Режиссер суперхита «Движение вверх» — о своем новом фильме «Сердце Пармы»

ЭкспертРепортаж

Антон Мегердичев: «Я прогнозирую кризис полнометражного кино. Не только у нас»

Режиссер кассового суперхита «Движение вверх» — о своем новом фильме, о том, как шла работа над самой масштабной в истории российского кинематографа батальной сценой, и о том, что необходимо для создания отечественных блокбастеров

Вячеслав Суриков

Антон Мегердичев — режиссер «Движения вверх», первого российского фильма, собравшего в отечественном прокате больше трех миллиардов рублей

Шестого октября в отечественный прокат выходит фильм «Сердце Пармы» по одноименному роману Алексея Иванова. Он рассказывает историю противостояния пермских князей с вогульскими племенами и князьями московскими. Его поставил Антон Мегердичев, режиссер таких фильмов, как «Бой с тенью — 2», «Темный мир» и «Метро». Его самая успешная на сегодняшний день работа — «Движение вверх»: она стала первым российским фильмом, собравшим в отечественном прокате больше трех миллиардов рублей. «Эксперт» поговорил с режиссером о его профессиональной судьбе и о том, как снимается большое кино.

— Что с вами произошло после успеха фильма «Движение вверх»?

— Честно говоря, ничего, кроме какой-то небольшой шумихи вокруг меня, не произошло. Стали чаще звонить и больше предлагать спортивные фильмы. Практически все фильмы про спорт, которые сейчас кем-то сняты, я знаю. Я почти сразу подписал контракт на «Сердце Пармы». При этом даже пошел на некоторые компромиссы и ухудшение своего материального положения.

— Почему вы остановили выбор на «Сердце Пармы», а не пошли по уже проторенному пути и не сняли еще один эффектный фильм про спорт?

— У меня получается что-то только один раз. Люблю заниматься тем, что не очень понимаю, как сделать. Таким проектом было «Движение вверх». Аналогичным проектом стало «Сердце Пармы». Дилетантизм в хорошем смысле слова позволяет мне увидеть историю незамыленным глазом. Поэтому после «Движения вверх» я не рассматривал фильмы про спорт.

— По каким еще параметрам вы оценили «Сердце Пармы» как интересный для себя проект?

— На дворе был 2018 год, и мне хотелось взяться за работу над фильмом, в котором зрелищность совмещается с философской подоплекой. Роман Алексея Иванова понравился мне тем, что не позволяет сделать однозначные выводы. Он заставляет человека ставить вопросы перед самим собой и размышлять. Кроме того, это предложение мне сделал Игорь Толстунов, с которым, считаю, я сделал свой лучший фильм — «Метро».И мне захотелось снова поработать с ним.

— Какова была ваша степень свободы в принятии решений при том профессиональном статусе, который вы приобрели благодаря «Движению вверх»?

— Конечно, ко мне прислушиваются, но при этом все равно приходится со всеми спорить и все доказывать. Съемки «Сердца Пармы» складывались не менее драматично, чем «Движения вверх». Существовали две его монтажные версии, которые без конца сравнивали. Это был очень нервный период, который оказался для меня тяжелее съемочного. В том, что касается моего положения, все как было, так и осталось. Чтобы иметь абсолютную свободу, нужно за нее платить. Никто мне деньги просто так не дает. У каждого, кто отвечает за финансирование проекта, своя точка зрения, их нужно соединить и при этом остаться самим собой.

— Осознаете ли вы, насколько велики ожидания у индустрии от вашего фильма?

— Если вы имеете в виду кассовые сборы, то очевидно, что до пандемии у этого фильма они превысили бы два миллиарда. Что будет сейчас — одному Богу известно. Никто, даже самый продвинутый аналитик, не в состоянии ничего спрогнозировать. Фильм выстроен в тренде зрительских интересов, как я их понимаю. И если привычка ходить в кино все-таки возобновится, то у «Сердца Пармы» отличные перспективы. Но возобновится ли она? Как это все будет? Каждый день нам приносит все новые и новые события. И подчас статьи в телеграме более драматичны, чем любое кино.

— Как вы придумали батальные сцены «Сердца Пармы» и как над ними работали?

— Мне пришла в голову идея снять сражение с понятной логикой. С ней я пришел к постановщику трюков Дмитрию Тарасенко, с которым сотрудничаю больше десяти лет на всех своих проектах. На первом этапе я и раскадровщик Алексей Якунин сидели за столом и рисовали каждый кадр этой битвы, каждый раз перед этим спрашивая Дмитрия: «А это можно сделать?» Мы выстраивали логику боя так, чтобы ее понял зритель. Старались ее сделать не слишком сложной и не слишком простой. Мы получили так называемый сториборд (последовательность рисунков, позволяющих выстроить визуальный образ фильма. — «Эксперт») и сделали по нему аниматик — примитивный мультфильм, который показывает, как должна перемещаться камера. И как только аниматик был просчитан, нам сказали: «Даже не думайте, на это нет средств».

И пришлось втискиваться в существующие возможности. И мы делали это практически все время. Постоянно что-то оптимизировали, сокращали, выкидывали, упрощали. Приходилось принимать парадоксальные решения, и иногда это шло картине на пользу. Монтаж батальной сцены (сцена, в которой войско Федора Пестрого вступает в битву с войском пермского князя Михаила Ермолаевича. — «Эксперт») я делал сам. Он занял у меня четыре месяца. За день я успевал сделать тридцать — тридцать пять секунд какой-нибудь атаки, чтобы это было более или менее убедительно и не бросались в глаза излишняя постановочность или несовершенство съемок. Семьдесят процентов усилий на создание таких сцен тратится при монтаже. В этом бою есть трехминутная сольная сцена главного героя, снятая одним кадром. Ее делали практически без меня, я лишь на монтаже над скоростями в ней чуть-чуть поработал. Это работа каскадеров и исполнителя главной роли Александра Кузнецова, который тренировался для съемок до изнеможения.

Одну из ролей в фильме «Сердце Пармы» сыграл Сергей Пускепалис, погибший а автомобильной катастрофе незадолго до премьеры

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Узбекистан: от хлопка к атомпрому Узбекистан: от хлопка к атомпрому

Реформы президента Мирзиёева активизировали развитие промышленности Узбекистана

Эксперт
Как питаться в стрессе: принципы полезной диеты — узнайте выводы ученых Как питаться в стрессе: принципы полезной диеты — узнайте выводы ученых

Как правильный рацион может помочь пережить стресс

Psychologies
«Властелин колец: кольца власти»: битва за мировое господство «Властелин колец: кольца власти»: битва за мировое господство

Сериал Prime Video с самым большим бюджетом за всю историю кинематографа

Эксперт
«Ей сложно конкурировать»: Меган Маркл посоветовали создать собственный бренд, основанный не на жалобах «Ей сложно конкурировать»: Меган Маркл посоветовали создать собственный бренд, основанный не на жалобах

Биограф намекнула Меган Маркл, что ей пора перестать жаловаться

VOICE
Закат Европы Закат Европы

Старый Свет лишается дешевой энергии — основы своей промышленности

Эксперт
Как выбрать лучший цвет комнаты для себя? Полезные факты Как выбрать лучший цвет комнаты для себя? Полезные факты

Что надо учесть при покраске стен

TechInsider
Туве Янссон Туве Янссон

Смерть настолько повсюду, что её не замечаешь

Дилетант
Как открыть банку без консервного ножа: 3 проверенных метода Как открыть банку без консервного ножа: 3 проверенных метода

Отсутствие открывашки не должно стать препятствием к консервированной пище

TechInsider
Египет и Эфиопия решают судьбу Нила Египет и Эфиопия решают судьбу Нила

К каким последствиям приведет строительство эфиопской плотины

Эксперт
«Явление улыбчивого медведя»: чем шокировали британцев Михаил и Раиса Горбачевы во время первого визита «Явление улыбчивого медведя»: чем шокировали британцев Михаил и Раиса Горбачевы во время первого визита

«Смотрины» — так назвал визит четы Горбачевых в Великобританию Рой Медведев

VOICE
Ура, завтра в школу! Ура, завтра в школу!

В России набирает популярность «Русская классическая школа»

Эксперт
Исследовательница из Гарварда назвала 8 типов сложных в работе людей (и как ладить с самыми невыносимыми) Исследовательница из Гарварда назвала 8 типов сложных в работе людей (и как ладить с самыми невыносимыми)

Первый шаг к общению с раздражающими коллегами — знать, с кем вы имеете дело

Inc.
Девственники поневоле: кто такие инцелы и за что они не любят женщин Девственники поневоле: кто такие инцелы и за что они не любят женщин

Инцел — это человек, который не может найти себе сексуального партнера

Maxim
Танцовщицы эротического театра Crave рассказали о своей работе Танцовщицы эротического театра Crave рассказали о своей работе

MAXIM встретился с танцовщицами театра Crave и задал откровенные вопросы

Maxim
Силы вещей Силы вещей

Вышла книга «Вещная жизнь», исследование позднесоветской материальной культуры

Weekend
Когда кран в хороших руках Когда кран в хороших руках

Как российские производители трубопроводной арматуры потеснили конкурентов

Эксперт
От ракушки на макушке до брейдов: 5 стильных и простых причесок для кудрявых волос От ракушки на макушке до брейдов: 5 стильных и простых причесок для кудрявых волос

Красивые и простые варианты причесок для обладательниц кудрявых волос

VOICE
«Привет, занят? Я тут куда-то нажал — и всё поломалось»: что бесит айтишников в рабочей переписке «Привет, занят? Я тут куда-то нажал — и всё поломалось»: что бесит айтишников в рабочей переписке

Как ошибки в коммуникации вредят работе

VC.RU
Безумно богатые русские: как олигархи объясняют свой успех талантом, умом и генетикой Безумно богатые русские: как олигархи объясняют свой успех талантом, умом и генетикой

Отрывок из книги «Безумно богатые русские. От олигархов к новой буржуазии»

Forbes
Начать заново Начать заново

Как две подруги основали в Воронеже студию реставрации старой мебели

Новый Очаг
7 простых способов сделать образ с курткой модным — самые стильные приемы осени 7 простых способов сделать образ с курткой модным — самые стильные приемы осени

Семь фэшн-хаков для холодной погоды

VOICE
Очень страшные истории: Очень страшные истории:

Старуха с бородавкой на щеке каркнула неприятное слово: "перепечь"

VOICE
Самые странные предметы, найденные в автомобилях механиками Самые странные предметы, найденные в автомобилях механиками

Владельцы автомобилей — страшные люди

Maxim
Как выбрать посудомоечную машину и не стоять у раковины каждый день Как выбрать посудомоечную машину и не стоять у раковины каждый день

Надоело решать, кто в семье моет посуду? Купите уже посудомоечную машину!

CHIP
Италия: резко вправо Италия: резко вправо

Победа итальянских правых партий сулит множество перемен

Эксперт
Юная отцеубийца Юная отцеубийца

Она стала символом бунтарства и не оставила равнодушным никого

Дилетант
Китайская Народная Республика Китайская Народная Республика

Чем личный поворот на Восток отличается от публичного и почему еда превыше неба?

Правила жизни
«Дома у нее точно не все в порядке»: как Индра Нуйи 12 лет руководит PepsiCo «Дома у нее точно не все в порядке»: как Индра Нуйи 12 лет руководит PepsiCo

Отрывок из автобиографической книги Индры Нуйи «Себе нужно верить»

Forbes
Как самому выбрать гитару и не ошибиться? Подсказка Как самому выбрать гитару и не ошибиться? Подсказка

Гитара — сложное произведение искусства и науки. Что нужно знать перед покупкой?

TechInsider
Как человечество закурило: международная история одной зависимости Как человечество закурило: международная история одной зависимости

Как же мы закурили — и когда?

Правила жизни
Открыть в приложении