Производитель керамогранита Estima начинает выпуск плит сверхбольших размеров

ЭкспертБизнес

Размер XXL как лекарство от стагнации

Компания Estima, специализирующаяся на керамограните, модернизировала производство для выпуска плит сверхбольших размеров. Estima делает ставку на то, что в стране и за рубежом растет спрос на крупные форматы при общей стагнации рынка керамики.

Виктория Безуглова

На открытии очередного шоурума компании Estima в Москве была представлена «Джоконда» Леонардо да Винчи в качестве примера возможностей современных керамических технологий

Мона Лиза может загадочно улыбаться вам со стены в ванной комнате, не боясь сырости, или с кухонного фартука над печью, игнорируя пар кастрюль. И это будет не мозаичное изображение, а качественная реплика Джоконды, напечатанная на цельной большой плите керамогранита. Несколько лет назад на открытии одного из своих розничных салонов компания Estima представила гостям изображение таинственной красавицы в формате 60×120 см, вызвав бурные аплодисменты, а теперь технологические возможности компании еще более расширились и позволяют являть миру изображения в форматах 80×80 и 80×160 см.

Estima провела масштабную модернизацию в одном из цехов Ногинского комбината строительных изделий и в конце мая запустила линию по изготовлению керамогранита сверхбольших размеров. Проект оценивается более чем в 600 млн рублей, из которых 271 млн под один процент годовых предоставил в качестве льготного займа Фонд развития промышленности; он должен окупиться за пять лет. На заявленную мощность два миллиона квадратных метров в год линию планируют вывести уже в 2022-м, а дополнительная настройка оборудования позволит выпускать новые большие размеры: 80×180, 120×120, 20×160 и 20×180 см. «Мы анализируем архитектурные тренды и понимаем, что спрос на большие форматы растет. Мы не хотим отставать от конкурентов, которые уже работают в этом сегменте», — говорит директор Estima по маркетингу Юлия Буданова.

В Ассоциации производителей керамических материалов (АПКМ) подтверждают, что крупноформатные керамогранитные изделия все чаще используются в отделке фасадов зданий, больших общественных зон, таких как аэропорты, вокзалы, библиотеки, музеи, торговые центры. «Керамогранит — это мода, основанная на высоких эксплуатационных характеристиках материала, его долговечности, а в части декора наши производители преуспели и сделают все, что угодно. Потребитель за это голосует рублем, что мотивирует производителей ставить новые линии, идти в ногу со временем, чтобы не потерять рынок», — говорит директор АПКМ Альберт Попов.

За счет новой линии Estima планирует не только укрепить свои позиции на внутреннем рынке, но и серьезно развить экспортное направление, нарастив поставки за рубеж с нынешних 7% выручки до 30%.

Уже не в голубом океане

В 2001 году Estima первой в России запустила по итальянским технологиям производство керамогранита — тогда нового материала с интересными эксплуатационными характеристиками: практически нулевым водопоглощением, устойчивостью к агрессивному химическому воздействию и огню. Такая плитка не разрушается при низких температурах, в этом ее основное отличие от обычной пористой керамики. На родине в Италии этот материал называют gres porcellanato, где gres — остеклованный непористый материал, а porcellanato указывает на родство с фарфором. Слово «керамогранит» придумали в Estima и теперь шутят, что если бы знали, как оно приживется в России, то запатентовали бы его. На первых порах они были единственными в «голубом океане» никем не занятого рынка; правда, в полной мере испытали все трудности первопроходцев: сами объясняли потребителям разницу между новым продуктом и обычной плиткой и учили, как с ним работать. Сегодня керамогранит выпускают и другие керамические заводы, но Estima, нарастив за двадцать лет объем производства до 15 млн кв. м, является лидером в этом сегменте, а в целом среди производителей керамических материалов занимает третью-четвертую строчки рейтинга и долю 10–11% на рынке.

Рынок керамики — зрелый, более 55% приходится на шесть компаний — помимо Estima среди них «Керама Марацци», «Юнитайл», «Церсанит трейд», «Квадро декор», ЗКС. При этом, по данным IndexBox, последние годы спрос сокращается: с 224 млн кв. м в 2014 году он упал до 196 млн кв. м в 2020-м. Однако процессы стагнации керамического рынка, прокатившиеся по всему миру и особенно затронувшие страны Азии и ЕС, коснулись не всех игроков. И Estima весь прошлый год продолжала наращивать производство. «Несмотря на пандемию, мы дали прирост и в метрах, и в деньгах. Более того, общение с коллегами по отрасли показало, что рынок керамического гранита переживает дефицит производственных мощностей с четвертого квартала прошлого года», — отмечает Юлия Буданова.

Устойчивые позиции Estima на рынке объясняются перераспределением спроса: спрос на обычную керамическую плитку падает, а на керамогранит растет, сегодня соотношение составляет порядка 50 на 50, но в будущем керамогранит еще больше потеснит плитку. Причем меняется и структура потребления самого керамогранита: в 2000-е он главным образом использовался как напольное покрытие, но сегодня на пол идет 45% плит, 31% — на фасады и 24% — на внутреннюю отделку стен. Особенно быстро растет интерес к большим фасадным плитам на фоне моды на навесные вентилируемые фасады.

Кроме того, Estima постепенно уходит из массового сегмента и делает ставку на продукты с высокой маржинальностью. Для этого компания инвестирует в технологические инновации. К примеру, несколько лет назад вслед за мировой модой здесь освоили производство глазурованной плиты, а вскоре в Италии появилась технология Digital print, с помощью которой можно нанести на керамогранит печатное изображение любой сложности, вплоть до художественных шедевров, и Estima одной из первых приобрела такое цифровое оборудование.

Модернизация линии в Ногинске тоже является ответом на запрос рынка. «Итальянское оборудование приобретают все ведущие мировые компании, но мы взяли универсальный вариант, с возможностью настройки под разные форматы, и установили сверхмощный восьмидесятитысячный гидравлический пресс для производства плитки больших форматов, мощнее такого пресса нет в мире», — рассказывает Юлия Буданова. Чем тяжелее пресс, тем более ровной получается плитка. Кроме того, была приобретена цифровая машина для декорирования плитки, производства панно из крупноразмерных плит, а также оборудование роботизированной системы глазурования с технологией умного производства 4.0, которая может сама корректировать технологический процесс, повышать гибкость и в итоге снижать себестоимость производства на 10–20%, сокращать сроки выпуска изделий.

Керамогранит для продвинутых покупателей и экспорта

На этот раз Estima не придется раскачивать рынок под новый продукт, потому что его и так хорошо знают. Большие форматы на отечественный рынок поставляют компании Italon, «Керамика будущего», «Керама Марацци», а Laminam работает в особой нише крупноформатных плит — делает ультратонкие поверхности толщиной три и пять миллиметров, которые используются не только для отделки фасадов и внутренних поверхностей, но и для изготовления мебели и кухонь.

У керамогранита больших размеров есть два канала реализации: широкий — это профессиональный строительный рынок, или так называемый проектный канал, который представляют застройщики, девелоперы, архитекторы, и узкий — продажи частному покупателю. «В данном сегменте продукции частный покупатель редко делает выбор самостоятельно, если только с ним не работает дизайнер, который понимает, как большой формат изменяет интерьер, пространство», — говорит Юлия Буданова. Однако в Estima рассчитывают и на рост второго сегмента, поскольку дизайнеры в стране весьма высокого уровня, знают специфику продукта, посещают презентации и знакомы с трендами, которые уже прижились в Европе и Америке.

