Видео с роботом, стоящим в пробке среди автомобилей, обошло все социальные сети

ЭкспертHi-Tech

Роботы с уникальным функционалом

Компания «Промобот». Продукт: автономные сервисные роботы. Генеральный директор — Максим Чугунов

Анастасия Матвеева

Видео с роботом, стоящим где-то в Перми в пробке среди автомобилей, в 2016 году обошло все социальные сети. В компании «Промобот» к этому происшествию отнеслись как к нежданному маркетинговому подарку судьбы. Хотя инженеру, по случайности выпустившему его из производственного помещения, поначалу было не до шуток. Не успел он поднять ворота в цех, как робот промчался мимо него, затормозив только на дороге. Однако благодаря этому происшествию о пермских роботах в одночасье узнало столько людей, сколько иногда не узнает после упорных многолетних рекламных кампаний. Видео появилось на сайтах CNN, FoxNews, Washington Post и набрало более миллиона просмотров. Компания тогда существенно расширила круг своих зарубежных клиентов.

Удачно попасть под Tesla

Олег Кивокурцев,
директор по
развитию
​​​компании

Компания «Промобот» была основана в 2015 году для реализации идеи трех выпускников Пермского университета. «Для нас было мечтой выйти на экспорт. Нас волновало, что основной экспортный продукт России — энергоносители, запас которых исчерпаем. Хотелось продавать что-то лучшее в мире, неисчерпаемое. Может, это звучит популистски, но почему нет: мы же живем здесь, воспитаны здесь и переживаем за судьбу страны, — говорит Олег Кивокурцев, директор по развитию компании. — И мы свой инженерный навык решили использовать не для того, чтобы проектировать в конструкторских бюро нефтяные вентили и станции, как многие наши одногруппники, и открыли свою стартап-компанию».

Начинали строго по классике — в гараже площадью 30 квадратных метров на окраине Перми. Район назывался Кислотные Дачи. Сейчас же компания занимает около 2000 квадратных метров в двухэтажном здании на территории местного технопарка «Морион Digital». На первом этаже располагаются сборочный и другие производственные участки, полигон для тестирования готовой продукции. Изделия проходят пять этапов сборки: подготовка и сборка деталей каркаса, сборка каркаса, прокладка кабельных трасс и установка аппаратной составляющей, изготовление деталей корпуса, установка всех 56 деталей корпуса на начинку. На втором этаже в open space трудятся разработчики, программисты, отдел техподдержки, бухгалтерия и прочие экономические и коммерческие службы.

Набивали руку на российском рынке, поставляя роботов Promobot, отвечающих на стандартные и не совсем стандартные вопросы абитуриентов, в вузы инженерного профиля, старающиеся выглядеть в глазах будущих студентов учебными заведениями, достойными XXI века. Их покупали агентства, связанные с организацией разного рода форумов, выставок, конференций. Сдача роботов в аренду непосредственным организаторам за 35 тысяч рублей в день представляется выгодным бизнесом. Крупнейшим собственником роботов Promobot, как сообщили в компании, является розничная сеть «Лента», которая устанавливает такого робота в новых магазинах. Ненамного отстают от «Ленты» другие сети из первой десятки, а также банки.

Отладив производственные процессы и доведя качество продукции до самых высоких стандартов, компания стала пробиваться на внешние рынки. «Это было непросто», — рассказывает Олег Кивокурцев. Но «Промобот» успешно воспользовался инструментами выхода на экспорт, которые предоставляет государство. Как высокотехнологическая компания «Промобот» стал резидентом «Сколково». Этот бизнес-инкубатор арендует на международных выставках стенды, где его резиденты размещают свою продукцию. Благодаря сотрудничеству с Российским экспортным центром (РЭЦ) пермские роботы побывали на выставках в Дании, Франции, Китае, Японии и нашли покупателей на внешних рынках.

В целом за все время существования компании число выпущенных роботов приблизилось к пятистам, из них 47% отправлено на экспорт. Однако в 2018 году произошел прорыв: за рубеж ушло 65% произведенных роботов. И это связано не только с выставками.

Хотя в компании и отмечают, что участие в выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе в начале 2019 года вывело их бренд на новый уровень узнавания. Выставка получила широкий резонанс в медиа, появились многочисленные обзоры. Поэтому бренд оказался на слуху, что спровоцировало расширение спроса. Хотя и тут случился инцидент. На робота Promobot, стоявшего на дорожке около павильонов, совершила наезд беспилотная Tesla, что тоже вызвало ажиотаж на мировых новостных сайтах, повысило посещаемость стенда и дало задел заказов на год. Конечно, у корреспондента «Эксперта» возник вопрос: а не нарочно ли поставили робота на пути культовой машины? Однако в компании заверили, что фирма еще не так богата, чтобы подставлять под удар своего робота за 20 тысяч долларов, а потом еще платить за урон, нанесенный дорогому автомобилю.

