Троллейбус эффективнее и автобуса, и подавно электробуса

ЭкспертБизнес

Пока шумят провода

Группа специалистов транспортной отрасли настаивает: троллейбус эффективнее и автобуса, и подавно электробуса. И с результатами их расчетов трудно не согласиться

Александр Астапов

Александр Демьянчук/ТАСС

Десятого октября в Общественной палате прошла презентация аналитического отчета «Троллейбусный транспорт в России. Состояние и перспективы рынка». Авторы и докладчики — специалисты и руководители Российского университета транспорта (МИИТ), Международной ассоциации предприятий городского электротранспорта (МАП ГЭТ), петербургского Проектно-конструкторско-технологического института (ПКТИ) и консалтинговой компании Strategy Partners.

Россия по сей день самая троллейбусная страна в мире.

Суммарно протяженность троллейбусных маршрутов в 83 городах страны составляет 9000 километров. На них работают 7148 «рогатых». Но из них четверть старше 15 лет, а 468 машин, или 6% парка, — старше 30. Всего же из парка почти треть (2275 штук) — версии модели троллейбуса ЗиУ-9 образца 1972 года. При том что отечественными заводами освоено производство современных троллейбусов, в том числе с автономным ходом. Эти машины могут проехать участок без контактной сети длиной до 25 километров.

Стоит такая машина на треть больше «нормального» троллейбуса, поэтому используют их ограниченно на части маршрутов. Такая практика распространена, скажем, в Петербурге, где 9% троллейбусов — с автономным ходом. Тем не менее даже такие троллейбусные системы, по словам авторов доклада, эффективнее электробусов в среднем на 30%. Стоимость же эксплуатации троллейбусных систем относительно дизельных автобусов ниже на 1015%.

Проведенные авторами расчеты показывают, что на маршрутах с загруженностью до 350 пассажиров в час выгоднее автобус среднего класса, а до 100 — и вовсе малого. Свыше 2500 пассажиров в час требуют трамвайной линии — современной, выделенной, с двух-трехсекционной «матчастью». А вот в нише 3502500 пассажиров в час наиболее выгодными становятся троллейбусные линии. Таким образом, в городах с населением от 100 тыс. жителей электротранспортом должны перевозиться не менее 70% пассажиров.

И это при том, что троллейбусы в России дороги: цена машины с «удлинителем хода» — 35 млн рублей, «обычной» — до 27 млн, не в последнюю очередь по причине малосерийности, хотя это и меньше цены электробуса — 58 млн рублей.

Самый крупный производитель троллейбусов, ПК «Транспортные системы», в состоянии строить до 150 машин в год — крохи в сравнении с нынешними автобусными производствами. С продукцией которых, по идее, «рогатые» могли бы быть унифицированы по максимуму, как это заведено на европейских заводах, а в 1940-1950-е было и в СССР. Более того, с «поворотом на Восток» упрощается и процесс подбора комплектующих: китайцы давно увлечены электробусами, узлы шасси которых полностью идентичны троллейбусам.

Главная же причина непопулярности этого вида транспорта, по мнению авторов исследования, не дороговизна, а непонимание градоначальниками роли троллейбусов и трамваев в городской экосистеме. И потому власти на местах не идут на обновление этих систем, всего лишь давая им возможность доживать свой век, постепенно ветшая и приходя в упадок. Что в итоге заканчивается ликвидацией троллейбусного движения, как это происходит, к примеру, в Белгороде. При этом модернизация системы потребует инвестиций в размере 1,52 млрд рублей в контактную сеть и 5,5 млрд на полную замену подвижного состава. И это на миллиард меньше, нежели вложения в аналогичную автобусную систему.

Другой случай — Москва, где троллейбусная сеть ликвидирована в пользу электробусов под предлогами эстетического характера. Привели в пример и Липецк, где трамвай заместили троллейбусом для «расчистки» автомобильного движения… и спустя несколько лет перешли на автобусы.

Впрочем, есть и положительные примеры: восстановление маршрутов в Ростове-на-Дону, Чите и Альметьевске, линий Саратов — Энгельс и Махачкала — Каспийск, планируется развитие сети в Челябинске. За 20222024 годы ожидаются поставки более 400 новых троллейбусов. Но это единичные примеры, которых недостаточно как для развития троллейбусных транспортных систем, так и для производства этих машин. Даже для поддержания действующих систем нужно заменять не менее 570 троллейбусов в год, для замены подвижного состава со сверхнормативным сроком эксплуатации — от 750, а для выживания троллейбусных производителей, среди которых два расположены в Беларуси, — от 500 машин в год.

Исходя из этого, а также сугубо социальной роли общественного транспорта как замещающего личный не только «для бедных», но и в принципе с точки зрения общественной пользы, необходима государственная программа развития систем общественного транспорта. Авторы, и в первую очередь Александр Морозов, вице-президент МАП ГЭТ, настаивают на комплексном развитии систем тремя путями одновременно. Во-первых, нужен некий социальный стандарт обеспечения общественным транспортом (расстояния до остановок, интервалы движения, прокладка маршрутов). Во-вторых, перевод управления перевозчиками на брутто-контракты, когда стоимость услуг перевозчика не зависит от количества перевезенных пассажиров, что стимулирует его снижать затраты. А главное, необходима разработка и принятие на федеральном уровне методических указаний по разработке документов транспортного планирования, а также мер по контролю за их исполнением. Предлагается также не только техническая, но и нормативная унификация автобусов и троллейбусов — по нормам безопасности, должностным инструкциям и так далее, вплоть до водительских удостоверений и единой маршрутной сети.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новая бомба в джунглях демографии Новая бомба в джунглях демографии

Все тренды демографии вызывают тревогу ученых и ведут к экономическому хаосу

Эксперт
Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом

София Ионеску — первая женщина-врач, которая провела операцию на головном мозге

Forbes
Нитрид галлия идет на смену кремнию Нитрид галлия идет на смену кремнию

Самый совершенный в мире транзистор создают ученые из России

Эксперт
Хороший тон Хороший тон

Как добиться эффекта идеально гладкой сияющей кожи с помощью тональных средств

Лиза
Кофемания охватила крупнейшего ретейл Кофемания охватила крупнейшего ретейл

Розничная сеть «Магнит» запустила в Твери производство по обжарке и фасовке кофе

Эксперт
Главная роль Кэтрин Зета-Джонс Главная роль Кэтрин Зета-Джонс

Свою главную и самую сложную роль она играет не на сцене или в кино, а в жизни

Караван историй
«Не нужно нас дубинками загонять в рай» «Не нужно нас дубинками загонять в рай»

Какую угрозу массовые протесты несут стабильности Ирана

Эксперт
Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас! Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас!

Выясняем, почему мы не используем то, что приобрели, и как с этим справиться

Psychologies
«Мама — это где-то рядом с Москвой». В поисках точки абсолютного покоя «Мама — это где-то рядом с Москвой». В поисках точки абсолютного покоя

Помогут ли санкции вернуть промышленность на отдаленные северные территории

Эксперт
Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане? Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?

почему стоит смотреть новую драму Стефана Бризе «(Не)бывшие»?

Правила жизни
Часы войны Часы войны

Именно войнам мы обязаны появлением наручных часов

Вокруг света
Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

CHIP
Что это такое принцип Парето и как его применять Что это такое принцип Парето и как его применять

Оказывается, что 80% результата можно обеспечить 20% усилий

РБК
Парус, лыжи, кошки, спиннинг… Парус, лыжи, кошки, спиннинг…

В кратер вулкана на лыжах и неделя «вне зоны действия сети»

Вокруг света
Можно ли вылечить больное горло алкоголем? 7 неудобных вопросов врачу Можно ли вылечить больное горло алкоголем? 7 неудобных вопросов врачу

Вопросы, которые вы стесняетесь задать ЛОРу

Psychologies
Высокое собрание Высокое собрание

Кто такой коллекционер? Эксперт? Знаток? Ценитель?

Правила жизни
Австралийский миллиардер снова возобновляет работу над созданием копии «Титаника». Первый рейс запланирован на 2027 год Австралийский миллиардер снова возобновляет работу над созданием копии «Титаника». Первый рейс запланирован на 2027 год

Клайв Палмер возобновил строительство копии «Титаника»

Правила жизни
Что добавить в воду, чтобы быстро отмыть плиту: советы профессиональных клинеров Что добавить в воду, чтобы быстро отмыть плиту: советы профессиональных клинеров

Удаление жира с плиты — не самое увлекательное занятие. Что можно сделать?

VOICE
Анна Ялова Анна Ялова

О новых подходах в режиссуре экспозиций и чего ждать от «Манежа» дальше

Собака.ru
Время посещения древними людьми французской пещеры вычислили по саже в спелеотеме Время посещения древними людьми французской пещеры вычислили по саже в спелеотеме

Охотники-собиратели посещали памятник Поинтс в конце верхнего палеолита

N+1
Эта Барби — продюсер: как Марго Робби создает и поддерживает женское кино Эта Барби — продюсер: как Марго Робби создает и поддерживает женское кино

Как LuckyChap Entertainment спродюсировала «Барби»

Forbes
Самцы большинства видов млекопитающих оказались не крупнее самок Самцы большинства видов млекопитающих оказались не крупнее самок

Вопреки представлениям, самцы большинства млекопитающих не крупнее самок

N+1
Елена Лукьянова Елена Лукьянова

Зачем дорогам генеральная уборка и когда на ЗСД появится безбарьерный проезд

Собака.ru
Авторы фильма о Раисе Горбачевой: Мы сняли кино о любви, которую победила политика Авторы фильма о Раисе Горбачевой: Мы сняли кино о любви, которую победила политика

Раиса Горбачева: чему нас может научить ее образ сегодня?

СНОБ
Самки шимпанзе не перестали играть со своими детенышами в условиях нехватки пищи Самки шимпанзе не перестали играть со своими детенышами в условиях нехватки пищи

Ученые наблюдали за игровым поведением шимпанзе в течение десяти лет

N+1
Что может взойти на российско-китайском огороде Что может взойти на российско-китайском огороде

Потенциал сотрудничества России и Китая в сегменте овощей и картофеля

Агроинвестор
Премиальный полуприцеп заезжает в свободную нишу Премиальный полуприцеп заезжает в свободную нишу

«Вагнермайер Руссланд» намерен взять лучшее от своего зарубежного партнера

Монокль
Лариса Лужина: «Я не встречала вечной любви» Лариса Лужина: «Я не встречала вечной любви»

У меня спрашивают: «Что же ты, не могла замуж выйти?» Почему не могла? Могла!

Коллекция. Караван историй
Антидворянец: Бахрушин Антидворянец: Бахрушин

Ходят слухи, что Алексей Бахрушин внезапно сорвался в Петербург. Почему же?

Правила жизни
Как выглядели самые первые в истории президентские выборы в России Как выглядели самые первые в истории президентские выборы в России

Фотографии невероятного для России события — первых демократических выборов

Maxim
Открыть в приложении