Преодолеть очередной спад
Пандемия, неблагоприятная конъюнктура рынка энергоносителей, а также политическая напряженность оказывают в текущем году сильное давление на деловое сотрудничество России и Германии. Однако немецкий бизнес продолжает верить в большой потенциал развития РФ, жалуясь, впрочем, на российскую бюрократию и усиливающийся протекционизм российских властей.
Германия сегодня второй по значимости внешнеэкономический партнер России: товарооборот РФ с этой страной превышает 50 млрд долларов в год и уступает только Китаю. Последние три года российско-германское деловое сотрудничество уверенно восстанавливалось после кризиса 2014 года: тогда товарооборот между странами рухнул почти на треть — с 70 млрд до 45 млрд долларов. Но после 2016 года, коснувшись дна в 40 млрд долларов, показатели торговли Германии и России начали уверенно расти: в 2017 и 2018 годах они достигли соответственно 50 млрд и 59 млрд долларов. В 2019 году произошло небольшое сокращение на 10%, до 53 млрд долларов (см. график), — впрочем, участники рынка считают это неплохим показателем. Однако в текущем году показатели российско-германского экономического сотрудничества поползли вниз гораздо сильнее: согласно данным Федеральной таможенной службы России, по итогам первого полугодия торговля между Россией и Германией упала почти на четверть — на 23,9%, до 19 млрд долларов. При этом торговый баланс заметно сместился в сторону российского импорта из Германии: в то время как экспорт России в Германию в первой половине 2020-го рухнул на 37%, до 8,7 млрд долларов, импорт из Германии сократился всего на 7%, до 10,4 млрд долларов.
Столь сильное падение российского экспорта в Германию связано прежде всего с неблагоприятной конъюнктурой спроса на энергоносители (из-за пандемии и общего торможения мирового экономического развития в январе–июле текущего года общая стоимость российского экспорта нефти упала на треть, газа — наполовину). Увы, не становятся лучше и политические отношения между странами, которые проходят проверку на прочность ситуацией вокруг отравления оппозиционера Алексея Навального и строительства газопровода «Северный поток — 2». «К сожалению, в 2020 году количественные показатели товарооборота между Россией и Германией будут заметно меняться, — сетует Вероника Любке, генеральный директор агентства экспортного развития бизнеса Bridge-One-Seven GmbH. — По итогам текущего года товарооборот заметно сократится; серьезные факторы, влияющие на этот процесс, — это не только последствия пандемии, но и политический фактор, в частности ситуация вокруг строительства “Северного потока — 2”. Впрочем, торговые взаимоотношения между странами можно по-прежнему назвать взаимовыгодными: среди почти 240 партнеров Германии по внешнеэкономической деятельности Россия занимает на данный момент 14-е место как экспортер товаров в ФРГ и 13-е место как импортер немецких товаров. Для сравнения: Великобритания занимает пятую позицию как покупатель товаров из Германии и только 11-ю позицию как продавец».
Не только сырьевой экспорт
Численные показатели российско-германского товарооборота выглядят сбалансированно: по итогам 2019 года 47% общего объема пришлось на импорт из Германии и 53% — на экспорт в эту страну. Однако по структуре двусторонней торговли по-прежнему наблюдается большой перекос в сторону поставок сырья из России в обмен на импорт из Германии высокотехнологичных товаров. Как и раньше, по итогам прошлого года львиная доля поставок из Германию в Россию — это автомобили и оборудование (51%), а также продукция химической промышленности (29%). Россия же в Германию преимущественно поставляет углеводородное сырье, которое в прошлом году заняло 84% всех поставок. Второй заметный тип российских поставок — металлы и изделия из них (5%). «Что Россия экспортирует в Германию, а что оттуда импортирует, — это большая разница, — отмечает Вероника Любке. — Для российских компаний категории продаваемых в Германию товаров — это топливо, медь, драгоценные металлы, древесина, а вот основные позиции в продажах Германии на российском рынке — технологии и инвестиционное оборудование».