Потому что наши

Но все же главную роль в росте спроса на пермских роботов сыграли уникальные качества их усовершенствованной четвертой версии, запущенной в производство в прошлом году. Ее принципиальное отличие от предыдущих — существенное расширение функционала. До этого они могли только консультировать, отвечать на вопросы и общаться. Впрочем, делали они это, имея в запасе сотни тысяч речевых модулей на девяти языках. Promobot также мог передвигаться по участку работы, избегая столкновений, двигать руками и головой, транслировать различные материалы на своем экране. И этот набор функций позволял ему качественно работать администратором, промоутером, экскурсоводом в музеях, информационной стойкой в театрах, банках или торговых центрах.

Новая же модель благодаря разработанной в компании универсальной программной платформе может быть интегрирована в другие системы и сервисы: в банках — в систему обслуживания клиентов; в охраняемых жилых комплексах — в сервис, обеспечивающий допуск на территорию; в ритейле — в систему учета складских запасов. Благодаря этому пермские роботы теперь способны выполнять, например, обязанности консьержей и даже полицейских. «Мы реально начали делать продукцию с самым широким функционалом на рынке — более широким, чем у продукции из Китая или даже Японии», — замечает Олег Кивокурцев.

Еще одно конкурентное преимущество пермских роботов — более доступная цена по сравнению с аналогами. Дело в том, что они, в отличие от множества других образцов отечественной высокотехнологичной продукции, на 80% состоят из российских комплектующих. Часть компонентов производится в самой компании, часть закупается. Например, на предприятии осуществляется монтаж печатных плат для управления электроникой, на другом участке штампуются пластиковые детали, на основном — собираются узлы, проводится тестирование готового продукта. Есть и участок металлообработки и выпуска транспортировочной упаковки. На стороне проводятся токарно-фрезерные работы, лазерная резка металла и частично печать и монтаж плат — например, в подмосковном Зеленограде, известном кластере электронной промышленности.

Из зарубежных деталей закупаются только те, что в России не производятся вовсе: экраны, материнские платы, видеокарты, звуковые карты.

Как уверяют в компании, их робот был бы на 30–50% дороже, если бы производство разместили в других странах, даже в Китае. «Дешевизна производства в Китае давно уже миф. В России производить дешевле, выгоднее, удобнее и приятнее. В Китае надо долго договариваться, а если случаются ошибки — с них ничего не возьмешь. А здесь и договариваться легче, и рисков намного меньше. Европа или США тоже не вариант. У нас электричество дешевле, люди дешевле, при этом умнее», — утверждает Олег Кивокурцев.

В планах компании — довести долю экспорта к 2020 году до 80%. По словам Олега Кивокурцева, экспорт придает бизнесу стабильность, обеспечивая его валютной выручкой, способной продержать компанию на плаву и даже вкладываться в долгосрочные планы, несмотря на сегодняшнюю геополитическую турбулентность. Продолжают здесь разрабатывать и модификации роботов для новых отраслей: уже появился робот для многофункциональных центров госуслуг, создается прообраз робота для страховых компаний.

  • Компания «Промобот» основана в 2015 году в Перми. Производит автономные сервисные роботы под маркой Promobot. Число работников — 68 человек.
  • Объем продаж в 2018 году — 162 единицы.
  • Доля экспорта в 2018 году — 62%.

Роботы Promobot покупают в 27 странах

Австралия, Белоруссия, Бразилия, Великобритания, Гана, Германия, Демократическая Республика Конго, Испания, Ирландия, Казахстан, Канада, Китай, Кувейт, Латвия, Мексика, Молдавия, ОАЭ, Румыния, Сингапур, Олег Кивокурцев, директор по развитию компании США, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Чили, Чехия, Швейцария

Отзыв клиента

Алена Мемус, совладелец компании RGE (Robotic Generation Electronic), ОАЭ:

— С «Промоботом» мы сотрудничаем уже три года. Их продукт интересный и эксклюзивный, неплохой по качеству, при этом недорогой. Привлекает то, что ребята развиваются, не стоят на месте и идут быстрыми шагами все выше и выше. Растет качество. Растет сама компания: они открыли громадный шикарный завод в России. Это очень приятно. Кроме того, они безотказны в технической поддержке: какой бы вопрос об их роботах ни возник — сразу отвечают. Они очень активны, позитивны, с ними всегда здорово и интересно работать.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Хорошо забытое старое Хорошо забытое старое

Для чего во Франкфурте-на-Майне восстановили средневековый облик центра города

Forbes
Ариана Гранде получила на сцене удар лимоном в грудь от поклонников Бейонсе Ариана Гранде получила на сцене удар лимоном в грудь от поклонников Бейонсе

В 25-летнюю певицу бросили цитрус во время ее концерта на фестивале Coachella

Cosmopolitan
В Adidas за смузи В Adidas за смузи

Adidas предлагает модель нового розничного магазина

Эксперт
Страна нищих капиталистов Страна нищих капиталистов

Когда государство спонсирует зарубежную экономику, нет развитого рынка капитала

Эксперт
«Возрастная дискриминация у нас начинается в 45 лет» «Возрастная дискриминация у нас начинается в 45 лет»

Почему вместе с сокращением рабочих мест сокращается и безработица?

