Грибы перестают расти
Рынок культивируемых грибов близок к перепроизводству, но еще остается возможность роста — если открыть новые предприятия за Уралом и наладить глубокую переработку
Грибоводы поставили инвестиционные планы на паузу. По данным Минсельхоза, прошлом году в России было произведено почти 146 тыс. тонн грибов, это исторический рекорд. Но темпы роста производства заметно падают. Прежде рынок развивался за счет эффекта низкой базы после введения продовольственного эмбарго в 2014 году. До этого практически 90% культивируемых грибов в страну поступало из Европы, теперь же мы почти весь этот объем производим сами и даже частично экспортируем. Но если раньше инвесторов привлекали постоянно растущие цены на грибы и спрос на них, то теперь стоимость продукции остается стабильной и у многих уже не покрывает издержки. Эксперты рынка уверены, что эффективные компании еще могут открывать новые предприятия за Уралом, где крупных производств культивируемых грибов почти нет. Другой путь для органического роста — немедленно заняться переработкой.
Царство шампиньона
Культивированием грибов начали заниматься во Франции и Италии еще в XVII веке, до Российской империи идея докатилась веком позже. Однако уже в XIX и начале XX века русские грибоводы получали мировые награды за уникальные, предельно эффективные технологии выращивания шампиньонов (в переводе с французского — «гриб»), вызывая ревность у европейцев. Шампиньон и сейчас господствует на мировом рынке за счет своей быстрой всхожести, повышенной сохранности, упругости и ярко выраженных вкуса и аромата. Но в царской России ввиду дороговизны производства такие грибы были доступны лишь элите, поэтому неудивительно, что после революции новая власть отвергла их как аграрную культуру.
В 1940-е годы грибы превратились в дополнительный продовольственный ресурс, однако культивация их так и не началась: все ограничилось исключительно сбором дикоросов. Лишь в середине 1990-х отдельные фермеры-энтузиасты начали тепличное выращивание шампиньонов, причем без заметных успехов: грибы получались очень дорогими и не могли конкурировать с дикоросами или более дешевым — за счет веками отработанной технологии — импортом. Даже в 2000-е свыше 95% из примерно 70 тыс. тонн культивируемых грибов в Россию поставляли предприятия Евросоюза, в основном Польша.
Инвесторы пошли по грибы
Все изменилось после введения продовольственного эмбарго в 2014 году. Шампиньоны подорожали втрое, соответственно снизилось и потребление — до 40 тыс. тонн в год. Но бизнес в этом увидел перспективу. В отрасль хлынули инвестиции, подогреваемые мерами господдержки в виде льготного кредитования — краткосрочного, до года, и инвестиционного, на срок от двух до восьми лет при пониженном НДС в 10%. Уже в 2017 году производство шампиньонов выросло более чем в четыре с половиной раза по сравнению с 2014-м и достигло почти 24 тыс. тонн, еще примерно 22 тыс. импортировалось. В 2019 году в стране выращивалось 67 тыс. тонн грибов.
«Крупные компании в то время сразу нацеливались на высокотехнологичное производство, что резко сокращало себестоимость выращивания грибов за счет автоматизации и стандартизации технологических процессов, — рассказывает генеральный директор технологической компании “Школа грибоводства” Александр Хренов. — Это на самом деле очень непростой процесс, поскольку урожайность и качество продукции зависят от тщательного соблюдения технологий и множества других факторов. Очень важна и специальная подготовка кадров, чем мы в том числе занимаемся. Но до сих пор остро не хватает квалифицированных специалистов». Технологически современное производство шампиньонов включает в себя несколько десятков позиций, основными из которых являются емкости или тоннели для компоста, комбайн для его подачи, линии подготовки почвы, климатическое оборудование, автоматические машины для сбора и сортировки грибов, упаковочная линия и многое другое.
По словам Александра Хренова, в 2014 году в стране насчитывалось около 60 производителей шампиньонов, но это были в основном мелкие предприниматели. В 2018-м и 2019-м появились 12 крупных предприятий, которые и заместили почти весь импорт. Мелкие же компании вымывались с рынка, и сейчас в стране работает всего 45 ферм. В числе лидеров — «Грибная радуга» и недавно поглощенный ею «АгроГриб», «Воронежский шампиньон», Грибная компания, «Мастер Гриб», «Зеленая линия» и другие.
«За четыре года “Мастер Гриб” стал одним из лидеров отечественного грибного бизнеса, выйдя на полную проектную мощность, а это 10 тысяч тонн свежих шампиньонов в год, или 30 тонн в день, — рассказывает учредитель и совладелец компании “Мастер Гриб”