Впрочем, высокотехнологичный экспорт России в Германию все же есть: по данным Российско-германской внешнеторговой палаты (ВТП), в первом полугодии текущего года из России в Германию было поставлено на экспорт машин, оборудования и транспортных средств на 187 млн евро, что составляет 2,5% всех экспортных поставок. «Кроме того, было поставлено продуктов органической и неорганической химии на 117 миллионов евро и продуктов фармацевтики на 1,7 миллиона евро, часть из которых также можно отнести к высокотехнологичной области», — указывает Маттиас Шепп, председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты.
По словам Маттиаса Шеппа, заметный пример успешного развития поставок в Германию высокотехнологичной продукции — это экспорт пензенского производителя станков «Станкомашстрой». Это предприятие специализируется на выпуске металлообрабатывающего оборудования, которое сейчас становится востребованным в разных странах, в том числе в Германии. «Станкомашстрой» сумел изменить классическую парадигму российско-немецкой торговли, когда Россия поставляет газ, нефть и другое сырье, а Германия — станки и оборудование, — отмечает Маттиас Шепп. — Станки собственного производства, оснащенные немецким программным обеспечением, российский завод поставляет не только в страны бывшего Советского Союза, но и в Европу, прежде всего в Германию. Потенциал роста высокотехнологичного экспорта есть в информационных технологиях, производстве новых материалов и композитов, электротехнического и энергетического оборудования, медицине и продаже интеллектуальной собственности. Многие российские компании из этих областей ищут партнеров в Германии».
Бюрократия и протекционизм
Говоря об условиях развития бизнеса в России, германский бизнес, как и раньше, высказывает разные мнения. Согласно опросу, проведенному совместно Восточным комитетом германской экономики (OAOEV) и Российско-германской внешнеторговой палатой 112 компаний из ФРГ, в которых работает 144 тыс. человек, 30% немецких предпринимателей считают, что деловой климат в России за минувший год улучшился, 39% не почувствовали изменений, а 31% констатировал ухудшение ситуации. Примерно такие же показатели настроений были год назад: в прошлом году доля компаний, где заметили улучшение делового климата, составила 32%.
Немецкие бизнесмены называют три ключевых фактора, которые препятствуют развитию их предприятий в России. Это бюрократия, слабые темпы роста российской экономики и протекционизм. В частности, в ходе опроса 62% немецких предприятий пожаловались на проблемы из-за протекционистских мер российских властей, например в сфере проведения публичных тендеров. «Опыт моего общения с собственниками и директорами немецких компаний полностью подтверждает эти наблюдения, — соглашается с результатами опроса Вероника Любке. — Таможенные процессы, требования по содержанию экспортно-импортной документации, зачастую превосходящие силу воображения немецких компаний, часто являются слишком серьезным препятствием для новичков, желающих войти в российский рынок, особенно если мы говорим о малых и средних предприятиях. С другой стороны, инфраструктура сопровождающих бизнес сервисных компаний, бизнес-ассоциаций и других структур, помогающих немецким компаниям решать подобные сложности, очень хорошо развита».
Серьезным испытанием для немецкого бизнеса стали визовые ограничения, которые были введены российским властями в связи с противодействием коронавирусу. Представители германских деловых кругов настоятельно просят ослабить эти рестрикции, так как они наносят ощутимый удар по бизнесу. «Существующие въездные ограничения — это серьезный вызов для немецкого бизнеса в России. Многие немецкие топ-менеджеры, имеющие трудовые договоры с компаниями в России, не могут въехать в страну из-за того, что рабочие визы в настоящее время не выдаются, — говорит Маттиас Шепп. — Мы призываем российское правительство в полном объеме возобновить выдачу рабочих виз с тем, чтобы иностранные менеджеры, в настоящее время не имеющие визы, могли вернуться к исполнению своих важных функций здесь, в России. Для установки и ремонта оборудования срочно требуются немецкие специалисты, члены некоторых семей месяцами живут вдали друг от друга, а многим менеджерам все труднее руководить бизнесом исключительно онлайн. Эти ограничения не только создают существенные трудности для многих из более чем 900 компаний — членов Российско-германской внешнеторговой палаты, но и, как показал недавний опрос ВТП, приводят к многомиллиардным убыткам».
