Производитель керамогранита Estima начинает выпуск плит сверхбольших размеров

ЭкспертБизнес

Размер XXL как лекарство от стагнации

Компания Estima, специализирующаяся на керамограните, модернизировала производство для выпуска плит сверхбольших размеров. Estima делает ставку на то, что в стране и за рубежом растет спрос на крупные форматы при общей стагнации рынка керамики.

Виктория Безуглова

На открытии очередного шоурума компании Estima в Москве была представлена «Джоконда» Леонардо да Винчи в качестве примера возможностей современных керамических технологий

Мона Лиза может загадочно улыбаться вам со стены в ванной комнате, не боясь сырости, или с кухонного фартука над печью, игнорируя пар кастрюль. И это будет не мозаичное изображение, а качественная реплика Джоконды, напечатанная на цельной большой плите керамогранита. Несколько лет назад на открытии одного из своих розничных салонов компания Estima представила гостям изображение таинственной красавицы в формате 60×120 см, вызвав бурные аплодисменты, а теперь технологические возможности компании еще более расширились и позволяют являть миру изображения в форматах 80×80 и 80×160 см.

Estima провела масштабную модернизацию в одном из цехов Ногинского комбината строительных изделий и в конце мая запустила линию по изготовлению керамогранита сверхбольших размеров. Проект оценивается более чем в 600 млн рублей, из которых 271 млн под один процент годовых предоставил в качестве льготного займа Фонд развития промышленности; он должен окупиться за пять лет. На заявленную мощность два миллиона квадратных метров в год линию планируют вывести уже в 2022-м, а дополнительная настройка оборудования позволит выпускать новые большие размеры: 80×180, 120×120, 20×160 и 20×180 см. «Мы анализируем архитектурные тренды и понимаем, что спрос на большие форматы растет. Мы не хотим отставать от конкурентов, которые уже работают в этом сегменте», — говорит директор Estima по маркетингу Юлия Буданова.

В Ассоциации производителей керамических материалов (АПКМ) подтверждают, что крупноформатные керамогранитные изделия все чаще используются в отделке фасадов зданий, больших общественных зон, таких как аэропорты, вокзалы, библиотеки, музеи, торговые центры. «Керамогранит — это мода, основанная на высоких эксплуатационных характеристиках материала, его долговечности, а в части декора наши производители преуспели и сделают все, что угодно. Потребитель за это голосует рублем, что мотивирует производителей ставить новые линии, идти в ногу со временем, чтобы не потерять рынок», — говорит директор АПКМ Альберт Попов.

За счет новой линии Estima планирует не только укрепить свои позиции на внутреннем рынке, но и серьезно развить экспортное направление, нарастив поставки за рубеж с нынешних 7% выручки до 30%.

Уже не в голубом океане

В 2001 году Estima первой в России запустила по итальянским технологиям производство керамогранита — тогда нового материала с интересными эксплуатационными характеристиками: практически нулевым водопоглощением, устойчивостью к агрессивному химическому воздействию и огню. Такая плитка не разрушается при низких температурах, в этом ее основное отличие от обычной пористой керамики. На родине в Италии этот материал называют gres porcellanato, где gres — остеклованный непористый материал, а porcellanato указывает на родство с фарфором. Слово «керамогранит» придумали в Estima и теперь шутят, что если бы знали, как оно приживется в России, то запатентовали бы его. На первых порах они были единственными в «голубом океане» никем не занятого рынка; правда, в полной мере испытали все трудности первопроходцев: сами объясняли потребителям разницу между новым продуктом и обычной плиткой и учили, как с ним работать. Сегодня керамогранит выпускают и другие керамические заводы, но Estima, нарастив за двадцать лет объем производства до 15 млн кв. м, является лидером в этом сегменте, а в целом среди производителей керамических материалов занимает третью-четвертую строчки рейтинга и долю 10–11% на рынке.

Рынок керамики — зрелый, более 55% приходится на шесть компаний — помимо Estima среди них «Керама Марацци», «Юнитайл», «Церсанит трейд», «Квадро декор», ЗКС. При этом, по данным IndexBox, последние годы спрос сокращается: с 224 млн кв. м в 2014 году он упал до 196 млн кв. м в 2020-м. Однако процессы стагнации керамического рынка, прокатившиеся по всему миру и особенно затронувшие страны Азии и ЕС, коснулись не всех игроков. И Estima весь прошлый год продолжала наращивать производство. «Несмотря на пандемию, мы дали прирост и в метрах, и в деньгах. Более того, общение с коллегами по отрасли показало, что рынок керамического гранита переживает дефицит производственных мощностей с четвертого квартала прошлого года», — отмечает Юлия Буданова.

Устойчивые позиции Estima на рынке объясняются перераспределением спроса: спрос на обычную керамическую плитку падает, а на керамогранит растет, сегодня соотношение составляет порядка 50 на 50, но в будущем керамогранит еще больше потеснит плитку. Причем меняется и структура потребления самого керамогранита: в 2000-е он главным образом использовался как напольное покрытие, но сегодня на пол идет 45% плит, 31% — на фасады и 24% — на внутреннюю отделку стен. Особенно быстро растет интерес к большим фасадным плитам на фоне моды на навесные вентилируемые фасады.

Кроме того, Estima постепенно уходит из массового сегмента и делает ставку на продукты с высокой маржинальностью. Для этого компания инвестирует в технологические инновации. К примеру, несколько лет назад вслед за мировой модой здесь освоили производство глазурованной плиты, а вскоре в Италии появилась технология Digital print, с помощью которой можно нанести на керамогранит печатное изображение любой сложности, вплоть до художественных шедевров, и Estima одной из первых приобрела такое цифровое оборудование.

Модернизация линии в Ногинске тоже является ответом на запрос рынка. «Итальянское оборудование приобретают все ведущие мировые компании, но мы взяли универсальный вариант, с возможностью настройки под разные форматы, и установили сверхмощный восьмидесятитысячный гидравлический пресс для производства плитки больших форматов, мощнее такого пресса нет в мире», — рассказывает Юлия Буданова. Чем тяжелее пресс, тем более ровной получается плитка. Кроме того, была приобретена цифровая машина для декорирования плитки, производства панно из крупноразмерных плит, а также оборудование роботизированной системы глазурования с технологией умного производства 4.0, которая может сама корректировать технологический процесс, повышать гибкость и в итоге снижать себестоимость производства на 10–20%, сокращать сроки выпуска изделий.

Керамогранит для продвинутых покупателей и экспорта

На этот раз Estima не придется раскачивать рынок под новый продукт, потому что его и так хорошо знают. Большие форматы на отечественный рынок поставляют компании Italon, «Керамика будущего», «Керама Марацци», а Laminam работает в особой нише крупноформатных плит — делает ультратонкие поверхности толщиной три и пять миллиметров, которые используются не только для отделки фасадов и внутренних поверхностей, но и для изготовления мебели и кухонь.

У керамогранита больших размеров есть два канала реализации: широкий — это профессиональный строительный рынок, или так называемый проектный канал, который представляют застройщики, девелоперы, архитекторы, и узкий — продажи частному покупателю. «В данном сегменте продукции частный покупатель редко делает выбор самостоятельно, если только с ним не работает дизайнер, который понимает, как большой формат изменяет интерьер, пространство», — говорит Юлия Буданова. Однако в Estima рассчитывают и на рост второго сегмента, поскольку дизайнеры в стране весьма высокого уровня, знают специфику продукта, посещают презентации и знакомы с трендами, которые уже прижились в Европе и Америке.

Поскольку спрос на керамогранит растет и на мировом рынке, Estima планирует в будущем до трети выпуска продавать за рубеж. Экспорт компании и раньше рос — каждый год примерно на 20%. Уже налажены поставки в 60 стран, открыты представительства в Италии и США. Убедительные аргументы для внешних партнеров — двадцатилетний опыт работы Estima, наличие итальянского оборудования и поставки продукции в саму Италию, европейское сырье: глазурь и красители итальянские, высшего качества, белая глина (каолин) изначально закупалась на тех же карьерах, что и у европейских производителей, и лишь недавно ей нашли аналогичную по параметрам замену в России. Привлекает также гибкость в сроках отгрузки и индивидуальный подход.

К примеру, в Estima формируют заявку на один месяц вперед с возможностью дополнительной корректировки сроков, а многие зарубежные производители — на три месяца и почти не вносят в свой план изменений. В итоге российская компания выполняет заказ от двух до шести-семи недель, тогда как у зарубежных поставщиков этот диапазон составляет 12–15 недель. Клиентов подкупает также возможность заказать индивидуальный дизайн плит, правда, в этих случаях оговариваются требования к минимальному объему заказа.

Что касается цен, то Estima не только не конкурирует по этому показателю, но иногда продает свою продукцию дороже, чем итальянские и испанские бренды. Одна из причин — таможенная дискриминация российской керамики, при ввозе которой в ЕС и многие страны Азии и Ближнего Востока взимается импортная пошлина, тогда как на продукцию Италии и Испании пошлины нет. Estima выигрывает за счет уникальных коллекций с оригинальным дизайном, которых нет в «соседнем шоуруме». «Это уникально разработанная графика и техническое решение с применением современных технологий, — поясняет Виктория Буданова. — Можно взять как пример коллекцию Ametis, имитирующую природные материалы: натуральный камень, различные виды мрамора, благородные породы дерева — там буквально передается их структура и оттенки». По ее словам, ежегодно портфель премиальных продуктов компании пополняется 50 новыми дизайнами, такого нет ни у кого из конкурентов. К тому же Estima поставляет на рынок, в отличие от некоторых европейских производителей, только ректифицированный керамогранит, то есть с обрезанными торцами, что позволяет делать бесшовную укладку и, следовательно, большеформатные панно. А в 2021 году компания запустила и аккредитовала в ЕС еще и уникальное антибактериальное покрытие, благодаря которому керамогранит становится на 99% резистентным ко всем микробам и бактериям. Технология нанесения покрытия состоит в том, что в глазурь вводится антибактериальная добавка с ионами серебра, и после обжига плитка приобретает защитные свойства. В результате соприкосновения с такой поверхностью бактерии просто погибают.

Впрочем, структура мирового рынка керамики весьма динамична благодаря появлению новых стран-экспортеров: Китая, Индии, Турции, Египта — и иногда ценовое преимущество конкурента становится непреодолимым. В таких случаях Estima корректирует географию продаж. Так, продажи в Сербию недавно сократились из-за поставок туда турецкого керамогранита по более выгодной цене в силу более дешевой логистики (расстояние от Турции до Сербии меньше, чем от России), зато выросли продажи в Белоруссию, стабильны поставки в Казахстан и Узбекистан. Хорошо идет российская плита в США, Катар, Словению, Тринидад и Тобаго. Что касается вкусов иностранцев, то самые востребованные дизайны — под мрамор, цемент в лофт-дизайне и технический керамогранит. А самый популярный формат — 60×120 см, в Америке еще и 30×60 см, но клиенты уже ожидают выхода продукции 80×80 и 80×160 см.


Компания Estima основана в 2001 году в городе Ногинске Московской области. Активы: производственные комплексы Ногинского комбината строительных изделий и Самарского объединения керамики, сеть розничных салонов «Студия керамики Estima» (17 салонов по всей России, интернет-магазины). Осуществляет экспорт более чем в 60 стран, имеет торговые представительства в США (Фуллертон, штат Калифорния) и Италии (Рубьера, область Эмилия-Романья).

Выручка — 6 млрд рублей.

Число сотрудников — 1500 человек.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Скандий не желает сплавляться Скандий не желает сплавляться

Сплавы металлов с редкоземельным скандием не востребованы в промышленности

Эксперт
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Социологи обнаружили в России социальную апатию Социологи обнаружили в России социальную апатию

Как исследователи раскрывают феномен социальной апатии и есть ли она вообще

Эксперт
Правда, что от страха можно поседеть за одну ночь? Правда, что от страха можно поседеть за одну ночь?

Неужели действительно можно в одночасье поседеть?

ТехИнсайдер
«Однажды я проснулся в два раза богаче» «Однажды я проснулся в два раза богаче»

Михаил Шардин — о своем пути от спекуляций на срочном рынке к пассивному доходу

Эксперт
Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете

Ледниковый шельф Уилкинса в Антарктиде демонстрирует признаки нестабильности

Inc.
Сетевой наем: сотрудников ищем, имидж работодателя создаем… Сетевой наем: сотрудников ищем, имидж работодателя создаем…

Рекрутинговая компания HeadHunter стала лидером рынка

Эксперт
«Наденьте кислородную маску сначала на себя»: 5 уроков о личной отвественности «Наденьте кислородную маску сначала на себя»: 5 уроков о личной отвественности

Как здоровые отношения с личной ответственностью делают нас увереннее в себе?

Psychologies
Одежда попала в онлайн-оборот Одежда попала в онлайн-оборот

На рынке одежды, обуви и имиджевых предметов происходят масштабные перемены

Эксперт
Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила

Электрические духовки разные ― у каждой модели свои параметры и особенности

CHIP
БМПТ «Терминатор»: эффективный ограничитель на поле боя БМПТ «Терминатор»: эффективный ограничитель на поле боя

Боевая машина поддержки танков полезна на открытой местности и в городских боях

Эксперт
Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов

Хорроры-антологии, которые не позволят вам от себя оторваться

Правила жизни
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
«Это все квантовая физика! Непочтительное руководство по фундаментальной природе всего» «Это все квантовая физика! Непочтительное руководство по фундаментальной природе всего»

Как теория Дэвида Бома отрицает свободу воли

N+1
Параллельные люди Параллельные люди

С какими альтернативными человечествами мы могли бы делить Землю?

Вокруг света
5 инноваций, которые помогли тепловозам побороть паровозы 5 инноваций, которые помогли тепловозам побороть паровозы

Лишь в 1960-х стало окончательно понятно, что паровозу не тягаться с дизелем

ТехИнсайдер
«Сладкая история мира. 2000 лет господства сахара в экономике, политике и медицине» «Сладкая история мира. 2000 лет господства сахара в экономике, политике и медицине»

Какие инновации пришли в сахарное производство в XVIII веке

N+1
В стране невыученных налогов В стране невыученных налогов

Почему блогеры стали целевой аудиторией ФНС

Деньги
Марсоход Curiosity расскажет, как с планеты уходила вода Марсоход Curiosity расскажет, как с планеты уходила вода

Марсоход NASA Curiosity начал исследование нового региона Марса

ТехИнсайдер
Все гениальное просто: 5 привычных предметов мебели с интересной историей Все гениальное просто: 5 привычных предметов мебели с интересной историей

Интересная история разработки стоит за каждым из этих предметов мебели

ТехИнсайдер
«Люди повезли в карманах»: зачем россияне покупают слитки золота по 100 т в год «Люди повезли в карманах»: зачем россияне покупают слитки золота по 100 т в год

На фоне высоких котировок на золото, спрос на инвестиции в этот актив растет

Forbes
«Имя мне Легион» «Имя мне Легион»

Современные ученые вторгаются в вотчину Бога — клонирование человека

Зеркало Мира
Запад помог Востоку: что выиграл Китай от санкций против российских металлов Запад помог Востоку: что выиграл Китай от санкций против российских металлов

Санкции, наложенные на российские металлы, могут быть на руку Китаю

Forbes
Феномен высокого места: почему нас так тянет спрыгнуть с края Феномен высокого места: почему нас так тянет спрыгнуть с края

Что такое «зов бездны» и почему некоторые ему поддаются?

Psychologies
Мне не страшно Мне не страшно

Почему нас пугает возраст и как этому можно противостоять

VOICE
Гигант с крутым нравом Гигант с крутым нравом

Бегемот — животное дружелюбное на вид, но обладающее крайне скверным нравом

Зеркало Мира
Черная дыра промежуточной массы выдала себя пролетами сквозь аккреционный поток вблизи сверхмассивной черной дыры Черная дыра промежуточной массы выдала себя пролетами сквозь аккреционный поток вблизи сверхмассивной черной дыры

Пара из сверхмассивной черной дыры и черной дыры промежуточной массы

N+1
Брокколи Брокколи

Почему броколли считается суперфудом?

Здоровье
«Паутина страха» и «Судная ночь в Аркадии»: чем пугают дарвинистский арахнохоррор и тихий постапокалипсис с Николасом Кейджем? «Паутина страха» и «Судная ночь в Аркадии»: чем пугают дарвинистский арахнохоррор и тихий постапокалипсис с Николасом Кейджем?

Фильмы ужасов, которые одинаково сильно любят темноту и жутких существ

Правила жизни
Открыть в приложении