Поскольку спрос на керамогранит растет и на мировом рынке, Estima планирует в будущем до трети выпуска продавать за рубеж. Экспорт компании и раньше рос — каждый год примерно на 20%. Уже налажены поставки в 60 стран, открыты представительства в Италии и США. Убедительные аргументы для внешних партнеров — двадцатилетний опыт работы Estima, наличие итальянского оборудования и поставки продукции в саму Италию, европейское сырье: глазурь и красители итальянские, высшего качества, белая глина (каолин) изначально закупалась на тех же карьерах, что и у европейских производителей, и лишь недавно ей нашли аналогичную по параметрам замену в России. Привлекает также гибкость в сроках отгрузки и индивидуальный подход.

К примеру, в Estima формируют заявку на один месяц вперед с возможностью дополнительной корректировки сроков, а многие зарубежные производители — на три месяца и почти не вносят в свой план изменений. В итоге российская компания выполняет заказ от двух до шести-семи недель, тогда как у зарубежных поставщиков этот диапазон составляет 12–15 недель. Клиентов подкупает также возможность заказать индивидуальный дизайн плит, правда, в этих случаях оговариваются требования к минимальному объему заказа.

Что касается цен, то Estima не только не конкурирует по этому показателю, но иногда продает свою продукцию дороже, чем итальянские и испанские бренды. Одна из причин — таможенная дискриминация российской керамики, при ввозе которой в ЕС и многие страны Азии и Ближнего Востока взимается импортная пошлина, тогда как на продукцию Италии и Испании пошлины нет. Estima выигрывает за счет уникальных коллекций с оригинальным дизайном, которых нет в «соседнем шоуруме». «Это уникально разработанная графика и техническое решение с применением современных технологий, — поясняет Виктория Буданова. — Можно взять как пример коллекцию Ametis, имитирующую природные материалы: натуральный камень, различные виды мрамора, благородные породы дерева — там буквально передается их структура и оттенки». По ее словам, ежегодно портфель премиальных продуктов компании пополняется 50 новыми дизайнами, такого нет ни у кого из конкурентов. К тому же Estima поставляет на рынок, в отличие от некоторых европейских производителей, только ректифицированный керамогранит, то есть с обрезанными торцами, что позволяет делать бесшовную укладку и, следовательно, большеформатные панно. А в 2021 году компания запустила и аккредитовала в ЕС еще и уникальное антибактериальное покрытие, благодаря которому керамогранит становится на 99% резистентным ко всем микробам и бактериям. Технология нанесения покрытия состоит в том, что в глазурь вводится антибактериальная добавка с ионами серебра, и после обжига плитка приобретает защитные свойства. В результате соприкосновения с такой поверхностью бактерии просто погибают.

Впрочем, структура мирового рынка керамики весьма динамична благодаря появлению новых стран-экспортеров: Китая, Индии, Турции, Египта — и иногда ценовое преимущество конкурента становится непреодолимым. В таких случаях Estima корректирует географию продаж. Так, продажи в Сербию недавно сократились из-за поставок туда турецкого керамогранита по более выгодной цене в силу более дешевой логистики (расстояние от Турции до Сербии меньше, чем от России), зато выросли продажи в Белоруссию, стабильны поставки в Казахстан и Узбекистан. Хорошо идет российская плита в США, Катар, Словению, Тринидад и Тобаго. Что касается вкусов иностранцев, то самые востребованные дизайны — под мрамор, цемент в лофт-дизайне и технический керамогранит. А самый популярный формат — 60×120 см, в Америке еще и 30×60 см, но клиенты уже ожидают выхода продукции 80×80 и 80×160 см.


Компания Estima основана в 2001 году в городе Ногинске Московской области. Активы: производственные комплексы Ногинского комбината строительных изделий и Самарского объединения керамики, сеть розничных салонов «Студия керамики Estima» (17 салонов по всей России, интернет-магазины). Осуществляет экспорт более чем в 60 стран, имеет торговые представительства в США (Фуллертон, штат Калифорния) и Италии (Рубьера, область Эмилия-Романья).

Выручка — 6 млрд рублей.

Число сотрудников — 1500 человек.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Время на скорость не равно пути Время на скорость не равно пути

Транспортная доступность Белгородской и Иркутской областей

Эксперт
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Отдохнули в реальности Отдохнули в реальности

Биржи на отвлеклись от новых технологий и переключились на традиционный сектор

Эксперт
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Трейдеры уходят в темноту Трейдеры уходят в темноту

Зачем брокеры и биржи расширяют время торгов

Эксперт
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
На дровах и всех парах На дровах и всех парах

«Всеядной» мини-электростанции для работы нужно любое твердое топливо

Эксперт
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Я – Янковский Я – Янковский

Ивану Янковскому уже пророчат место главного артиста страны

Esquire
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Театр в Казани: агрессивно, бескомпромиссно Театр в Казани: агрессивно, бескомпромиссно

Здание театра Камала в Казани — проект редких амбиций и остроты архитектуры

Монокль
Пушистые герои: реальные истории о кошках, которые спасли жизнь людям Пушистые герои: реальные истории о кошках, которые спасли жизнь людям

Реальные случаи, когда кошкам удалось спасти жизнь людям

ТехИнсайдер
Под замком Сфорца в Италии нашли тайные туннели: их описывал Леонардо да Винчи! Под замком Сфорца в Италии нашли тайные туннели: их описывал Леонардо да Винчи!

Как ученые смогли доказать, что под замком Сфорца существуют подземные туннели

ТехИнсайдер
«Наша цель — создание персональнои витрины для каждого клиента» «Наша цель — создание персональнои витрины для каждого клиента»

Динара Юнусова о том, как развивается сегмент финансовых маркетплейсов

Деньги
Опять двадцать пять Опять двадцать пять

Какие тренды будут изменять жизнь во второй четверти XXI века

Men Today
Юрий Сапрыкин: «Все было на драйве, на кураже, на преодолении собственного невежества и непонимания» Юрий Сапрыкин: «Все было на драйве, на кураже, на преодолении собственного невежества и непонимания»

Юрий Сапрыкин об истории медиа, роли поколения пятидесятилетних и даже будущем

Afternoon Seasons of life
Отели как лучше Отели как лучше

Об особенностях российского туристического бизнеса

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Самое продуктивное межсезонье Самое продуктивное межсезонье

Моды в гуманитарных науках никогда не бывают сезонными: это всегда межсезонье

Знание – сила
Мультпарад Мультпарад

Что можно узнать о любви из популярных анимационных фильмов?

Лиза
«Я много снималась в кино, но такого проекта у меня еще не было» «Я много снималась в кино, но такого проекта у меня еще не было»

Чему Николь Кидман научил фильм «Плохая девочка»?

OK!
«Я очень скупой на оценки» «Я очень скупой на оценки»

Какова цена входа в виноделие и стоит ли обижаться на оценки в гиде

РБК
Деньги на стойку Деньги на стойку

Как ГК Key Point развивает региональную сеть центров обработки данных

Ведомости
Передозировка витаминов Передозировка витаминов

Чем опасен избыток витаминов?

Здоровье
«Лыжный спорт все еще переживает постолимпийский бум» «Лыжный спорт все еще переживает постолимпийский бум»

Юрий Бородавко о перспективной молодежи в команде и российском инвентаре

Ведомости
«Вино знакомит с интересными людьми» «Вино знакомит с интересными людьми»

Тренд на белые вина был очевиден. Любители вина уходят в более легкую историю

РБК
Комплексный обет Комплексный обет

Как помочь любимой справиться с комплексами на пути к наслаждению?

Men Today
Медитация вызывает изменения в областях мозга, связанных с памятью и эмоциями Медитация вызывает изменения в областях мозга, связанных с памятью и эмоциями

Как медитация может потенциально помочь в лечении психических заболеваний

ТехИнсайдер
Маркетинговая операция на триллионы рублей Маркетинговая операция на триллионы рублей

Маркетплейсы захватывают розничную торговлю за счет конкурентных преимуществ

Монокль
Открыть в приложении