Однако в ближайшие месяцы ситуация должна измениться в лучшую сторону: участники российско-германского сотрудничества указывают, что 6 октября этого года в России подписано распоряжение правительства, согласно которому с 1 января 2021-го вводятся электронные визы. И в перечень стран, на которые они будут распространяться, входят Германия и Австрия, что должно оживить деловые контакты между странами.
Ценность продукта
Впрочем, нынешние трудности двусторонней торговли как в Германии, так и в России, представители бизнеса склонны рассматривать как временные. С одной стороны, рано или поздно должны восстановиться спрос и цены на российские энергоносители. С другой стороны, немецкие компании рассчитывают на развитие сотрудничества не только в сырьевой сфере. Об этом, в частности, в конце сентября заявил федеральный министр экономики ФРГ Петер Альтмайер, который вместе с министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым в режиме видеоконференции принял участие в церемонии открытия крупного логистического центра немецкой компании Globus в Подмосковье.
Стоимость нового объекта в России составляет 70 млн евро, или 6,5 млрд рублей, а всего старейший ритейлер Германии, с 2005 года вложивший в российскую экономику 1,5 млрд евро, имеет на территории РФ 17 гипермаркетов и в будущем планирует расширять эту сеть. Петер Альтмайер часто публично подчеркивает важность экономического сотрудничества Германии с Россией, вот и на церемонии открытия Globus он напомнил, что с момента вступления в должность министра экономики в марте 2018 года посетил Россию четыре раза. Позволил себе министр и прокомментировать ситуацию вокруг отравления российского оппозиционера Алексея Навального. «Тучи иногда сгущаются, вызывая у нас беспокойство, — отметил Альтмайер, — Но тем не менее важно, чтобы мы продолжали сотрудничать, максимально используя те возможности, которые не затронуты действующими санкциями».
Тем не менее представители бизнеса признают, что в ближайшем будущем политический фактор будет оказывать существенное давление на развитие экономических отношений между Германией и Россией. «Существует большой нереализованный экономический потенциал торговых отношений России и Германии, который, к сожалению, в ближайшее время вряд ли будет освоен. Некоторые факторы говорят об ухудшении дипломатических отношений между нашими странами. И в дальнейшем развитие экономических отношений во многом будет зависеть от политической позиции Германии и внутренней политики Евросоюза в отношении России», — указывает Елена Веревочкина, управляющий Санкт-Петербургским филиалом РГС-банка.
Но перспектива выгодного сотрудничества все же должна пересилить политические неурядицы. «Политическая составляющая, безусловно, оказывает влияние на настроения в бизнесе, но все же они не являются определяющим фактором во взглядах немецких предпринимателей в отношении России, — делится мнением Вероника Любке. — В этом сезоне наша компания активно работала с рядом немецких фирм, занятых в производстве и обслуживании холодильного оборудования. Как минимум от десятка компаний мы получили поддержку в наших начинаниях и явную готовность сотрудничать с нашим партнером — российским производителем строительных материалов на основе полиуретана. Каждый руководитель не упустил возможности пообщаться с нами на темы политики, но все они говорили, что они, мол, предприниматели, а политика их не касается, все решает спрос и предложение, качество и цена. Так что по нашему опыту самое продуктивное сотрудничество с немецкими компаниями можно построить тогда, когда ценность продукта или услуги безоговорочно выше, чем дискуссия об их происхождении».
Немецкий консалтинг для российских компаний
Качественный консалтинг из Германии становится все более востребован не только среди иностранных компаний в России, но и у российских предприятий. Об этом рассказывает Ульф Шнайдер, основатель и президент консалтинговой компании Schneider Group.
— Как вы пришли к тому, чтобы открыть консалтинговый бизнес в России?
— Я долго мечтал о своем бизнесе. Не зря говорят, что мечты должны сбываться, хотя и не без усилий, конечно. До того как открыть бизнес, я пять лет отработал финансовым директором в немецкой компании Allianz. В 2003 году я понял, что западным компаниями, которых в России появляется все больше, нужна помощь, так как российское налоговое и бухгалтерское законодательство вызывает сложности. А поскольку это как раз моя специализация, то я увидел здесь возможности помочь им в сфере бухгалтерии и налогов, чтобы они могли сфокусировать усилия на продажах своих продуктов.
— Schneider Group изначально позиционировалась как партнер для зарубежных компаний на рынке России и СНГ. Значит ли это, что вы работаете исключительно с зарубежными заказчиками?
— Еще до недавнего времени мы были сфокусированы исключительно на западных компаниях, в особенности на немецких, австрийских и швейцарских. Только изредка среди наших клиентов можно было встретить российскую компанию. Сейчас мы активно развиваем отношения с российскими компаниями и готовы предложить им такие услуги, как финансовый менеджмент, трансформацию отчетности МСФО, сопровождение для выхода на рынки стран, где у нас есть офисы, например в Беларусь, Украину, Казахстан, Узбекистан, Армению, Польшу, Австрию и, конечно, Германию.
— Какие направления консалтинга сегодня наиболее востребованы среди услуг Schneider Group и, как вы думаете, почему?
— В свое время мы успешно запустили бизнес-линию бухгалтерского аутсорсинга, которая активно и быстро развивается: сначала это была только бухгалтерия, потом бухгалтерский менеджмент, а сейчас это уже финансовый менеджмент и анализ. В текущем году заметно востребована услуга временного управления компанией (interim management), это когда функции генерального, финансового и административного директора берем на себя мы. Это очень удобно клиентам, которым нужна временная помощь в управлении компанией. Например, когда клиент запускает локализацию производства в России, ему необходима не только юридическая и налоговая поддержка, но и анализ рынка, подбор персонала и решение других задач, которые он отдает на аутсорсинг. Кроме того, сейчас мы стали предлагать клиентам и рынку нашу собственную разработку — онлайн-платформу Client Login для перевода кадрового делопроизводства полностью на безбумажную основу. Эта платформа позволяет создавать, редактировать, согласовывать заявления сотрудников, авансовые отчеты, путевые листы и другие кадровые документы онлайн и избавляет сотрудников от работы с бумажными документами. Так что я своим клиентам и партнерам часто говорю, что не нужно бояться заниматься бизнесом в России и никогда не нужно останавливаться на достигнутом.
Фото предоставлено Schneider Group
«Мы планируем расширять производство»
Несмотря на связанные с пандемией трудности, рынок строительных материалов в России имеет большой потенциал и немецкие компании планируют наращивать свое присутствие на нем. Об этом рассказывает Александр Зайцев, генеральный менеджер строительного подразделения Henkel Bautechnik.
— Как вы оцениваете влияние пандемии на российский рынок строительства и строительных материалов?
— Безусловно, локдаун в целом отрицательно повлиял на рынок строительства в России: многие стройки из-за карантина были заморожены, был период, когда производящие стройматериалы компании могли поставлять свою продукцию только на социально значимые объекты. С другой стороны, государство активно поддерживает ипотечные программы: за сентябрь был выдан почти рекордный объем ипотечных кредитов, и это стимулирует строительство жилья. Мы видим, что ситуация стабилизируется, рынок имеет хорошую базу, и показатели в конце года будут позитивными.
— В 2020 году Henkel отмечает тридцатилетний юбилей в России. Какой вклад внесло клеевое подразделение в развитие компании, а также в развитие масштабных инфраструктурных объектов в РФ?
— Мы успешно развиваем в России ряд значимых направлений. Прежде всего это индустриальные клеи, которые применяются в самых различных отраслях экономики, например в автомобилестроении. Скажем, для электробусов, которые ездят по Москве и производятся на КамАЗе, мы поставляем большие объемы нашей продукции — клеевых решений. Успешно развивается потребительское направление клеев от Henkel — наш легендарный бренд «Момент». А наше подразделение Bautechnik с брендом Ceresit входит в тройку лидеров производителей строительных смесей в России. В некоторых сегментах мы абсолютные лидеры — например, в таких направлениях, как производство штукатурных фасадов. Наши решения и материалы использовались в крупнейших стройках по всей стране: жилых домов, школ, больниц и других социальных учреждений. Мы принимали участие в подготовке к Олимпиаде в Сочи 2014 года и к чемпионату мира по футболу — 2018, поставляли свою продукцию для возведения стадионов и объектов инфраструктуры.