Огонёк
Как Трамп принял решение выслать 60 российских дипломатов. Версия The New York Times Как Трамп принял решение выслать 60 российских дипломатов. Версия The New York Times

Кто и как убедил Трампа пойти на такой шаг?

Forbes
Диван желаний Диван желаний

Татьяна Бабенкова из сериала и фильма «Полицейский с Рублевки»

Maxim
7 странных вещей, которые отправляли в космос — от пиццы до светового меча 7 странных вещей, которые отправляли в космос — от пиццы до светового меча

Самые необычные вещи, которые когда-либо отправляли в космос

Playboy
Сергей Абрамов: Владение оружием надо популяризировать Сергей Абрамов: Владение оружием надо популяризировать

В Ростехе призвали популяризировать владение оружием, чтобы увеличить продажи

СНОБ
Ремень-навигатор: есть ли место умной одежде в модной индустрии Ремень-навигатор: есть ли место умной одежде в модной индустрии

Пригодна ли умная одежда для повседневной носки

Forbes
Что подарить девушке на первом свидании: гид для тех, кто не хочет облажаться Что подарить девушке на первом свидании: гид для тех, кто не хочет облажаться

Сейчас мы расскажем, как произвести неизгладимое первое впечатление

Playboy
Почему люди носят сандалии именно с носками? Всему виной Древняя Греция и СССР Почему люди носят сандалии именно с носками? Всему виной Древняя Греция и СССР

Вы тоже порабощены советской культурой и боитесь показывать ноги!

Playboy
Спец расскажет… Что такое VoLTE и почему это круто? Спец расскажет… Что такое VoLTE и почему это круто?

Что такое VoLTE, какие преимущества дает, и как включить VoLTE на смартфоне?

CHIP
Древние ритуальные подношения со дна озера Титикака: что обнаружили ученые Древние ритуальные подношения со дна озера Титикака: что обнаружили ученые

Озеро Титикака продолжает открывать свои тайны

National Geographic
Дизайнер Wandler о своей первой коллекции обуви Дизайнер Wandler о своей первой коллекции обуви

Эльза Вандлер рассказала, почему мир устал от кроссовок

Vogue
О театре со вкусом О театре со вкусом

Торжественный обед журнала ОK! с участием номинантов премии «Золотая маска»

OK!
Поклонник красоты и простоты Поклонник красоты и простоты

Яну Хайцеэру есть что рассказать. Ведь он стоял у истоков внедорожного движения

4x4 Club
Новая загадка Марианской впадины Новая загадка Марианской впадины

Ученые обнаружили в Бездне Челленджера бактерии, питающиеся углеводородом

National Geographic
Журнал Минобороны рассказал о том, что российские военные владеют боевой парапсихологией Журнал Минобороны рассказал о том, что российские военные владеют боевой парапсихологией

Спецназ тренируется телепатии на дельфинах и взламывает компьютеры силой мысли

Maxim
Хранить нельзя выбросить Хранить нельзя выбросить

Что делать, если после генеральной уборки квартира опять наполняется хламом

Cosmopolitan
Как миллениалы разрушают индустрию личных финансов Как миллениалы разрушают индустрию личных финансов

На Западе миллениалы уже вовсю диктуют рынку личных финансов свои условия

Forbes
«Я очень сильно боялся летать» «Я очень сильно боялся летать»

Интервью с известным тревел-блогером Сергеем Долей

OK!
Как Как

Почему “Мстители: Финал” — это только начало

Esquire
Прогулка по крыше Прогулка по крыше

Трекинг – самый простой жанр путешествия, по сути – встал и пошёл

National Geographic Traveler
Ниоткуда с любовью Ниоткуда с любовью

Автор недавнего документального фильма о Бродском, пытается найти его среди нас

Esquire
«Патриот» берет на вооружение горные лыжи и океанариум «Патриот» берет на вооружение горные лыжи и океанариум

Что Минобороны решило построить в крупнейшем военном парке

РБК
Алкогений: Александр Грин Алкогений: Александр Грин

А. Грин: «Вино само по себе есть не что иное, как прекрасный полет на месте»

Maxim
Добро пожаловать в «Твин Пикс» Добро пожаловать в «Твин Пикс»

Путешествие по местам съемок «Твин Пикс»

4x4 Club
Не только Азия Не только Азия

Мотор-шоу в Шанхае и выставка в Нью-Йорке в этом году идут одновременно

АвтоМир
В начале была музыка В начале была музыка

Как Полу Маккартни удалось записать лучший альбом года

The Rake
Открыть в приложении