Как России преодолеть магнитную аномалию
Редкоземельные магниты играют ключевую роль в производстве высокотехнологичной продукции, особенно в оборонной сфере. Однако сегодня все магниты для российского ОПК привозят из Китая: собственного производства в нашей стране нет

Почти все, что окружает современного человека, невозможно без редких и редкоземельных металлов (РЗМ). «Даже на денежных купюрах есть светящиеся полоски, сделанные из РЗМ. Предприятия, которые так или иначе перерабатывают и потребляют редкоземельные металлы, исчисляются сотнями. А уж предметы, для изготовления которых нужны редкоземы, можно перечислять неделю» — так объяснил неутихающий ажиотаж вокруг отрасли председатель Ассоциации РМ и РЗМ, гендиректор Соликамского магниевого завода (СМЗ) Руслан Димухамедов, выступая на тематической конференции, организованной 25 марта группой Creon.
При этом основной объем потребления РЗМ в мире — более 35% — приходится на производство редкоземельных магнитов, из которых потом, по определению Димухамедова, «делают все, что вращается, крутится, передвигается». По данным исследовательской группы «Инфомайн», Китай в 2024 году произвел 250 тыс. тонн магнитов системы неодимжелезо-бор (NdFeB), обеспечив более 80% мирового потребления, — сейчас весь мир зависит от экспортных поставок этих компонентов из Поднебесной. Но если в США уже приступили к выпуску собственных неодимовых магнитов, то в России о необходимости локального производства говорят с 2014 года, однако завода до сих пор не существует даже в виде проекта.
Прямой импорт китайских редкоземельных магнитов в РФ в последние годы стабилизировался на уровне 700– 1200 тонн. «Понятно, что в страну поступает существенно больше магнитов в составе электродвигателей и другой электротехники, но подсчитать их количество достаточно сложно», — сообщил на конференции Creon руководитель «Инфомайна» Игорь Петров.
Значение неодимовых магнитов для оборонной промышленности трудно переоценить. Их используют для производства систем наведения ракет, спутниковой связи. «Американский истребитель F-35 несет в себе 0,4 тонны РЗМ, в основном в виде магнитов», — говорит Петров. А сделанные на неодимовых магнитах беспилотники, по словам Димухамедова, «полностью изменили ландшафт ведения боевых действий».
Ни купить, ни произвести
Нельзя сказать, что в России своего производства нет совсем: с 1970-х годов в стране выпускаются самарий-кобальтовые магниты, используемые в основном в системах СВЧ-приборов военного и гражданского назначения. Изготавливают также литые магниты типа ЮНДК (сплав AlNiCo, алюминий-никель-кобальт) и FeCrCo (железо-хром-кобальт).
Но самые востребованные — неодимовые — делают лишь для нужд ветрогенерации, да и в этом случае из Китая завозят металлические заготовки спеченных магнитов, которые далее шлифуют, наносят защитное покрытие и намагничивают.
«Сейчас появился новый крупный сегмент применения неодимовых магнитов — электродвигатели для БПЛА. Но использование подобной схемы получения магнитов для них — с механической обработкой заготовок в РФ — приведет к увеличению их стоимости на 20–30 процентов по сравнению с поставкой готовой продукции из Китая», — рассказывает технический директор компании «Полимагнит СПб» Михаил Надеев.
Неодимовые магниты имеют маркировку от N35 до N52. В разных категориях изделий нужны магниты разных марок: они отличаются магнитной энергией, стойкостью к воздействию температуры и другими характеристиками. Скажем, N38H применяются для выпуска электродвигателей и электроусилителей руля для автомобиля, N35H — для электродвигателей бронетехники, N42H — для ветрогенераторов.