— Что можно сказать о планах развития Henkel в России, в частности о дальнейшей локализации производственных мощностей? И как вы оцениваете потенциал российского рынка?
— В России у Henkel десять заводов, шесть из которых производят сухие строительные смеси под брендом Ceresit: это Коломна, Ульяновск, Невинномысск, Челябинск, Новосибирск, в 2019 году мы открыли новый завод в Тосно Ленинградской области. Ежегодно мы поставляем на рынок более 600 тысяч тонн продукции. Сейчас мы планируем расширять производство в Коломне, там мы построили, по сути, новый завод полимерной продукции. Мы убеждены, что нынешние трудности — временные и строительный рынок в России имеет большой потенциал. В России еще нужно очень много построить и очень много отремонтировать. Поэтому очень важно, чтобы для развития строительного бизнеса создавались благоприятные условия.
Фото предоставлено компанией Henkel Bautechnik
Модульное строительство из Германии
Модульные быстровозводимые конструкции зданий становятся особенно востребованы в России, и немецкие компании успешно развивают этот бизнес. Об этом рассказывает руководитель службы маркетинга компании Roder в России Павел Настин.
— Как развивается деятельность компании Roder в России?
— Компания Roder начала свою деятельность в России в 2006 году и за это время реализовала более двух тысяч проектов: от создания временной инфраструктуры крупных спортивных соревнований, таких как Олимпиада в Сочи 2014 года и Универсиада-2013 и 2019 до строительства терминалов аэропортов и современных ледовых арен. Востребованность технологии Roder получили за счет того, что скорость строительства и высокая надежность здесь достигаются за счет применения модульной схемы на основе готового каркаса из профилированного алюминия. Модульные решения Roder позволяют успешно создавать пространства для самых разных заказчиков.
— Почему модульные схемы строительства востребованы сейчас в России?
— Модульные конструкции Roder идеально подходят для создания временных павильонов крупных спортивных соревнований и форумов за счет легкости монтажа, отсутствия фундаментов и возможности многократной сборки. Монтаж конструкций Roder не похож на капитальное строительство — он быстрый, нешумный и экологически чистый. Традиционное и зарекомендовавшее себя немецкое качество сборки и материалов — одно из преимуществ компании, но в ближайшее время мы планируем локализовать производство алюминиевых профилей, а цех пошива тентового полотна уже работает в Подмосковье. Специфика последнего времени отразилась и на нашем бизнесе: в 2020 году компания Roder выполнила поставленную правительством Москвы задачу: всего за два с половиной месяца возвела в Москве 52 полностью оборудованных госпитальных корпуса, строительство велось одновременно на 17 площадках.
— Каковые ближайшие планы Roder в России, на чем вы планируете фокусировать свою деятельность?
— В связи с пандемией рынок ивентов, а следовательно, и поставщиков услуг, связанных с организацией и оснащением мероприятий, значительно сократился, поэтому мы видим развитие нашего бизнеса в направлении индустриальных и логистических решений. Наши быстровозводимые конструкции способны служить долго и обеспечить полный функционал капитальных строений, не требуя при этом значительных затрат на эксплуатацию. Находясь внутри готового здания, вы не сможете отличить его по качеству от хорошего капитального сооружения. Архитектурная технология Roder позволяет использовать легкое здание многократно, дать ему вторую, третью или, может, даже четвертую жизнь трансформировав, скажем, административное здание в торговый павильон. В «родерах» можно строить ледовые арены, спортивные залы, ангары, цеха, склады, медицинские корпуса, административные и ритейл-объекты — широкий отраслевой спектр. При этом наша компания не просто занимается дистрибуцией немецких конструкций, мы выполняем полный комплекс работ, начиная с обследования площадки, создания концепта и проектирования зданий до обслуживания готовых конструкций.
Фото предоставлено компанией Roder
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl