Пестицидам нужна своя химия
Российские производители пестицидов приступают к выпуску ингредиентов для них. Похоже, в этом им готовы помочь компании крупнотоннажной химии, задумавшиеся о производстве базовых элементов для этих ингредиентов
Для российского агропрома постепенно снижается риск остаться без пестицидов из-за ухода иностранных производителей. На днях один из крупнейших российских производителей пестицидов «Щелково-Агрохим» объявил о создании первого в стране производства ингредиентов для них. Сейчас действующие вещества для пестицидов почти на 100% импортируются (из Китая и частично из недружественных стран), что сдерживает замещение выбывающих с российского рынка европейских препаратов для растений. «Щелково-Агрохим» будет синтезировать пока только шесть соединений из более чем 600, используемых производителями основных химических средств защиты растений (ХСЗР). Но эти соединения входят в топ-20 самых востребованных, базовых молекул для синтеза пестицидов. Ранее свои способы синтеза действующих веществ для ХСЗР изобрел другой лидер рынка — компания «Август», открывшая два года назад свой завод в Китае. Сейчас компания расширяет там линейку базовых веществ для выпуска пестицидов. Она же намерена развернуть к 2025 году аналогичное наукоемкое производство в России для синтеза новых действующих веществ.
Помимо этих компаний созданием собственного производства сырья заинтересовались и другие производители ХСЗР, но их останавливает то, что базовые элементы и для действующих веществ все равно придется закупать в Китае. Как стало известно «Эксперту», производитель минеральных удобрений «Уралхим» и нефтехимическая группа компаний «Титан», похоже, задумались над выпуском части таких базовых элементов. И это было бы весьма своевременно в условиях ухода с рынка иностранных инновационных компаний, прекращения поставок от крупнейших глобальных производителей пестицидов (Bayer AG, БАСФ, БКС и прочие).
Не пролечишь — не поешь
Вслед за ростом агропроизводства во всем мире за последние семь лет рынок средств защиты растений удвоился и достиг к прошлому году 75 млрд долларов. Большая часть из них, свыше 63 млрд долларов, приходится на традиционные химические средства защиты растений — пестициды (от лат. pestis — «зараза», caedo — «убивать»), хотя доля биопестицидов в последнее время тоже активно растет под влиянием развития «зеленой» экономики. Но пестициды все равно остаются базовым «лекарством» для растений и подразделяются на виды в зависимости от мишеней, всего их 16. Наиболее популярные у аграриев гербициды борются с растениями-сорняками; инсектициды отпугивают или ликвидируют насекомых; фунгициды обезвреживают грибки; десиканты подсушивают растение перед сбором (предотвращая болезни); регуляторы роста поддерживают нормальное развитие стебля и так далее (есть даже моллюскоциды и зооциды, отваживающие живность от полей).
Затраты российских аграриев на ХСЗР и объемы закупок за последние семь лет выросли вдвое — до 117 млрд рублей и 213 тыс. тонн соответственно в прошлом году. Этому способствовали расширение посевов, освоение новых химических и биологических агротехнологий. Причем в последние три года рынок прибавлял наиболее активно — по 15–20%, в том числе за счет увеличения цен на зерновые и масличные, что позволяло аграриям тратить больше денег на здоровье своих растений. Отчасти поэтому в 2022-м, очередном рекордном году, урожайность зерновых, по данным Минсельхоза на август, повысилась почти на 20% в сравнении с прошлым годом — почти до 40 центнеров с гектара в среднем по стране (десять лет назад было всего 18,3 центнера с гектара).
Незаменимые есть
Российские производители пестицидов занимают более половины рынка. В целом за пять лет объем российского производства пестицидов увеличился на 45%, до 131 тыс. тонн. Двум крупнейшим компаниям — «Август» (оборот свыше 30 млрд рублей) и «Щелково-Агрохим» (25,4 млрд рублей) — принадлежит более двух третей выручки российских производителей ХСЗР. По обороту от них кратно отстают такие компании, как «Союзагрохим», Кирово-Чепецкий завод «Агрохимикат», «ФМРус» и другие.
Лидеры рынка постоянно наращивали объемы производства не только дженериковых препаратов, но и пестицидов собственного изготовления из импортных ингредиентов. Производственные мощности российских компаний растут, почти все лидеры рынка так или иначе расширяли их, совершали экспансию в новые регионы, ставя там предприятия с нуля. По оценкам аналитического агентства «Плодородие», в 2022 году совокупные мощности российских предприятий ХСЗР оценивались в 300 тыс. тонн в год при общей потребности рынка немногим более 200 тыс. тонн в год (причем это с учетом импорта). Частично мощности производителей загружены и для поставок на экспорт в страны СНГ — это 15–20 тыс. тонн в год.
Если до этого года иностранным участникам российского рынка приходилось тесниться под нажимом новых отечественных продуктов, то теперь вмешалась геополитика. В прошлом году на страны Евросоюза, а также Индию приходилось 13% всех реализованных в России ХСЗР, на Китай почти столько же (еще 17% приходится на толлинг — сборку препарата в России из поставляемых иностранным партнером ингредиентов строго для последующего беспошлинного экспорта). Как изменится соотношение импорта в этом году, непонятно, но преимущество очевидно будет за Китаем. «В этом году в России уже приостановили деятельность инновационные европейские компании Pioneer, Corteva, Haifa и FMC, — рассказывает управляющий агроконсалтинговой компании “Новое земледелие” Сергий Ризанов. — А ведущие поставщики наиболее инновационных ХСЗР, такие как BASF, Bayer Crop Science, Syngenta, которым принадлежат незаменимые на рынке препараты, приостановили поставки до конца года». По его словам, это означает, что сокращается ассортимент, исчезают на неопределенное время препараты, под которые закупались определенные семена, другие сопоставимые с ними ХСЗР и прочие технологии. То есть с уходом ряда европейских компаний с российского рынка у аграриев нарушаются технологические цепочки. «Новое земледелие» насчитало по нескольку препаратов у ведущих глобальных компаний, дженерики которых не производят в России. Их гербициды (которые используют в объеме до двух третей от доли всех пестицидов) отличаются друг от друга по многим характеристикам, таким как наименьший вред растению и окружающей среде, эффективность, низкое привыкание к ним мишени и прочие. «Российским производителям надо срочно смотреть в сторону производства дженериков тех препаратов, которые наиболее востребованы аграриями», — заключает Сергий Ризанов.
Российские производители СХЗР давно рады расширять свой ассортимент, у них пустует половина мощностей. По данным Российского союза производителей ХСЗР, ряд компаний уже работает над замещением выбывающих европейских препаратов, замены которым нет даже в Китае, который занимает, между прочим, 80% мирового рынка пестицидов. «Предпосылки к росту производства есть: это растущие в мире цены на продовольствие, стимулирование российским Минсельхозом вовлечения новых земель в сельхозоборот и конкуренция между аграриями за качество зерна», — говорит вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.
Короткий путь к своей молекуле
Не хватает же главного: ингредиентов собственного производства. Сейчас ингредиенты для производства ХСЗР почти на сто процентов завозят из Китая. В России лишь некоторые простые молекулы действующих веществ (ДВ) для ХСЗР в незначительных объемах выпускает несколько компаний для собственных нужд. На этом фоне рынок удивила «Щелково-Агрохим». Генеральный директор компании академик РАН Салис Каракотов заявил в конце сентября на конференции «Агроинвестора» «Растениеводство России — 2022», что «Щелково-Агрохим» разработала синтез сразу шести сложных ингредиентов для производства гербицидов и вскоре приступает к производству этих ДВ. «Рост объемов ввоза действующих веществ для СХЗР вырос и будет расти по мере спроса, но расти при этом будут и цены из-за закрытия заводов в Китае, — говорит Салис Каракотов. — Что нам было делать дальше? Мы уже давно поняли, что придется неизбежно производить свои действующие вещества. Выбрали шесть наиболее сложных молекул, которые в следующие десятилетия будут очень востребованы. Сейчас проектируем производство на площадке в Подмосковье». По словам руководителя компании, инвестиции в проект составят от двух до четырех миллиардов рублей в зависимости от выбора оборудования и прогнозов спроса. Речь идет о производстве таких химических элементов, как римсульфурон, никосульфурон, трифлусульфурон-метил, трибенуронметил, флорасурам и имазамокс. Салис Каракотов добавляет, что компания готова полностью закрыть потребности российских производителей ХСЗР в этих ингредиентах — оценочно это 10–20 тыс. тонн в год. И отчасти решить проблему роста цен на импортные ингредиенты: в прошлом году они выросли на 50–350%, что привело к резкому удорожанию (на 30–60%) и самих пестицидов даже у российских производителей.
Производство действующих веществ для ХСЗР в России было почти полностью утрачено с распадом СССР, а возрождать его не было смысла из-за устаревших технологий. По словам президента Российского союза производителей ХСЗР Владимира Алгинина, сейчас с развитием новых вычислительных возможностей и больших сдвигов в химии материалов появились новые методы синтеза базовых элементов, которые и побудили «Щелково-Агрохим» к изобретению своего способа получения необходимых молекул. «Одну и ту же молекулу можно получить разными методами, с использованием разного числа базовых соединений, катализаторов, оборудования и многого другого, — поясняет Владимир Алгинин. — Компании, которые в процессе исследования находят наиболее короткий и чистый путь, регистрируют свои ноу-хау». Например, молекулу римсульфурона (C14H17N5O7S2) можно «собрать» тысячами способов, и лишь несколько будут эффективными.
На горизонте — базовый элемент
Даже при создании своего метода синтеза ингредиентов российские производители все равно столкнутся с такими же проблемами при импорте базовых компонентов для производства действующих веществ ХСЗР. Предвидя это, пионер на российском рынке ДВ для ХСЗР, компания «Август», два года назад открыла в Китае (по причине близости к основному сырью) свой завод по выпуску ингредиентов.
«Август» с китайским партнером JAL Co. на паритетных началах вложил с 2015 года 80 млн долларов в совместное производство (Hubei Avgust Pesticide Co. Ltd) в провинции Хубэй. Первый цех завода заработал в 2020 году, сейчас построено уже восемь производственных цехов, четыре из которых задействованы в изготовлении продукции. Изначально это были фунгицидные ДВ тебуконазола и пропиконазола. В этом году налажен выпуск еще трех ДВ — уже для препаратов гербицидного действия. С начала 2022 года на «Август-Хубэй» было выпущено 893 тонны пропиконазола и 182 тонны тебуконазола, а также новые виды продукции: 90 тонн метамитрона и 30 тонн имазамокса. Проектная мощность предприятия после завершения строительства должна составить около 7500 тонн действующих веществ в год, выпускать планируется не менее 36 наименований. Эти активные компоненты поставляются как для заводов «Августа» в России и Белоруссии, так и для сторонних покупателей. «На строительство, оснащение и функционирование нашего относительно нового предприятия так или иначе влияют и энергетический кризис, и большая волатильность рыночных цен на компоненты и полупродукты, — рассказал “Эксперту” генеральный директор АО Фирма “Август” Михаил Данилов. — Однако в любом случае собственный синтез является важным элементом стабильности работы производителя средств защиты растений полного цикла. Это позволяет оптимизировать закупки зачастую дефицитных активных ингредиентов и минимизировать риски срыва поставок на наши площадки, где производятся препараты».
Создание же собственных базовых компонентов для ДВ — процесс наукоемкий и длительный, в среднем на синтез одной молекулы требуются до 10–15 лет и значительные затраты: по оценке международного бюро McDоugal, до 300 млн долларов. Тем не менее к 2025 году «Август» планирует построить в городе Черноголовке собственный научно-исследовательский центр (НИЦ), в котором наряду с созданием инновационных формул ХСЗР планируется разрабатывать технологии синтеза и получения ДВ для ХСЗР. «Научный поиск в этом направлении уже ведется, и в настоящий момент “Август” получил патент на группу соединений, не описанных ранее в литературе и обладающих высокой гербицидной активностью. Планируемый объем инвестиций в проект НИЦ составляет 3,4 миллиарда рублей», — поделился планами Михаил Данилов.
В этом он рассчитывает на сотрудничество с крупной и среднетоннажной химией. «Ограничения со стороны недружественных стран подталкивают наши химические компании к воссозданию производственных мощностей мало- и среднетоннажной химии. Их появление внутри страны будет означать, что в перспективе синтез многих известных продуктов, включая действующие вещества для пестицидов, будет возможен на собственной сырьевой базе», — считает Михаил Данилов. Владимир Алгинин и Салис Каракотов сообщили «Эксперту», что речь идет о компании «Уралхим», которая прежде не имела отношения к ХСЗР, выпуская только миллионные партии минеральных удобрений. «Омская группа “Титан” и компания “Метафракс” тоже интересуются синтезом базовых элементов для ДВ, мы готовы предоставить им возможности нашей лаборатории и некоторые наработки», — говорит Салис Каракотов. В «Уралхиме», «Метафраксе» (среднетоннажная химия) и в группе «Титан» пока не ответили на вопросы «Эксперта». «Но видя, что в стране, возможно, скоро начнется производство хотя бы части базовых элементов для выпуска ДВ, некоторые наши производители ХСЗР будут готовы сами для себя делать активные вещества из них, — говорит Владимир Алгинин. — Это будет уже второй этап, поскольку речь пойдет о создании ДВ, которых требуется не так много. А на первом этапе надо накопить компетенции по выпуску средних тоннажей в тысячи тонн основных ДВ, что уже сейчас и происходит».
Фото: UMA\TASS
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl