Почему так сложно выбросить столичный мусор за 1000 километров

Русский репортерОбщество

Шиес: мы защищаем Родину от Родины

Почему так сложно выбросить столичный мусор за 1000 километров

Юлия Невская

Вход на полигон Шиес со стороны дороги, ведущей к Мадмасу. Стройка находится за этим забором. Юрий Дежин — экоактивист из Урдомы

В Архангельской области, несмотря на крупные штрафы и задержания активистов, бушуют протесты против строительства полигона для захоронения мусора из Москвы на железнодорожной станции Шиес. Так мусорный кризис в Подмосковье вызвал цепную реакцию более чем в 1000 километрах от столицы. Официальное название проекта — Экотехнопарк «Шиес», а местные его называют полигоном смерти.

Ночь, горит костер, около него стоят жители Урдомы, Мадмаса, Сыктывкара, Яренска. Люди перешучиваются, смеются, но видно, что нервничают. Для них непривычно быть на военном положении. Небольшой группой на одном из постов активистов собрались учителя, представители местной администрации, пенсионеры, работники «Газпрома» и железнодорожники. Последние просят их не фотографировать — а то вдруг на работе узнают, что они здесь были, и выговор сделают или даже уволят. Но, по словам собравшихся, не прийти они не могли.

— Мы здесь Родину защищаем, — говорит один.

А другой добавляет:

— Родину от Родины защищаем. Вообще москвичам тоже подумать стоит. Тарифы на мусор их будут. А еще здесь же «легкие» средней полосы России: Коми и Архангельская область.

Пост экоактивистов на полигоне Шиес. Люди дежурят на объекте круглыми сутками

Услышав наш разговор, вливается в общий хор бойкая пенсионерка Ирина Васильевна:

— От мусора мы Родину защищаем. Я вообще на диване должна сидеть и сериалы смотреть, а я на Шиесе ночами сижу!

Вечером 30 марта на станции Шиес был объявлен сбор экоактивистов. Дежурившие на строительной площадке жители жаловались на грубое поведение со стороны сотрудников ЧОП «Гарант Безопасности», недавно приехавших на усиление. Вот люди и решили сказать свое ответное слово. Кроме того, накануне активистам перекрыли доступ на строительную площадку. По их словам, никакие документы и разрешения на строительство ООО «Технопарк» не предоставило ни местной администрации, ни экологам, ни даже представителям Союза по правам человека (СПЧ) при Президенте РФ. А это значит, что территория вокруг железнодорожной станции — общественное место, и никто не вправе препятствовать нахождению на объекте посторонних людей.

На общий сбор суммарно приехало около 70 человек — мужчины и женщины разных возрастов. Около 22 часов активисты во главе с жителями Сыктывкара Виктором Вишневецким и Михаилом Габовым выдвинулись в сторону оцепления. Путь им преградила пара десятков сотрудников ЧОПа, потом подтянулось еще столько же. Встали друг напротив друга, перекинулись несколькими фразами в темноте, при свете карманных фонариков. Кто-то из активистов на первой линии прокричал: «Вперед!». И все пошли. Сотрудники ЧОПа явно не ожидали такого поворота, но реального противодействия не оказали. Кому-то попытались заломить руки, кого-то стали толкать, но не более того. В итоге охранники, взявшись за руки, встали на последнем рубеже — перед входом в большой ангар в центре площадки. По их словам, там находится общежитие, где хранятся их личные вещи.

Все действия экоактивистов после прорыва свелись к попытке убедить сотрудников ЧОПа и рабочих полигона в том, что они способствуют осуществлению противоправных действий, и к призыву уважать людей, которые защищают свою землю.

Указатель, который сделали экоактивисты на посту «3-й километр». Он находится на дороге, по поводу которой были наиболее острые конфликты между активистами и работниками Шиес

— Эта акция была нужна для того, чтобы охранники поняли: нас не два человека и не пять. Нас много, и мы своих людей в обиду не дадим, — говорит один из руководителей Комитета по защите Вычегды Виктор Вишневецкий.

Местные жители узнали о стройке на станции Шиес случайно — от охотников, заметивших масштабную вырубку леса. Вскоре пошел слух о том, что будут строить полигон для захоронения твердых бытовых отходов (ТБО) из Москвы.

— Мы понимаем, чем это нам грозит. У нас у всех вода из колодца. Многих лес кормит. А если в 18 километрах от нас будут закапывать мусор прямо в болото, здесь очень скоро никто не сможет жить, — говорит Александр Нейман, уроженец поселка Мадмас. — Ладно бы завод с сортировкой и переработкой строили — это другое дело! А просто закапывать, чтобы оно у нас гнило, не нужно. Нам уезжать некуда, да и не хотим мы.

С осени на полигоне начали дежурить добровольцы, чтобы следить за соблюдением экологических норм. Они быстро нашли ряд нарушений, первое из которых — категорический отказ предоставить проектную документацию или разрешения на строительство со стороны ООО «Технопарк». А с января на территории вокруг станции Шиес началась в прямом и переносном смысле «холодная война». В начале февраля экоактивисты полностью перекрыли подъезды к полигону со стороны Урдомы и Мадмаса. Сначала люди просто грелись у костров и в нужный момент вставали на пути строительной техники. Потом кто-то пожертвовал им два строительных вагончика; туда подвели электричество с помощью генераторов, установили спутниковую связь. Такая ситуация сохраняется до настоящего момента.

— Когда они поняли, что мы не уйдем, то попробовали привезти топливо по железной дороге. Но это же вообще незаконно, здесь пассажирские поезда ходят, это взрывоопасно,— говорит Юрий Дежин, экоактивист из Урдомы, который дежурит на полигоне с самого начала. — Потом три раза по 15 бочек привезли вертолетом. Это около девяти тонн. Золотое топливо получается!

Вид на строительную площадку мусорного полигона Шиес. Слева на фото белый ангар, который особенно рьяно защищали сотрудники ЧОП

На эти девять тонн топлива возобновилась работа (фото сделаны как раз в этот момент: вертолет привез бочки. — «РР»). Сотрудники ЧОПа после акции 30 марта вежливо сопровождают посторонних, которые заходят на объект, и не пускают только в тот самый ангар в центре стройплощадки. И рабочие, и охранники старательно прячутся от камер. Местным жителям хочется верить, что им просто стало стыдно быть причастными к строительству «полигона смерти».

На данный момент строительная площадка занимает приблизительно 50 гектаров. Около путей расположены две постройки, относящиеся к железнодорожной станции. Вместо всего остального еще год назад были лес и остатки нескольких разрушенных домов. Поселок Шиес закрылся еще в 1970-х годах. Сейчас же прямо от станции тянутся новые хозяйственные постройки, ангар для техники, общежитие и строения непонятного назначения. По слухам, которые здесь активно циркулируют, под полигон отдали 300 гектаров, а потом эта цифра возрастет до 5 000. Все для того, чтобы в ближайшие 20 лет привозить сюда по полмиллиона тонн ТБО в год. Мусор будет поступать в брикетах, упакованных в целлофановую пленку, надежность которой вызывает сомнения и у местных жителей, и у экологов.

Сейчас активисты дежурят на четырех постах. Два находятся на самом полигоне по разные стороны от железнодорожных путей. Для того чтобы спать и греться, там поставили большие армейские палатки с печкой внутри. Еще два на выезде: один — в сторону Урдомы, другой — на лесной дороге в трех километрах от Мадмаса. Основной подвоз осуществлялся как раз по этой дороге, через пост «3-й километр», но правоохранительные органы не освобождают ее для техники, потому что на картах она обозначена как лесная тропинка. Получается, строительные машины здесь проезжали незаконно.

— Земля уже оттаивает, и скоро откроются болота, колея будет по колено. Им здесь больше не проехать до следующей зимы. А там посмотрим — но сколько нужно, столько и будем стоять на посту, — усмехается Александр Нейман.

Сотрудники ЧОП «Гарант безопасности» комментарии давать отказались

Люди не знают, что будет дальше; они просто сменяют друг друга в строительных вагончиках и армейских палатках, многие смеются, что «вышли на вторую работу». Слухи о том, что им платят, все отрицают. Говорят, что платят им благодарностью, едой и письмами со словами поддержки. Письма действительно висят на стенах вагончиков, а продуктов питания на постах более чем достаточно. В любом случае люди искренне верят, что защищают свою землю. А строители на полигоне в последние дни с тревогой смотрят на траншеи, медленно заполняющиеся водой, потому что снег в далеких архангельских лесах начал таять и скоро поднимутся болота.

Фотографии: Юлия Невская

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Свидетели Зеленского Свидетели Зеленского

Почему Майдан — это происки Голливуда

Русский репортер
Триллион с неба. Чем возврат средств из офшоров грозит экономике России Триллион с неба. Чем возврат средств из офшоров грозит экономике России

О возможных последствиях возврата средств из офшоров для экономики

Forbes
Внешняя политика Внешняя политика

Утренние встречи сулят гармонию с самим собой

GQ
Нос тигра, усы Дали Нос тигра, усы Дали

Обновлённый KIA Sportage отказался от турбомотора и коробки с двойным сцеплением

4x4 Club
«Что бы ни случилось, я тебе поверю» «Что бы ни случилось, я тебе поверю»

Почему проблема сексуального насилия над детьми касается всех

Русский репортер
8 признаков плохих авиакомпаний (мы точно долетим?) 8 признаков плохих авиакомпаний (мы точно долетим?)

Вот восемь «тревожных звоночков» плохой авиакомпании

Playboy
Поддержать творческое настроение: 5 непременных условий Поддержать творческое настроение: 5 непременных условий

Поддержание в себе творческого самочувствия порой требует невероятных усилий

Psychologies
10 км без парашюта: что делать, если вы выпали из самолёта 10 км без парашюта: что делать, если вы выпали из самолёта

Руководство по выживанию при падении с десятикилометровой высоты

Популярная механика
«Пираньи Неаполя» – современное кино о безумной жизни подростков в Италии «Пираньи Неаполя» – современное кино о безумной жизни подростков в Италии

Фильм про ставших преступным кланом подростков

GQ
Клетки жизни Клетки жизни

Что такое витрификация ооцитов и почему о ней нужно знать каждой женщине

OK!
Правильные пищевые привычки с детства: что важно знать? Правильные пищевые привычки с детства: что важно знать?

Одна из главных задач – научить подрастающего малыша правильно питаться

9 месяцев
Советский самолет с непростой судьбой: И-153 «Чайка» Советский самолет с непростой судьбой: И-153 «Чайка»

Истребители И-153 стали самыми совершенными бипланами Николая Поликарпова

Популярная механика
Наталья Догадина о своем бутике Rehabshop, работе байером и модных правилах Наталья Догадина о своем бутике Rehabshop, работе байером и модных правилах

Наталья Догадина о внутренней кухне своего бренда и с чего все начиналось

Vogue
Что такое кофе без кофеина: вред и польза (а также как его получают) Что такое кофе без кофеина: вред и польза (а также как его получают)

Кофе без кофеина: чего в нем больше — пользы или вреда?

Playboy
Александр Гагарин: «Екатеринбург — город с обостренным чувством справедливости» Александр Гагарин: «Екатеринбург — город с обостренным чувством справедливости»

Солист «Сансары» о новом альбоме, «Аритмии» и непрямом пути

Русский репортер
Единорог для дальнобойщика. Новый стартап из сферы грузоперевозок оценили в $1,4 млрд Единорог для дальнобойщика. Новый стартап из сферы грузоперевозок оценили в $1,4 млрд

Система KeepTruckin помогает снизить аварийность и экономить на страховке

Forbes
Допинг для марафонца. Как зять Сергея Лаврова строит фармхолдинг на партнерстве с государством и связях Допинг для марафонца. Как зять Сергея Лаврова строит фармхолдинг на партнерстве с государством и связях

Как Александр Винокуров стал заметным игроком на российском фармрынке

Forbes
15 богатейших семей в Госдуме и Совете Федерации 15 богатейших семей в Госдуме и Совете Федерации

Кто вошел в число самых богатых парламентариев России

Forbes
Сверхъестественная Сверхъестественная

Интервью с актрисой Юлией Пе­ре­сильд

Glamour
По прозвищу «Тихий» По прозвищу «Тихий»

Nissan Qashqai — модель, которая сформировала нынешнюю автомобильную моду

4x4 Club
Город Гуру Город Гуру

Велнес-специалисты Лос-Анджелеса

Robb Report
Самые странные вещи, конфискованные у путешественников в США (фотоподборка) Самые странные вещи, конфискованные у путешественников в США (фотоподборка)

Странные вещи, которые люди пытались незаметно провести с собой

Maxim
Генеральное сражение демократии Генеральное сражение демократии

Что нам нужно помнить о первых и последних советских свободных выборах

Русский репортер
«Я начал терять скорость». Галицкий впервые рассказал, почему продал «Магнит» «Я начал терять скорость». Галицкий впервые рассказал, почему продал «Магнит»

Сергей Галицкий назвал три причины, почему он так внезапно продал свой бизнес

Forbes
В США опубликован доклад Мюллера о российском вмешательстве в выборы В США опубликован доклад Мюллера о российском вмешательстве в выборы

Документ включает итоги двухлетнего расследования о вмешательстве России

Forbes
Безумные авиаторы: чем похожи Говард Хьюз и Илон Маск Безумные авиаторы: чем похожи Говард Хьюз и Илон Маск

Жизни Илона Маска и Говарда Хьюза удивительно схожи

Forbes
Человек-амфибия: 9 мифов о Жак-Иве Кусто Человек-амфибия: 9 мифов о Жак-Иве Кусто

Исследователю, показавшему миру подводную жизнь, было чем удивить аудиторию

Вокруг света
Странные и милые свадебные традиции разных стран Странные и милые свадебные традиции разных стран

В преддверии сезона церемоний готовьтесь ко всему

Vogue
Легенда «геленда» Легенда «геленда»

Mercedes-Benz Gelandewagen. Ну очень уважаемый автомобиль!

Quattroruote
Следопыт: тест Jeep Cherokee Trailhawk Следопыт: тест Jeep Cherokee Trailhawk

Jeep Cherokee 2019 наконец-то обрёл нормальную внешность и получил крепкий кузов

Популярная механика
Открыть в приложении