначен руководитель Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник, с которым генпрокурор много лет пребывает в перманентном конфликте. Кроме того, Юрий Луценко обрушился с критикой на посла США на Украине Мари Йованович, обвинив ее во вмешательстве в работу Генпрокуратуры Украины. Он заявил, что госпожа посол передала ему список лиц, которых просила не подвергать уголовному преследованию. А потом добил Йованович заявлением, что Генпрокуратура Украины не получила средства в размере четырех миллионов долларов, которые посольство США должно было выделить его ведомству, намекая на то, что их «кто-то» присвоил.
На первый взгляд был выбран довольно странный способ понравиться американскому президенту, оскорбляя его посла, но расчет оказался верным. Мари Йованович, которая давно раздражала Петра Порошенко и Юрия Луценко своим вмешательством в их бизнес-дела, является креатурой не Дональда Трампа, а Барака Обамы. Дональд Трамп-младший, сын президента США, во время скандала с послом опубликовал в твиттере сообщение: «Нам нужно больше Ричардов Гренеллов (посол США в Германии. — “Эксперт”) и меньше этих шутников среди послов», сопроводив высказывание фотографиями Барака Обамы и Мари Йованович. К своему твиту сын президента добавил ссылку на статью в Daily Wire «Призывы к замене американского посла времен Обамы в Украине усиливаются», в которой говорится о Мари Йованович как о противнике президента Трампа.
Мотив украинских властей понятен. Петру Порошенко в результате грядущих в Украине президентских выборов и многочисленных финансовых успехов, которых он добился за время своего президентства, возможно, придется скрываться за границей. Поскольку в Ростове его могут не принять, то желательно как можно быстрее наладить хорошие отношения с западным миром.
Трамп-2020
Победа по итогу расследований Мюллера стала сильной заявкой на переизбрание Трампа в 2020 году, ведь политическую викторию он добавил к многочисленным экономическим достижениям. Он провел через Конгресс решение снизить налоги. С января 2017 года, когда Дональд Трамп вступил в должность президента, в США было создано почти 4,9 млн рабочих мест, из которых 436 тыс. — в промышленности. По итогам 2018 года ВВП страны вырос на 2,9%. Едва Трамп вышел из Парижского соглашения по климату, как на США обрушились аномально холодные зимы, давшие хозяину Белого дома возможность поиронизировать над сторонниками теории глобального потепления. Стена на границе с Мексикстроится, несмотря на сопротивление Конгресса. Китайцев Трамп пока что поборол в торговых войнах. Агрессивная внешняя политика Трампа, требование к союзникам по НАТО больше тратить на оборону, экономическое давление на торговых партнеров — такое поведение на мировой арене импонирует большинству американцев. Своим стремлением во что бы то ни стало выполнять предвыборные обещания Трамп неизбежно увеличит число своих сторонников на следующих выборах.
Кадровая чехарда, связанная с постоянными отставками в президентской команде, первоначально воспринималась наблюдателями как неумение работать с людьми и признак капризности и взбалмошности. В реальности это оказалось строго выверенной линией поведения опытного руководителя, желающего навести порядок в своей команде. Трамп не хочет, чтобы «короля играла свита», как во времена Буша-младшего и Обамы. Опытный предприниматель, Дональд Трамп привык опираться не на институты, а на личные контакты с подчиненными и деловыми партнерами. Президент США пользуется своим натренированным за десятилетия феноменальным чутьем, пониманием собеседника, который, сам того не подозревая, сигнализирует Трампу о своих истинных намерениях. Отставка в команде Трампа никогда не бывает спонтанной, ей всегда предшествуют многочисленные попытки президента переубедить подчиненного. Например, директор национальной разведки Дэн Куотс пошел наперекор антииранской линии президента и на слушаниях в Конгрессе в январе этого года заявил, что Иран не возобновил ядерную программу и, таким образом, придерживается своих обязательств по «ядерной сделке» и не представляет угрозы. Трамп обрушился с критикой на Куатса, но все же не отправил его в отставку, надеясь на «работу над ошибками». А от госсекретаря Рекса Тиллерсона Трамп некоторое время терпел даже публичные оскорбления.
Конечно, ушли в отставку директор ФБР Джеймс Коми, генеральный прокурор Джефф Сешнс, главный стратег, старший советник президента Стивен Бэннон, госсекретарь Рекс Тиллерсон, министр обороны Джеймс Мэттис и многие другие чиновники, которые пытались противодействовать стратегической линии Трампа. Зато их пример — наука другим подчиненным Трампа. Эта тактика дала ему рычаги влияния даже на формально независимую Федеральную резервную систему. Ее глава Джером Пауэлл собирался ужесточать монетарную политику, поднимая учетную ставку и сокращая ликвидность. С точки зрения руководителя ФРС, это правильный шаг: ужесточая монетарную политику в период экономического роста, Федрезерв получает возможность смягчить ее в случае экономического кризиса и таким образом справиться с рецессией. Однако это не вписывается в планы Трампа переизбраться в 2020 году, поскольку угрожает росту экономики. Резкие выпады президента США против ФРС сделали свое дело: Джером Пауэлл, который хочет остаться главой ФРС на второй срок, отказался от запланированного повышения процентных ставок.
Непрерывно борясь с демократами за выживание, постоянно ввязываясь в конфликты на международной арене, Трамп тем временем получил контроль над государственным аппаратом США, который превышает размер его формальных полномочий.
Возможность диалога
Для России, которую Трамп искренне хочет видеть в рядах союзников США, окончание расследования спецпрокурора Мюллера, безусловно, положительное событие. При этом рассчитывать на моментальное улучшение отношений Москвы и Вашингтона не стоит. Хозяин Белого дома зашел слишком далеко в желании показать себя сторонником жесткого курса в отношении Кремля, и законодательные ограничения Конгресса США в отношении России мигом не исчезнут. России и США предстоит долго улучшать свои отношения, чтобы довести их, скажем, до уровня существовавших при Бараке Обаме и казавшихся тогда очень плохими. Однако хорошая новость состоит как минимум в том, что Трампу больше не нужно идти на обострение отношений с Россией, спасаясь от давления оппозиции внутри США. Путь к диалогу между Кремлем и Белым домом снова открыт, и Трамп, реализуя свою внешнеполитическую стратегию, как и прежде, нуждается в союзе с Россией.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl