Видео с роботом, стоящим в пробке среди автомобилей, обошло все социальные сети

ЭкспертHi-Tech

Роботы с уникальным функционалом

Компания «Промобот». Продукт: автономные сервисные роботы. Генеральный директор — Максим Чугунов

Анастасия Матвеева

Видео с роботом, стоящим где-то в Перми в пробке среди автомобилей, в 2016 году обошло все социальные сети. В компании «Промобот» к этому происшествию отнеслись как к нежданному маркетинговому подарку судьбы. Хотя инженеру, по случайности выпустившему его из производственного помещения, поначалу было не до шуток. Не успел он поднять ворота в цех, как робот промчался мимо него, затормозив только на дороге. Однако благодаря этому происшествию о пермских роботах в одночасье узнало столько людей, сколько иногда не узнает после упорных многолетних рекламных кампаний. Видео появилось на сайтах CNN, FoxNews, Washington Post и набрало более миллиона просмотров. Компания тогда существенно расширила круг своих зарубежных клиентов.

Удачно попасть под Tesla

Олег Кивокурцев,
директор по
развитию
​​​компании

Компания «Промобот» была основана в 2015 году для реализации идеи трех выпускников Пермского университета. «Для нас было мечтой выйти на экспорт. Нас волновало, что основной экспортный продукт России — энергоносители, запас которых исчерпаем. Хотелось продавать что-то лучшее в мире, неисчерпаемое. Может, это звучит популистски, но почему нет: мы же живем здесь, воспитаны здесь и переживаем за судьбу страны, — говорит Олег Кивокурцев, директор по развитию компании. — И мы свой инженерный навык решили использовать не для того, чтобы проектировать в конструкторских бюро нефтяные вентили и станции, как многие наши одногруппники, и открыли свою стартап-компанию».

Начинали строго по классике — в гараже площадью 30 квадратных метров на окраине Перми. Район назывался Кислотные Дачи. Сейчас же компания занимает около 2000 квадратных метров в двухэтажном здании на территории местного технопарка «Морион Digital». На первом этаже располагаются сборочный и другие производственные участки, полигон для тестирования готовой продукции. Изделия проходят пять этапов сборки: подготовка и сборка деталей каркаса, сборка каркаса, прокладка кабельных трасс и установка аппаратной составляющей, изготовление деталей корпуса, установка всех 56 деталей корпуса на начинку. На втором этаже в open space трудятся разработчики, программисты, отдел техподдержки, бухгалтерия и прочие экономические и коммерческие службы.

Набивали руку на российском рынке, поставляя роботов Promobot, отвечающих на стандартные и не совсем стандартные вопросы абитуриентов, в вузы инженерного профиля, старающиеся выглядеть в глазах будущих студентов учебными заведениями, достойными XXI века. Их покупали агентства, связанные с организацией разного рода форумов, выставок, конференций. Сдача роботов в аренду непосредственным организаторам за 35 тысяч рублей в день представляется выгодным бизнесом. Крупнейшим собственником роботов Promobot, как сообщили в компании, является розничная сеть «Лента», которая устанавливает такого робота в новых магазинах. Ненамного отстают от «Ленты» другие сети из первой десятки, а также банки.

Отладив производственные процессы и доведя качество продукции до самых высоких стандартов, компания стала пробиваться на внешние рынки. «Это было непросто», — рассказывает Олег Кивокурцев. Но «Промобот» успешно воспользовался инструментами выхода на экспорт, которые предоставляет государство. Как высокотехнологическая компания «Промобот» стал резидентом «Сколково». Этот бизнес-инкубатор арендует на международных выставках стенды, где его резиденты размещают свою продукцию. Благодаря сотрудничеству с Российским экспортным центром (РЭЦ) пермские роботы побывали на выставках в Дании, Франции, Китае, Японии и нашли покупателей на внешних рынках.

В целом за все время существования компании число выпущенных роботов приблизилось к пятистам, из них 47% отправлено на экспорт. Однако в 2018 году произошел прорыв: за рубеж ушло 65% произведенных роботов. И это связано не только с выставками.

Хотя в компании и отмечают, что участие в выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе в начале 2019 года вывело их бренд на новый уровень узнавания. Выставка получила широкий резонанс в медиа, появились многочисленные обзоры. Поэтому бренд оказался на слуху, что спровоцировало расширение спроса. Хотя и тут случился инцидент. На робота Promobot, стоявшего на дорожке около павильонов, совершила наезд беспилотная Tesla, что тоже вызвало ажиотаж на мировых новостных сайтах, повысило посещаемость стенда и дало задел заказов на год. Конечно, у корреспондента «Эксперта» возник вопрос: а не нарочно ли поставили робота на пути культовой машины? Однако в компании заверили, что фирма еще не так богата, чтобы подставлять под удар своего робота за 20 тысяч долларов, а потом еще платить за урон, нанесенный дорогому автомобилю.

Потому что наши

Но все же главную роль в росте спроса на пермских роботов сыграли уникальные качества их усовершенствованной четвертой версии, запущенной в производство в прошлом году. Ее принципиальное отличие от предыдущих — существенное расширение функционала. До этого они могли только консультировать, отвечать на вопросы и общаться. Впрочем, делали они это, имея в запасе сотни тысяч речевых модулей на девяти языках. Promobot также мог передвигаться по участку работы, избегая столкновений, двигать руками и головой, транслировать различные материалы на своем экране. И этот набор функций позволял ему качественно работать администратором, промоутером, экскурсоводом в музеях, информационной стойкой в театрах, банках или торговых центрах.

Новая же модель благодаря разработанной в компании универсальной программной платформе может быть интегрирована в другие системы и сервисы: в банках — в систему обслуживания клиентов; в охраняемых жилых комплексах — в сервис, обеспечивающий допуск на территорию; в ритейле — в систему учета складских запасов. Благодаря этому пермские роботы теперь способны выполнять, например, обязанности консьержей и даже полицейских. «Мы реально начали делать продукцию с самым широким функционалом на рынке — более широким, чем у продукции из Китая или даже Японии», — замечает Олег Кивокурцев.

Еще одно конкурентное преимущество пермских роботов — более доступная цена по сравнению с аналогами. Дело в том, что они, в отличие от множества других образцов отечественной высокотехнологичной продукции, на 80% состоят из российских комплектующих. Часть компонентов производится в самой компании, часть закупается. Например, на предприятии осуществляется монтаж печатных плат для управления электроникой, на другом участке штампуются пластиковые детали, на основном — собираются узлы, проводится тестирование готового продукта. Есть и участок металлообработки и выпуска транспортировочной упаковки. На стороне проводятся токарно-фрезерные работы, лазерная резка металла и частично печать и монтаж плат — например, в подмосковном Зеленограде, известном кластере электронной промышленности.

Из зарубежных деталей закупаются только те, что в России не производятся вовсе: экраны, материнские платы, видеокарты, звуковые карты.

Как уверяют в компании, их робот был бы на 30–50% дороже, если бы производство разместили в других странах, даже в Китае. «Дешевизна производства в Китае давно уже миф. В России производить дешевле, выгоднее, удобнее и приятнее. В Китае надо долго договариваться, а если случаются ошибки — с них ничего не возьмешь. А здесь и договариваться легче, и рисков намного меньше. Европа или США тоже не вариант. У нас электричество дешевле, люди дешевле, при этом умнее», — утверждает Олег Кивокурцев.

В планах компании — довести долю экспорта к 2020 году до 80%. По словам Олега Кивокурцева, экспорт придает бизнесу стабильность, обеспечивая его валютной выручкой, способной продержать компанию на плаву и даже вкладываться в долгосрочные планы, несмотря на сегодняшнюю геополитическую турбулентность. Продолжают здесь разрабатывать и модификации роботов для новых отраслей: уже появился робот для многофункциональных центров госуслуг, создается прообраз робота для страховых компаний.

  • Компания «Промобот» основана в 2015 году в Перми. Производит автономные сервисные роботы под маркой Promobot. Число работников — 68 человек.
  • Объем продаж в 2018 году — 162 единицы.
  • Доля экспорта в 2018 году — 62%.

Роботы Promobot покупают в 27 странах

Австралия, Белоруссия, Бразилия, Великобритания, Гана, Германия, Демократическая Республика Конго, Испания, Ирландия, Казахстан, Канада, Китай, Кувейт, Латвия, Мексика, Молдавия, ОАЭ, Румыния, Сингапур, Олег Кивокурцев, директор по развитию компании США, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Чили, Чехия, Швейцария

Отзыв клиента

Алена Мемус, совладелец компании RGE (Robotic Generation Electronic), ОАЭ:

— С «Промоботом» мы сотрудничаем уже три года. Их продукт интересный и эксклюзивный, неплохой по качеству, при этом недорогой. Привлекает то, что ребята развиваются, не стоят на месте и идут быстрыми шагами все выше и выше. Растет качество. Растет сама компания: они открыли громадный шикарный завод в России. Это очень приятно. Кроме того, они безотказны в технической поддержке: какой бы вопрос об их роботах ни возник — сразу отвечают. Они очень активны, позитивны, с ними всегда здорово и интересно работать.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Хорошо забытое старое Хорошо забытое старое

Для чего во Франкфурте-на-Майне восстановили средневековый облик центра города

Forbes
Самые богатые владельцы спортивных команд 2019. Рейтинг Forbes Самые богатые владельцы спортивных команд 2019. Рейтинг Forbes

Топ-10 богатейших владельцев спортивных команд

Forbes
В Adidas за смузи В Adidas за смузи

Adidas предлагает модель нового розничного магазина

Эксперт
Лев Лещенко: «Могу сам и обои поклеить» Лев Лещенко: «Могу сам и обои поклеить»

Певец Лев Лещенко раскрыл тайну, почему ни разу не изменил за 50 лет

StarHit
Порошенко попал в ловушку Порошенко попал в ловушку

Семьдесят против тридцати за победу Владимира Зеленского во втором туре

Эксперт
История Чарльза Мэнсона, одного из самых известных преступников США История Чарльза Мэнсона, одного из самых известных преступников США

Esquire вспоминает историю жизни преступника Чарльза Мэнсона

Популярная механика
Здоровая эволюция политики Здоровая эволюция политики

Российская элита обречена генерировать новые идеи и реформы

Эксперт
Дорога в никуда. Чем обернулось строительство скоростной магистрали в Калифорнии Дорога в никуда. Чем обернулось строительство скоростной магистрали в Калифорнии

Как в США реализуют калифорнийскую скоростную железную дорогу

Forbes
Созданный помощником Путина аналитический центр назвал металлургов «потерянными» для экономики Созданный помощником Путина аналитический центр назвал металлургов «потерянными» для экономики

Металлургические компании эксперты ЦМАКП назвали «потерянными»

Forbes
«Я очень сильно боялся летать» «Я очень сильно боялся летать»

Интервью с известным тревел-блогером Сергеем Долей

OK!
Флирт мужской и женский: в чем разница Флирт мужской и женский: в чем разница

В тонком искусстве флирта можно обойтись без единого слова

Psychologies
Колготки в сеточку и мини на грани разумного: эволюция стиля Ирины Салтыковой Колготки в сеточку и мини на грани разумного: эволюция стиля Ирины Салтыковой

Как наша Дейнерис из 90-х перевернула представление о сексуальности

Cosmopolitan
Их осталось только два: тяжелые атомные крейсеры «Орлан» Их осталось только два: тяжелые атомные крейсеры «Орлан»

29 апреля 1989 года был спущен на воду четвертый атомный крейсер «Андропов»

Популярная механика
Обида и гнев на мать: стоит ли ей о них говорить? Обида и гнев на мать: стоит ли ей о них говорить?

Станет ли нам легче, если мы расскажем матери о своих чувствах

Psychologies
Свободный дух Club Med: горнолыжные склоны весной Свободный дух Club Med: горнолыжные склоны весной

Французский туроператор Club Med — лидер в организации отдыха

Cosmopolitan
Фактор стресса: что есть и где брать силы для борьбы с ним Фактор стресса: что есть и где брать силы для борьбы с ним

Перед началом пляжного сезона многие задаются вопросом похудения

Psychologies
5 фактов о фильме «Миллиард» Романа Прыгунова 5 фактов о фильме «Миллиард» Романа Прыгунова

Уже 18 апреля вы можете посмотреть в кино ограбление по-русски

GQ
Антисоветский рубль и еще 9 монет с необычной судьбой Антисоветский рубль и еще 9 монет с необычной судьбой

Сейчас мы тебе расскажем, как на деньги купить деньги, чтобы потом их продать

Maxim
Дом. Труд. Ной Дом. Труд. Ной

Как бездомным не дают уйти на дно

Русский репортер
В первом чтении В первом чтении

Тина Канделаки написала книгу о том, что она делает с лицом

Tatler
Быть или казаться? Быть или казаться?

Многие считают, что немецкий автомобиль — лучший автомобиль

4x4 Club
«Символы же не горят? Они же навсегда?» «Символы же не горят? Они же навсегда?»

Почему нам так больно при виде горящего Собора Парижской Богоматери?

Psychologies
«Принимайте себя утром и вечером, до и после еды» «Принимайте себя утром и вечером, до и после еды»

Как наша героиня от борьбы с собой пришла к принятию и что ей в этом помогло

Psychologies
Слава под колесами Tesla: как пермяк Олег Кивокурцев придумал самого известного робота из России Слава под колесами Tesla: как пермяк Олег Кивокурцев придумал самого известного робота из России

Олег Кивокурцев основал производителя роботов Promobot в пермском гараже

Forbes
«Полгода — у меня, полгода — у него»: как Петр Авен и Вячеслав Кантор делят одну картину на двоих «Полгода — у меня, полгода — у него»: как Петр Авен и Вячеслав Кантор делят одну картину на двоих

Петр Авен рассказал, во сколько он оценивает свою коллекцию русского искусства

Forbes
Над пропастью поржи Над пропастью поржи

Ходят слухи, что российский юмор снова на взлете

Esquire
Дорогущие спорткары и экоавтомобили: на чем ездят Кардашьян, Ивлеева и другие Дорогущие спорткары и экоавтомобили: на чем ездят Кардашьян, Ивлеева и другие

На чем ездят топовые российские и зарубежные звезды?

Cosmopolitan
Пять лет судебной реформы: развитие не без рисков Пять лет судебной реформы: развитие не без рисков

Для дальнейшего развития судебной системы требуется ряд новаций

Эксперт
В списке не значатся: 8 бизнесменов, выбывших из российского рейтинга Forbes В списке не значатся: 8 бизнесменов, выбывших из российского рейтинга Forbes

Из рейтинга 200 богатейших бизнесменов 2019 года пропали восемь фамилий

Forbes
21 рецепт жестоких первоапрельских розыгрышей 21 рецепт жестоких первоапрельских розыгрышей

Первое апреля бывает лишь один раз в году, и в этот раз мы не дадим ему пропасть

Maxim
Открыть в приложении